Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игротерапия в инклюзивном детском саду






М.М. Прочухаева, педагог – психолог

О.Н. Лисютенко педагог – психолог

Групповая игротерапия – это особый способ взаимодействия с ребенком, в процессе которого ребенок получает новый опыт эмоционального переживания, получает возможность побыть таким, какой он есть, побыть «самим собой». Группа предоставляет возможности для установления многосторонних отношений, что невозможно в ходе индивидуальной игротерапии. Дети идентифицируют себя не только с психологом, но и с другими членами группы. Присутствие других детей уменьшает напряжение и стимулирует активность и участие в процессе. Группа пробуждает у детей спонтанность, они начинают с большей готовностью общаться с психологом и доверять ему.

Игровая комната в игротерапии представляет собой «идеальное место на Земле», где поощряется любое стремление ребенка проявить себя, где взрослый не дает оценок личности ребенка, ни при каких обстоятельствах не роняя достоинства ребенка, где взрослый является своеобразным плечом, когда у ребенка есть потребность опереться на него, или союзником, разделяющим интересы ребенка и способным показать «как это делается», когда ребенок обращается за помощью. Пожалуй, единственным ограничением в игровой комнате является нечто, угрожающее здоровью или жизни ребенка, например, драка.

Цель игровой терапии, центрированной на ребенке – дать ребенку свободу оценивать свое поведение, ценить собственный творческий потенциал и развивать внутреннюю систему вознаграждения и удовлетворения. Независимо от темы каждого конкретного занятия результатом является поддержание положительного образа «Я» ребенка.

В дополнение к ранним отношениям между родителями и ребенком или воспитателем и ребенком большую роль в детском развитии играют и отношения с друзьями-сверстниками. Эти отношения, которые начинаются в раннем детстве, являются более равными отношениями с иными целями, чем отношения со взрослыми.

Нами разработан цикл из 10 занятий с детьми от 3 до 6 лет. Занятия проводятся один раз в неделю по 1, 5 – 2 часа. Свобода ограничивается пространством, на котором проводятся занятия. Дети сами могут выбирать играть им или нет в предлагаемые игры или участвовать в них частично по мере возникновения желания и ощущения комфорта. Это предполагает, например, что если ребенок не готов уйти от взрослого, то он может все занятие простоять в «коленках» у мамы или бабушки или, как было у нас в одной из групп, пролежать на ковре столько, сколько нужно ему самому, глядя на то как развлекаются другие – и так до тех пор пока ему самому не захочется в чем-нибудь поучаствовать.

Этот цикл занятий нами проводится с 1993 г., а в детском саду N 1465 с 1997 г. и здесь впервые в группу стали включаться дети с генетическими проблемами.

У детей с генетическими проблемами в результате предубеждений, существующих в нашем обществе, ограничен круг общения со сверстниками. На игротерапевтической группе такие дети получают возможность общаться. Эти занятия обеспечивают принятие ребенка таким как он есть детьми и взрослыми, увидеть просто ребенка, а не его заболевание, помогают изменить свое отношение. В результате занятий у таких детей повышается инициативность, самостоятельность, активизируется речь, увеличивается коммуникабельность.

Дети с генетическими нарушениями очень часто котерапевтичны – готовы интересоваться, поддерживать и принимать других детей. В нашей практике были случаи эмоциональных привязанностей детей с синдромом Дауна и чрезмерно опекаемых детей (2 девочки и 2 мальчика). Их дружба была полезна всем.

Предлагаемые темы занятий.

Вводное, ознакомительное занятие, где участники группы знакомятся друг с другом и осваиваются в игровой комнате, как бы пробуют новые отношения.

Если вводное занятие направлено на стихийное, непроизвольное проявление личности ребенка, то на втором занятии хорошо предложить детям игры в парах и командах, провести своеобразную социометрию, пронаблюдать предпочтения детей.

