Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фольклор на музыкальных занятиях
На музыкальных занятиях ведущим видом деятельности выступает пение, как наиболее доступный и адекватный вид деятельности для решения задачи обогащения эмоциональной сферы ребенка и развития его психических функций. Пение воздействует и на психофизиологические процессы: дыхание, газообмен, сердечную деятельность, кровообращение, работу эндокринной системы и т.д. Известно, что у человека, который слушает звучание поющего хора, голосовые связки начинают непроизвольно колебаться, слушатель как бы «подпевает» хору, его организм сам настраивается на пение. Подобным образом народные игры с пением стимулируют появление речи у неговорящих детей. Мы видим, как неговорящий или малоговорящий ребенок, будучи вовлечен в общую фольклорную игру с пением, вдруг начинает подпевать, причем подпевать не только песни, которые мы поем давно, но и песню, с которой он встретился впервые. Во время народных игр под пение дети с легкостью вовлекаются в игровой процесс, никого не приходится уговаривать. Игра действенней любых наказаний и угроз, а музыка усиливает эффект, так как она может непосредственно воздействовать на чувства ребенка через эмоционально-образное содержание песни, пестушки, заклички или хоровода. На музыкальных занятиях важным элементом является инсценировка песен с помощью пальчикового театра, кукол би-ба-бо, театра мягкой, деревянной, пластмассовой игрушки. Часто параллельно мы даем детям различные логоритмические упражнения, где слово сопровождается выразительным движением. Одна из любимых песен наших детей – всем известная народная песня «Веселые гуси».Мы раздаем каждому ребенку пару носков, один из них серый, другой – белый. Носки надеваются на руки, одна рука – серый гусь, другая – белый. Выбирается по желанию бабуся, которая надевает платок или шляпу. Иллюстрируем песню: вытягиваем шею, моем лапки. Руки прячутся за спину – бабуся их ищет. Гуси нашлись – счастливая бабуся гладит гусей, радуется им. Дети любят инсценировать такие народные песни, как «Тень-тень», «Купим мы, бабушка» и другие. Другим составным элементом музыкального фольклора является движение под музыку: музыкально–ритмические игры, подвижные игры под музыку, хороводы и этнические танцы. Музыкально–ритмическая деятельность укрепляет и совершенствует мышечный аппарат ребенка, формирует точность, ритмичность движений, способствует совершенствованию пространственных представлений. Музыкальный ритм регулирует деятельность нервной системы, организует моторику, создает бодрое настроение, воспитывает активное внимание. Дети любят такие музыкально – ритмические игры, как «Солнышко, дождик», «Перекатывание мяча», «Вышли мышки», игры с лентами на музыку русской народной песни «Посеяли девки лен» и другие. Мы играм часто в такие народные музыкальные игры, как: «Барашеньки», «Ниточка – иголочка», «Мостик», «Пугало», «Птички и ворона» и другие. Особое значение для детей имеют хороводные игры. Движение по кругу, взявшись за руки, - самое простое и доступное всем детям, даже детям с полевым поведением. В кругу все видят друг друга. Круг действует магически, объединяя всех. На занятиях мы используем также народные танцы. Такие танцы дают положительный эмоциональный заряд, никого не оставляют равнодушным, вовлекая всех в единое захватывающее действие. Простота, мелодичность, фиксированный ритм, яркий рисунок, а главное, жизненная энергия, которую несет этнический танец, делает его уникальным для наших детей. Для группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», в которой занимаются дети с ранним детским аутизмом, этнические танцы, учитывая их важное коррекционно-развивающее значение, даже выделены в отдельное занятие. Считается, что аутичный ребенок не может интегрировать информацию, поступающую по сенсорным каналам различной модальности, в единое целое. Используя, например, слуховое внимание, он игнорирует зрительные и тактильные ощущения, оказываясь не в состоянии соединить всю информацию в единое целое. Фольклорные же музыка и танцы, «нагружая» ребенка движением, восприятием музыки и положительными эмоциями, позволяют включать и развивать зрительный, слуховой и