Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Актуальность использования фольклора в современной жизни
В последнее время нам все чаще приходится сталкиваться с тем, что родители, уделяя большое внимание умственному развитию ребенка – дошкольника, недооценивают значение его двигательной активности и игровой деятельности, что отрицательно сказывается на нервной системе и здоровье ребенка. Часто у городского ребенка нет условий для шумных, веселых, подвижных детских игр и общения. Требование постоянно вести себя в соответствии с культурными нормами поведения взрослых учит ребенка не столько контролировать проявление своих чувств, сколько подавлять их, а следствием эмоциональных зажимов у детей становятся неврозы, вспышки агрессивности и соматические заболевания. Физическое развитие и детские подвижные игры приносятся в жертву ранней интеллектуальности. Однако мышление ребенка, как отмечал Выготский, должно сформироваться первоначально как наглядно-действенное, создающее основу для формирования более сложных видов мышления: наглядно-образного и словесно–логического. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления происходит у ребенка с опорой на практические действия, двигательный и сенсорный опыт. Недооценка значения движения и игр в жизни ребенка препятствует его общему гармоничному развитию, в том числе и интеллектуальному. В противовес этому опыт сотен поколений использует в воспитании детей фольклор, представляющий собой синтез движения, игры, ритма, музыки, голоса и поэзии. Интуитивно матери всех времен и народов поют младенцам протяжные ласковые песни, устанавливая эмоциональный контакт с ребенком и вызывая у него положительные эмоции. С первых недель жизни малыша с древнейших времен в общении с ним использовались колыбельные, пестушки, потешки и прибаутки. Одни из них побуждают ребенка к активной деятельности, а другие, наоборот, успокаивают его. Простые по содержанию и форме, они и забавляют ребенка, и обучают его. Слушая певучесть и мудрость фольклора, ребенок приобщается к литературному наследию своего народа, к звучанию родного языка, его мелодии и ритму, а, подрастая, постепенно начинает понимать смысл слов, обогащаются его представления об окружающем мире. Ласковые руки матери и ее голос, напевающий колыбельную, дают малышу ощущение защищенности, уверенности, спокойствия, заботы и любви, то есть состояние эмоционального комфорта, что в этом возрасте является особенно важным для гармоничного развития. Пестушки сопровождают совместные действия ребенка и взрослого, делают их приятными для ребенка. Например, обычная процедура умывания может превратиться в радостное действие: «Водичка, водичка, умой мое личико! Чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!» Сначала взрослый выполняет все движения сам, потом – взяв ручку малыша в свою руку, постепенно уменьшает помощь по мере того, как ребенок растет. Ребенка поглаживают или делают с ним несложные физические упражнения – движение играет особую роль в развитии ребенка раннего возраста, пестушки помогают поддерживать хорошее настроение у ребенка в период бодрствования, удерживают его от слез и капризов. По мере роста ребенка усиливается игровое начало, появляются ритмичные элементарные игры - потешки (например, «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая»). Они способствуют развитию мелкой моторики (их часто так и называют – «пальчиковые игры», т.к. чаще всего в них играют пальчиками, хотя есть потешки, в которых объектами игры становятся другие части тела, например, нос или спина ребенка), речи, координации движений и ориентации в пространстве. Во время игры ребенок также может обучаться, например, элементам счета. Вслед за потешками в жизни ребенка появляются прибаутки, словесные игры, считалки, скороговорки, каламбуры, дразнилки, загадки и собственно игровой фольклор. Считалка - игровая прелюдия, позволяющая быстро организовать и настроить игроков, объективно выбрать водящего - способствует развитию речи, памяти, чувства ритма, навыков счета, учит детей навыкам взаимодействия в коллективе, где надо учитывать желания и других участников, помогает разрешать конфликты. Загадки развивают внимание, смекалку, сообразительность ребенка, способствуют развитию речи, памяти, ознакомлению с окружающим миром. Игры- дразнилки помогают ребенку пережить какое-то негативное отношение к нему окружающих, принять которое легче в игре, предупреждают возникновение стрессов. В народных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется уважительное отношение к культуре родной страны, интерес к народному творчеству, пополняется запас знаний ребенка, представлений об окружающем мире, стимулируется его познавательная активность, развивается внимание, память, логическое мышление. Правила определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, ребенок должен следить за изменением игровой ситуации, проявлять быструю и правильную реакцию. В народных играх ребенок учится оказывать поддержку товарищу и добиваться достижения общей цели. Благодаря этому развивается выдержка, сообразительность, координация движений, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, навыки взаимодействия, смелость, находчивость, воля и самоконтроль. Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, где разыгрывание сюжета сопровождается пением, - ребенок перевоплощается в сказочный образ, становится, мышкой, лисичкой или коршуном (например, в таких известных играх, как «Гуси-лебеди», «Коршун», «У медведя во бору»). Игровая форма, увлекая ребенка, способствует развитию воображения. Музыка, вызывая у детей яркие эмоциональные впечатления, усиливает радость и удовольствие от движения. Фольклорные игровые песни - образно яркие, напевные, поэтичные. Голос человека отражает его эмоциональное состояние. Тембр голоса и набор его оттенков – это звуковое проявление эмоций, озвученные телесные вибрации. Возможна и обратная связь. Через голос, через звуковые ритмы и вибрации можно воздействовать на ритмы и вибрации, характеризующие органы человека и человеческий организм в целом, подобно тому, как это делают индийские йоги с помощью мантр. Народные песни, танцы, хороводы и игровые действия позволяли нашим предкам, как позволяют теперь нам и нашим детям, выражать свои эмоции в рамках принятых культурных норм, и в то же время, ритмически, музыкально воздействуя на человеческий организм, как бы «настроить» его, помочь поднять жизненный потенциал, возвратить утраченное здоровье. Игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Потребность в игре у ребенка очень высока. Игра - это возможность побыть самим собой, или, наоборот, тем, чью роль принимаешь, расслабиться, отдаться всецело игровому действу. Игра – это эффективное средство гармонизации межличностных взаимодействий, преодоления возрастных кризисов, снятия комплексов. Фольклорный материал предлагает большой выбор игр для разного возраста, разных интересов, потребностей и возможностей. В фольклорных играх происходит переживание широкой палитры чувств - от сочувствия до обиды, зависти и презрения, тем самым расширяются возможности эмоциональной сферы ребенка. Это делает его более зрелым, помогает адекватно выражать свои чувства, контролировать возникающие эмоции, а не подавлять их. Движение под заданный ритм, пение помогает сделать эмоцию видимой, пережить ее в телесных ощущениях, связать с субъективным, индивидуальным опытом и тем самым присвоить ее, сделав личностным достоянием. Простота сюжета, определенность последовательности действий, правила поведения участников, динамичное развитие и кульминация игры позволяют считать фольклорные игры уникальным естественным средством формирования произвольности внимания, умения следовать правилам, волевых качеств – что особенно важно при подготовке ребенка к школе. Таким образом, фольклор способствует гармонизации эмоционально-телесных процессов, на которых базируется психическое и душевное здоровье ребенка.
|