Первые два занятия направлены на наблюдение за поведением детей и проходят в форме свободной игры. Ведущие наблюдают, включаясь во все, что предлагают дети, устанавливают контакты, смотрят на выбор партнеров по играм, предлагают свои игры без особых правил, направленных на раскрепощение и освоение пространства комнаты и тех игрушек, что в ней находятся. В конце каждого занятия ритуальное чаепитие и обмен впечатлениями. Никаких обязательных по кругу высказываний – просто кто хочет, можно перебивая друг друга, можно дополняя, т.е. как угодно.

«Ночное» занятие проводится в темноте, при свечах, с электрическими фонариками, занятие очень эмоционально насыщенное. В процессе происходит высвобождение ночных страхов, страхов темноты, агрессии. Одновременно дети получают возможность сплотиться «у огонька» перед темнотой, почувствовать себя одной командой.

Каждому ребенку дается фонарик, что дает ощущение комфорта и безопасности.

Диапроектором на стене обозначается экран, на котором дети и взрослые могут устраивать «театр теней». Занятие может проходить в форме путешествия на другую планету, поход в ночной лес, исследование пещеры, на пути могут встречаться страшилища, привидения и т.п.

Занятие заканчивается чаепитием при свечах.

Рисование пальцами.

Занятия с мукой и тестом.

Оба занятия направлены на высвобождение творческой энергии. Художественных задач не ставится. Главное – принцип удовольствия от использования самих материалов. Материалы пластичны. Эти занятия очень полезны детям, которые боятся пачкаться и тем, которые любят пачкаться. Пластичность материалов помогает детям лучше почувствовать свои границы или выстроить новые.

Предлагаемые игры с мукой. Дети сами высыпают муку из пакетов в ванночку, пересыпают, закапывают руки, «сокровища» - ракушки, монетки, бусики, маленькие игрушки и ищут их. Затем дети добавляют в муку соль и воду – месят тесто. Строят из теста замки, и все, что захочется им самим. Более младшие (до 4-х лет) предпочитают играм с мукой игры с водой.

Предлагаемые игры с красками. На блюдечках смешиваем различные краски, затем на больших листах рисуем руками общую картину: «Морской мир», «Дерево» из отпечатанных ладошек, «Волшебный лес». Занимаемся «бодиартом» - рисуем друг на друге и на ведущих тоже.

Требования к проведению этих занятий. Дети обязательно должны иметь сменную одежду.

Занятие – медитация – «Пикник» проводится под кассету «Звуки природы», под шум ручья и пение птиц. Занятие развивает фантазию, способность управлять своим телом, сочетая расслабление и напряжение, управлять своими эмоциями.

Дети отправляются в воображаемый поход на природу. Идем в цепочку, преодолевая препятствия, поднимаясь в горы и спускаясь в овраги, проплываем реки (сухой бассейн), пролезая через пещеры (тоннель) и под упавшими деревьями. В пути нас может застать гроза (кассета «Звуки природы» «Гроза»), прячемся в палатку, пережидая грозу. Кульминацией похода является пикник на полу под пение птиц.

В нашей практике именно занятие Пикник оказалось эффективным для детей, которые плохо едят. Один ребенок отказывался в саду от еды, пока ни сел на пол.

Занятие «строим дом». Из картонных коробок строится дом на 2-3 участника при помощи скотча, ножниц. Раскрашивается красками, фломастерами. В нашей практике были случаи, когда один ребенок хотел иметь отдельный дом – и вся группа помогала строить этот дом, т.е. не для себя, а для другого. На таких занятиях дети получают опыт сотрудничества в достижении совместной цели, опыт преодоления эгоцентризма, сублимируется разрушительность.

Занятие «Паутина». Для этого занятия очень удобно использовать рулоны туалетной бумаги. Туалетная бумага очень многофункциональный материал, замечательно подходящий для игротерапевтических групп.