тактильный каналы, выстраивая их для адекватной связи с окружающим миром. Обладая ярким рисунком, простым, четким и однообразным ритмом, то есть четкой пространственной и временной организацией, фольклорная музыка и танцы притягивают аутичного ребенка, заражают своей жизнеутверждающей силой и свободой движений, дают возможность почувствовать себя частицей единой стройной системы и в результате получить огромный положительный эмоциональныйзаряд. Для аутичных детей, внутренний контроль у которых развит очень слабо, четко выстроенный ритм и пространство фольклорного танца создает внешнюю опору, концентрирует внимание, способствует обретению спокойствия и уверенности. На занятиях мы используем этнические танцы из репертуара Центра Лечебной Педагогики и подобранные нашим музыкальным руководителем, такие как «Танец с хлопками» (Швеция), «Семь фигур», «Вальс друзей», «Праведник цветет, как пальма» (Израиль), «Дрикюс – муженек» (Нидерланды). Фольклорные танцы – это коллективное действие, в котором участвуют и дети, и педагоги. Во время танца ребенок учится взаимодействовать с партнером, ощущать его поддержку или, наоборот, помогать ему. В этот момент включаются и начинают гармонично взаимодействовать все психические сферы, участвующие в организации поведения человека (воля, эмоции, интеллект). Это способствует разрешению многих проблем – как двигательных, так и эмоциональных, познавательных, социальных. Еще одной важной составляющей музыкального занятия является игра детей на музыкальных инструментах: ложках, маракасах, тон-блоках, треугольниках, тарелках, колокольчиках, трещетках, металлофонах, барабане и других, в том числе самодельных музыкальных инструментах, изготовленных из бросового материала (например, из коробочек из-под йогурта). Игра на музыкальных инструментах не только доставляет детям огромное удовольствие, но и развивает слух, память, произвольное внимание, координацию движения рук, пальцев, способствует формированию таких важных качеств, как самостоятельность, инициативность, открывает возможность для самовыражения даже для неговорящего ребенка. Аутичного ребенка часто зачаровывают звуки отдельных музыкальных инструментов, иногда с помощью музыкального диалога удается установить с ним эмоциональный контакт. Для самостоятельного музицирования используются, как правило, народные мелодии с простым ритмическим рисунком, такие как, например, «Во поле береза стояла», «Тень-тень», «А я по лугу», «Во кузнице», «Скок, скок», «Петушок» и другие. Практика нашей работы показала, что, чем раньше народные игры с пением и движением используются в коррекционной работе с детьми с особенностями развития, тем выше результаты в развитии у ребенка речи, моторики, произвольной деятельности, пластичности, выразительности движений, вербальной и невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей. Фольклорные игры на занятиях «Круг» Круг – структурированное игровое занятие, построенное главным образом на фольклорных играх, имеющее своей основной целью формирование навыков общения, произвольной регуляции деятельности, развитие речи. С круга начинается утро в каждой группе. Это занятие помогает каждому ребенку, пришедшему из дома, переключиться, увидеть и почувствовать своих товарищей, оказать им поддержку и получить ее самому, ощутить важность своего участия для всех, настроиться на общую деятельность – войти в жизнь группы. Это наиболее общее занятие, в котором способны участвовать все дети, какими бы «ограниченными» не казались их возможности. По возможности в занятии принимают участие все педагоги группы – воспитатель, логопед или дефектолог, психолог. Дети и взрослые сидят и действуют в кругу, играют вместе в спокойной доверительной атмосфере. Дети учатся общаться со сверстниками и с взрослыми; выстраиваются отношения внутри группы. На эмоциональном подъеме во время игры активизируется речь детей. Круг планируется и проводится одним из педагогов, остальные участвуют в занятии наравне с детьми, или, в случае необходимости, выступают в роли сопровождающих, помогают «держать круг». Только если взрослые играют эмоционально и сами получают удовольствие от игры, занятие будет иметь коррекционно-развивающий эффект. Ведущий