В начале занятия дети превращаются в пауков и плетут паутину, опутывая мебель, дверные ручки и т.д. из туалетной бумаги, что требует ловкости, осторожности и согласованности действий, так как туалетная бумага легко рвется. Потом дети превращаются в ловких мух, которые летают между паутинок, не задевая их. Потом группа делится на 2 части: мух и пауков. Пауки ловят мух своей паутиной, набрасывая на них туалетную бумагу, На теле паутина ощущается прочной лентой, но вырваться из нее легко. Затем всю паутину дети разрывают на мелкие кусочки, из которых легко лепятся снежки. Можно делать большие сугробы и закапываться в них. Потом дети превращаются в куколок бабочки, обматывая друг друга туалетной бумагой с ног до головы, что является символом материнской утробы. Очень важно не торопить ребенка вылупляться из куколки. Как только он сам этого захочет, он разрывает бумагу и превращается в бабочку.Дети бегают по комнате – «летают», изображая бабочек.

На этом занятии дети получают телесный опыт безопасного нежного обращения с собой и другими, повышают самоконтроль, произвольность.

По нашему мнению это занятие заслуживает более подробного описания. Если все остальные занятия в цикле групповой игротерапии можно соотнести с обычной жизнью, с бытом, с детскими играми, то это занятие стоит особняком. Первое, что заставляет людей удивленно поднимать брови, услышав название, это материал, который в нем используется. Он слишком нестандартен. Туалетная бумага была выбрана неспроста и имеет важное психотерапевтическое назначение. Действительно, с использованием туалетной бумаги для игры связано слишком много запретов. Туалетная бумага легко рвется, но несколько ее слоев, намотанные на тело, создают ощущение панциря, что помогает ребенку обратить внимание на собственное тело, почувствовать его границы. Вообще, техника работы с туалетной бумагой затрагивает несколько «пластов» или «слоев» психической жизни человека: телесный, поведенческий, эмоциональный, архитипический. Ее можно рассматривать как систему упражнений на чередование активности и пассивности, напряжения и расслабления, координацию движений, как серию упражнений на проявление и отработку агрессии и позиции жертвы. В процессе игр с туалетной бумагой происходит глубинная проработка страхов, опыта рождения-смерти. Упражнение «превращение куколки в бабочку» можно рассматривать, например, как символический процесс «родов». Если у ребенка были патологии в родах, родовые травмы, или отсутствует опыт прохождения по родовым путям (кесарево сечение) – занятие с туалетной бумагой поможет в символическом плане сделать невозможное – побывать в материнской утробе и заново появиться на свет, минуя травмы. Советуем обратить внимание психологов на тех детей, которые боятся, избегают этого упражнения – это прямое указание на сложности, травмы в родах, По нашему опыту, такие дети, если решались поучаствовать в этом упражнении, то не могли насытиться им – оставались замотанными в бумагу долго. Если ребенка не торопить, а разрешить ему находиться в состоянии «куколки» столько, сколько нужно именно ему, дождаться, когда ребенок решит сам выбраться из панциря, то полученные переживания насыщают ребенка. Энергия у детей в конце этого упражнения существенно повышается.

Техника работы с туалетной бумагой является одной из форм телесной терапии. Если ребенок имеет родовую травму, то, во- первых, само это событие мы никак не можем изменить, ребенок может сам ничего об этом не знать и не может это обсудить. Во-вторых, трудно сказать, было бы полезно обсуждение подобных проблем. Телесные терапевты утверждают, что большинство психологических методов слишком рассудочны. Именно поэтому они трудно применимы в детской психотерапии. Но проработка подобных проблем в символическом плане дает положительные результаты. Терапевтические методы в телесной терапии исторически связаны с именем Вильгельма Райха. Райх верил, что механизмам психологической защиты, тормозящим здоровое функционирование организма, можно противостоять, модифицируя их с помощью прямого телесного контакта. Первичная природа человека – это состояние искреннего удовольствия, которое возникает, например, при детском любопытстве и изумлении. Удовольствие – это свобода телодвижения и свобода от мышечного напряжения. Согласно Лоуэну, одному из наиболее известных учеников Райха, «раскрепощение тела, включение его в жизнь» приближает нас к первичной природе человека и помогает ослабить отчужденность, испытываемую большинством людей.

Наша техника разработана специально для детей дошкольного возраста (но может применяться и для взрослых.), поэтому используется в форме сюжетно-ролевой игры. Заниматься можно индивидуально и в группе. В подобные игры можно играть и дома с родителями и друзьями. Это будет хорошим развлечением на празднике.

Каким детям полезно подобное занятие? По нашему опыту – агрессивным, легко впадающим в гнев, тревожным, боязливым, неуверенным в себе, детям с аутичными чертами, детям с низким мышечным тонусом. С 1997 года в игротерапевтические группы мы стали включать детей с генетическими проблемами (синдромом Дауна). Поскольку занятие с туалетной бумагой является универсальным – от него получают удовольствие все дети. Сама техника устроена таким образом, что оказывает психотерапевтическое воздействие, не взирая на то, кто проводит занятие – психолог, ассистент, педагог, родители, старшие братья или ребенок играет сам.

Целью нашей техники является проработка психологических проблем ребенка на телесном уровне.

Для начала опишем занятие. Оно состоит из этапов, которые мы пронумеровали для удобства.

Комната, где проводится игротерапия, превращается в Лабиринт. У каждого ребенка в руках рулон туалетной бумаги, и дети превращаются в осторожных пауков и плетут паутину – они обматывают туалетной бумагой всю комнату. Можно пропускать ленты туалетной бумаги через дверные и оконные ручки, стулья и люстры – все, что находится в вашей комнате. Это упражнение выполняется с осторожностью. Есть свои сложности – туалетная бумага легко рвется, не все дети ловко двигаются. Поэтому с самого начала игры идет интенсивное групповое взаимодействие - дети сплачиваются в одну команду. Ведь от слаженности команды, от действий каждого зависит игра всех.

Все дети превращаются в осторожных М ушек, которые летают между паутиной так аккуратно, что она не рвется.

Ведущий становится злым пауком и пугает мух. Мухи запутываются в паутине, освобождаются, разрывая паутину.

Дети делятся на две группы – Пауков и мух (преследователей и жертв). Злые и голодные пауки ловят мух полосками туалетной бумаги. Важно, чтобы каждый ребенок смог побыть и пауком, и мухой. В роли пауков (агрессоров) дети тренируют именно те функции, которые более всего необходимы людям для адаптации. Ведь основные эмоции, позволяющие нам ориентироваться в окружающем мире и реагировать на его изменения – это негативные эмоции, которые обеспечивают бегство или агрессивное поведение. В детском опыте повышение активности и агрессивности дает ребенку опору для преодоления страха. Взрослые же часто вместе с деструктивной агрессивностью ограничивают и запрещают любое проявление силы и двигательной активности ребенка. В этом упражнении дети играют роли отрицательного персонажа – паука. Родителей может испугать подобный метод, а вдруг дети, выйдя из игровой комнаты, будут вести себя в обычной жизни так же как пауки – кричать, бегать, хватать других детей?! Поэтому стоит обратить внимание на то, чтобы дети активно проиграли эти роли, всем телом включившись в игру. После окончания упражнения хорошо, если дети ответят на вопрос: «Где в жизни тебе нужно быть сильным, смелым?» Это поможет ребенку интегрировать полученный на игровом занятии опыт. Важно, чтобы дети поменялись ролями, побыли и пауками, и мухами на одном занятии. Хорошо, если ребенок, находясь в роли мухи, тоже ответит на вопрос: «А случается ли тебе в жизни почувствовать себя слабым, (загнанным, беспомощным, пойманным)? Если да, то где? Кем тебе понравилось быть больше – мухой или пауком?»

Обрывки туалетной бумаги рвутся на мелкие кусочки, превращаются в С нег. Из такого снега очень легко лепятся снежки, которыми очень приятно бросаться. Можно перевернутые стулья превратить в снегоуборочные машины и сгребать снег в большую кучу. Если всем вместе рассесться вокруг снежной кучи и по команде подбросить снег вверх, получиться салют. Можно всей группой лепить «снежную бабу» - один человек лежит, а остальные насыпают на него «снег» и обминают его по контуру тела. Можно закапываться в сугробы. Эти упражнения очень любят дети гиперактивные. Согласитесь, есть в этом что-то умиротворяющее – лежать и ждать, пока все дети засыпят тебя снегом, почувствовать, как внутри сугроба тепло, тихо и уютно, а потом внезапно сугроб тает, и ты выбираешься наружу.