предлагает и организует игру, как правило, это фольклорные игры: пальчиковые игры–потешки, ритмические стихи, сопровождающиеся движением, подвижные и хороводные игры. Фольклорные игры могут иметь разную коррекционно-развивающую направленность – на развитие мелкой моторики, разных видов сенсорного восприятия, внимания, памяти, речи, пространственной и телесной ориентации, коммуникативных функций. Например, игры-приветствия, такие, как «Колокольчик», помогают детям запомнить имена друг друга, а называние по имени само по себе очень важно для ребенка, так как привлекает к нему общее внимание и подтверждает значимость его присутствия для всех. Пальчиковые игры-потешки, такие как, например, «Маленькие мизинчик», «Зарядка для пальчиков», «Ручка в зеркальце», способствуют развитию мелкой моторики и речи. Ритмические стихи, сопровождающиеся движением, например, «Мы охотимся на льва», «У оленя дом большой», «У Матрены» - помогают развивать речь, ритмические функции, моторику и координацию движений ребенка. Есть игры, направленные на развитие счетных функций и постановки числового ряда, например, «Гномики», «Летел лебедь», а словесные игры типа «Сундук моей бабушки» - цепочка слов или «Птичка летела» способствуют развитию памяти, расширению словаря и представлений об окружающем мире. Такие игры, как, например, «Тук, тук, правая рука», способствуют развитию ориентации в пространстве. Игры с правилами, например, «Утка, утка, гусь» учат ребенка действовать в рамках правил игры и стимулируют ситуацию выбора. Хороводные игры, в которых один из участников находится в центре круга, например, «Сижу, сижу на камушке», «Коза» позволяют ребенку ощутить себя в центре внимания, что для некоторых детей не просто. Некоторые хороводные игры, например, «Коршун», подразумевают принятие на себя роли и действие в соответствии с ней, направлены на активизацию речевой и двигательной функций. Хороводная игра «Лисичка» способствует развитию слухового внимания и памяти. Если в занятии участвуют дети, не умеющие говорить, или дети, нуждающиеся в развитии телесных ощущений, обязательно включаем такие игры, как «Суп», «Яша», «Репка». Игры-дразнилки, например, «Лягушка – дура», помогут ребенку принять негативное отношение к себе кого-то из окружающих, а такие хороводные игры, как «Дударь» или «Воробышек» дают возможность пережить состояние болезни и возрождения к жизни, способствуют профилактике стрессов. Занятие «Круг» начинается с приветствия: взявшись за руки, все участники приветствуют друг друга: «Всем, всем, всем – доброе утро!». «Круг» включает обычно 2-3 пальчиковые игры, 1-2 ритмических стихотворения, сопровождающихся движением, 2-4 подвижные и хороводные игры с разной коррекционной направленностью - в зависимости от состава группы, поставленных задач и пожеланий участников. Дети могут выбирать, в какую из предложенных игр они хотят сейчас поиграть или сами предлагают любимую игру. В группе кратковременного пребывания «Особый ребенок», в которой занимаются дети с ранним детским аутизмом, мы подбираем специальные, «удерживающие» игры, выстраивая их в такой последовательности, чтобы в процессе занятия возрастал уровень необходимого самоконтроля. Во время приветствия и пальчиковых игр за каждым ребенком закреплено постоянное место. На следующем этапе - игра с перемещениями внутри круга – «Тук, тук, правая рука (тот, кого позвали, должен пересесть). Далее действие выносится за пределы круга – подвижная игра с правилами «Утка, утка, гусь». Выбранный «гусь» бежит за водящим по кругу - водящий должен обежать круг и сесть на освободившееся место, а «гусь» становится водящим и, обходя круг, выбирает нового «гуся». Затем следуют подвижные хороводные игры, а в конце - хороводные успокаивающие игры, например, «Утица» или «Сижу, сижу на камушке». В конце занятия все участники берутся за руки и произносят завершающую фразу: «Всем, всем, всем – спасибо!» Традиционность в построении круга дает ребенку уверенность в безопасности внешнего мира. В кругу – все на равных, все видят друг друга, можно взглянуть друг другу в глаза, можно взяться за руки. Занятие проводится эмоционально, удовольствие от игры получают все – и дети, и взрослые. Девиз круга – мы вместе!
|