Превращение Куколки в бабочку. Дети разбиваются на пары. Один ребенок обматывает другого с ног до головы туалетной бумагой в несколько слоев. Когда тот, кто превратился в куколку, захочет превратиться в бабочку, ему достаточно просто пошевелиться – и оковы легко спадут с него. Обычно дети терпеливо ждут, когда бабочка появится на свет. А бабочка, появившись, летает и рассказывает о себе – какая она. Многие дети после такого «появления на свет» обретают новые качества, которых раньше им не хватало для полноценной жизни, могут их назвать. То, что раньше отвергалось ребенком, проецировалось на окружающий мир, теперь может быть присвоено. «Вот он я! Я появился! Смотрите, какой я смелый!» Сам момент появления бабочки очень радостный, энергетически насыщенный. Многие дети поют, смеются.

Заключение. Мы устраиваем пикник – стелем на пол плед, садимся на него, зажигаем свечки, пьем сок и едим печенье. Делимся впечатлениями. Пусть каждый скажет хотя бы несколько слов – что понравилось, что запомнилось, чего хочется прямо сейчас.

РАБОТА с агрессивными детьми является предметом особого внимания для педагогов и психологов. Такие дети всем мешают. Но агрессивность нельзя считать однозначно неблагоприятным фактором. Нам хотелось бы сделать небольшое методическое отступление, посвященное проблемам агрессии. Может быть, оно позволит вам лучше понять, почему мы выбрали такую стратегию, такие упражнения для работы с агрессией детей. И, следуя идеям Ф.Перлза, попробуем представить конструктивное и деструктивное агрессивное поведение. Конструктивное, или естественное, агрессивное поведение возникает у человека, когда его активность направлена на получение практического результата, на удовлетворение потребности в конкретном предмете. Деструктивное поведение возникает, когда человек направляет свою активность на изменение окружающего мира, стараясь уничтожить его в ответ на то, что мир не смог удовлетворить его потребность. Ребенок хочет получить что-то, у него не получается, и он со зла начинает крушить все вокруг. То есть, деструктивное поведение чаще всего демонстрируют дети, у которых недостаточно сил (физических или эмоциональных) для удовлетворения своих желаний. Эти дети переживают хронический стресс. Работа с агрессисвными детьми может вестись на поведенческом и на глубинном уровне. Наша методика позволяет ребенку вступить в контакт, пережить собственную агрессивность, и пережить состояние активности и уверенности в себе. Так как деструктивная агрессивность возникает вследствие глубинного замешательства и неуверенности в своих силах, терапевтическим эффектом обладает упражнение «превращение куколки в бабочку», где один ребенок заматывает другого в несколько слоев туалетной бумаги. На теле слои бумаги ощущаются как плотный защитный кокон. И это ощущение повышает у детей чувство защищенности и телесной уверенности в себе. Нам представляется особенно ценным, что в этом упражнении ребенок проходит все стадии, проживает все фазы … - от чувства опасности (паук ловит муху, заматывание в бумагу – превращение в кокон, рождение бабочки), поглощения, пребывание в закрытом защищенном пространстве с последующим выходом на свет. Важно не торопить ребенка превращаться в бабочку. Не существует какого-то определенного времени, для пребывания в коконе – каждому ребенку нужно свое время, чтобы насытится «поглощением». Ведь, находясь в коконе, ребенок в символическом виде, испытывает переживания в материнской утробе. Считается, что первый телесный опыт человека – опыт рождения – запоминается на всю жизнь. Воспоминания о нем влияют на поведение человека в течение всей его жизни. Исследования Станислава Грофа показали, что в памяти взрослого человека хранится информация о пренатальном опыте, то есть информация о периоде до рождения, о пребывании в утробе матери и процессе родов. В момент родов ребенок совершает серьезный переход от старой жизни (в утробе) в новый мир. Играя в символические игры-«роды» ребенок фактически преодолевает страхи, проживает страхи, напряжение и победу над своим страхом. Опыт подобного рода не один раз пригождается подростку и взрослому человеку при переходе от одного жизненного этапа к другому.

Занятие «Турнир» состоит из различных подвижных игр, конкурсов. Способствует развитию у детей мотивации достижения успеха, адекватного отношения к неуспеху. Соревнования проходят как индивидуально, так и в парах, и в командах. Дети получают опыт сотрудничества и соперничества.

Индивидуальные игры.

«Колпачки». Натягиваются веревки, по которым легко двигаются бумажные колпачки, По команде дети дуют внутрь колпачка, таким образом без рук передвигая его по веревке – выигрывает тот, кто первым приведет свой колпачок к финишу.

«Кто вперед сядет на стул». Стулья стоят по кругу, их на один меньше, чем детей. Играет музыка – дети бегают, кончается музыка – дети занимают стулья – один остается и выбывает, затем убирается еще один стул, все повторяется – и так до тех пор, пока не останется один выигравший.

«Вытяни веревочку». Стоят два стула спинками друг к другу – под ними лежит веревочка. Играет музыка – двое бегают, музыка замолкает – дети быстро садятся и дергают за веревочку. Выигрывает тот, кто выдернет веревочку первым.

Игры в парах.

«Лабиринт». Два игрока, у одного завязаны глаза, другой проводит его как можно аккуратней, помогая преодолеть препятствия. При этом разговаривать нельзя. Выигрывает та пара, где дети лучше заботятся друг о друге.

Командная игра.

Группа делится на две команды, выполняя задания ведущих, передавая друг другу эстафету. Выигрывает та команда, которая набирает меньше штрафных очков и заканчивает эстафету первой.

Занятие с парашютом.

Оборудование: парашют, мягкий мячик, сухой бассейн, палатка и т.д.

Данное занятие имеет целью дать возможность детям пережить опыт командного взаимодействия, в рамках которого, каждый ребенок может научится заботиться о других и о себе и принимать заботу других получить опыт позитивных телесных контактов, снять мышечные зажимы, повысить жизненный тонус.

Детям предлагаются следующие игры в такой последовательности (очередность игр может быть изменена в соответствии с потребностями детей здесь и сейчас):

Карусель. Все держатся за ручки парашюта и одновременно двигаются по кругу меняя темп движения от медленного к быстрому и наоборот. Затем в другую сторону.

· На парашют кидается мягкий мячик, все участники держатся за ручки парашюта и стараются подкидывать и ловить его.

· Все вместе поднимаем парашют и затем вместе прячемся под ним.

· Несколько человек могут лечь на пол, а остальные машут над ними парашютом. Один человек ложится на парашют остальные - изображают море – машут краями парашюта.

· Постепенно море разыгрывается, начинается буря (все свистят и завывают как сильный ветер), а тот кто попал в бурю кричит, например: «Я самый смелый капитан, я не боюсь бури!!!» или что-нибудь еще.

· Один или два ребенка садятся на парашют, а остальные катают их, как на санях.

· Куча-мала.

В конце, в качестве релаксации, хорошо снова полежать под парашютом.

Заключительное занятие в цикле. Его можно назвать «День рождения», так как дети поздравляют друг друга, делают друг другу подарки, обсуждают, что получилось в жизни группы, что понравилось, что не понравилось. Занятие проводится с воздушными шариками, к которым прикрепляются пожелания самому себе и отпускаются в небо, с тортом и свечами. Хорошим заключением может быть создание картин, сделанных из фруктов, устраиваются различные смешные конкурсы.

В заключение хочется сказать, что хоть мы и пронумеровали занятия, их можно проводить в любом порядке по мере готовности или неготовности того или иного занятия, иногда по мере надобности могут повторяться дважды или трижды. Кроме первых двух и последнего – эти занятия обязательны именно как вступительные и заключительное.

Если дети не захотят играть в предложенные вами игры, что иногда бывает, то не настаивайте и не огорчайтесь – постарайтесь увидеть и прочувствовать, чем бы им хотелось заняться и предложите что-то другое.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал