Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В инклюзивной группе детского сада.
Егупова О.В.- учитель – логопед ЦППРиК «Тверской»
1. Специфика проведения занятий логопеда по развитию лексико – грамматических представлений и развитию связной речи.
В настоящее время в работе логопеда существует два подхода к планированию и проведению данных занятий: лексический и лексико – грамматический.
При лексическом подходе логопед подбирает для занятия одну словарную тему (например, «Игрушки»), в рамках которой намечаются для изучения различные лексико – грамматические категории.
При лексико – грамматическом подходе логопед планирует для изучения на занятии одну из лексико – грамматических категорий (например, «Предлог «НА»).
Специфика интегративного детского сада, предполагает присутствие на логопедическом занятии детей, как с разной структурой дефекта, так и с разным уровнем речевого развития.
РАБОТА логопеда интегративной группы будет наиболее эффективной при совмещении этих двух подходов. Логопедом проводятся 2 занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в неделю. На первом занятии основной акцент делается на обогащение словарного запаса и выработку навыков образования и практического применения какой - либо грамматической категории. На втором занятии проводится закрепление навыков полученных на первом занятии и проводится работа по формированию связного речевого высказывания.
Примерный план распределения лексических тем и лексико – грамматического минимума для занятий логопеда в старше – подготовительной группе интегративного детского сада.
Номер занятия
| Лексичес-кая тема
| Лексика
| Грамматика
| Связная речь
| 1, 2.
| Овощи
| Названия овощей: морковь, репа, капуста, картошка, огурцы, лук, чеснок, свекла, перец, кабачок. Слова: грядка, огород. Обобщающее слово «овощи».
Прилагательные: слова, характеризующие цвет, форму, вкус (твердый, мягкий, сочный, душистый, кислый, сладкий, матовый, блестящий и др.)
Глаголы: сажать, поливать, рыхлить, полоть, срывать, срезать, выкапывать, выдергивать и др.
| Образование:
- уменьшительной формы существительных (перец – перчик);
- образование относительных прилагательных (картофель – картофельный).
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже (огурец хрустящий).
Составление сложных предложений с союзом «А» (капуста круглая, а огурец овальный).
| Составление описательного рассказа – загадки (по плану - схеме) про овощи
| 3, 4.
| Фрукты, ягоды
| Существительные: сад, яблоко, груша, апельсин, лимон, мандарин, банан, виноград. Обобщающее слово «фрукты».
Существительные: вишня, слива, клубника, смородина, крыжовник. Обобщающее слово «ягоды».
Прилагательные, характеризующие фрукты и ягоды по форме, цвету, вкусу, сочности, твердости, запаху.
| Образование:
- уменьшительной формы существительных (банан - бананчик);
- образование относительных прилагательных (яблоко - яблочный);
- множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (лимон – лимоны – много лимонов).
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже (яблоко сладкое).
Составление сложных предложений с союзом «А» (яблоко сладкое, а лимон кислый).
Согласование прилагательных и существительных в единственном и множественном числах (красное яблоко – красные яблоки).
| Составление описательного рассказа – загадки (по плану - схеме) про фрукты, ягоды
| 5, 6.
| Продукты питания
| Существительные: названия различных видов продуктов, пищи, повар, завтрак, обед, полдник, ужин. Обобщающее слово «продукты».
Прилагательные: слова, обозначающие вкусовые качества продуктов (сладкий, жирный, горький и т.д.)
Глаголы: печь, пробовать, готовить, варить, жарить, наливать и т.д.
| Образование относительных прилагательных (суп из гороха - гороховый)
| Пересказ текста по опорным сигналам
| 7, 8.
| Посуда
| Названия предметов посуды. Обобщающее слово «посуда». Названия частей посуды: носик, ручка, дно и т.д.
Глаголы: варить, жарить, печь, кипятить, вытирать, мыть, наливать, выливать, разливать, есть, готовить, полоскать, сушить. Прилагательные: слова, обозначающие признаки посуды по форме, размеру, материалу, цвету.
Названия видов посуды: чайная, кофейная, столовая, кухонная.
| Образование:
- множественного числа существительных в именительном падеже (чашка - чашки);
- единственного числа существительных в винительном падеже (поставлю чашку, тарелку);
- единственного числа существительных в родительном падеже (нет чашки, нет тарелки);
- уменьшительной формы существительных (тарелка – тарелочка).
Согласование прилагательных с существительным (глубокая тарелка)
| Составление описательного рассказа – загадки (по плану - схеме) про посуду
| 9, 10.
| Одежда
| Названия предметов одежды: пальто, брюки, платье, шуба и т.д. Обобщающее слово «Одежда».
Прилагательные: слова, обозначающие длину одежды и степень ее опрятности (короткий, длинный, чистый и т.д.)
Названия деталей одежды: воротник, рукава и т.д.
Глаголы: шить, вязать, вышивать, штопать, стирать, полоскать и т.д.
| Образование:
- уменьшительных форм существительных (пальто – пальтишко)
- множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (шуба – шубы – много шуб)
- относительных прилагательных от существительных зима, лето, осень, дом, дети, улица, мужчина, женщина (зима - зимняя)
- относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал (кожа – кожаный)
| Составление описательного рассказа – загадки (по плану - схеме) про одежду
| 11, 12.
| Обувь, головные уборы
| Названия обуви: сапоги, ботинки, туфли и т.д. Обобщающее слово «обувь».
Глаголы: чистить, сушить, вытирать, обувать, убирать, ухаживать и т.д.
Названия головных уборов: шапка, кепка, платок, фуражка, панамка и т.д. Обобщающее слово «головные уборы».
| Образование:
- множественного числа существительных (сапог – сапоги)
- уменьшительной формы существительных (сапог – сапожок)
- относительных прилагательных (обувь – обувной, зима - зимний)
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе (зимние сапоги).
| Пересказ текста по опорным сигналам
| 13, 14.
| Игрушки
| Названия игрушек. Обобщающее слово «игрушки». Названия частей куклы: нос, рот, лоб и т.д. Названия действий: ноги ходят, глаза видят, колеса крутятся и т.д. Прилагательные: слова, обозначающие цвет, форму, величину игрушек.
| Образование:
- множественного числа существительных в именительном падеже (мишка – мишки)
- родительного падежа существительных в единственном числе (не стало мишки)
- уменьшительной формы существительных (нос - носик)
| Составление описательного рассказа – загадки (по плану - схеме) про игрушки
| 15, 16.
| Домашние животные
| Названия животных.
Обобщающее слово «домашние животные».
Глаголы: ходит, прыгает, бегает, мяукает, лает, мычит и др.
Кто как ест (лакает, жует, грызет и др.)
Кто чем питается (сено, кость, молоко, трава и т.д.)
Части туловища (рога, грива, копыта и др.)
Кто где живет (конура, хлев, свинарник, конюшня и др.)
Какую пользу приносят человеку.
Прилагательные: мягкий, пушистый, твердый и т.д.
| Образование:
- притяжательных прилагательных (хвост коровы – коровий хвост)
- уменьшительной формы существительных (корова -коровушка)
- множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (корова –коровы –много коров)
| Составление описательного рассказа – загадки (по плану - схеме) про домашних животных
| 17, 18.
| Дикие животные
| Названия зверей наших лесов, зверей жарких стран, зверей севера. Обобщающие слова «дикие животные».
Кто чем питается: кора, трава, мох, мед, грибы, ягоды и т.д.
Кто где живет: нора, дупло, гнездо, берлога, логово и т.д.
Прилагательные: рыжая, мохнатый, колючий, пушистый и т.д.
Глаголы: прыгать, рыскать, петлять, скакать, прятать, охотиться, выть, грызть, линять, заготавливать и т.д.
| Образование:
- притяжательных прилагательных (хвост волка – волчий хвост)
- уменьшительной формы существительных (заяц - зайчик)
- множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (медведь – медведи – много медведей)
| Составление описательного рассказа – загадки (по плану - схеме) про диких животных
| 19, 20.
| Зимующие птицы
| Существительные: ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, сова, сорока, кормушка, корм.
Глаголы: клевать, каркать и т.д.
| Образование:
- притяжательных прилагательных (перо воробья - воробьиное)
- уменьшительной формы существительных (воробей - воробушек)
- множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (воробей – воробьи – много воробьев)
| Составление рассказа по серии сюжетных картин
| 21, 22.
| Перелетные птицы
| Существительные: утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, скворцы, кукушки. Названия частей тела, перья.
Глаголы: щебетать, летать, прилетать, прыгать, ходить, плавать, махать, кукует.
| Образование:
- притяжательных прилагательных (клюв утки - утиный)
- уменьшительной формы существительных (кукушка - кукушечка)
- множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (утка – утки – много уток)
| Составление рассказа по серии сюжетных картин
| 23, 24.
| Домашние птицы и их детеныши
| Существительные: курица, петух, цыпленок, утка, селезень, утята, гусыня, гусь, гусята, индюшка, индюк, индюшата, яйцо, перо. Названия частей тела.
Глаголы: кукарекать, клевать, ходить, гоготать, крякать, кудахтать и т.д.
| Образование:
- притяжательных прилагательных (клюв утки - утиный)
- уменьшительной формы существительных (утка - уточка)
- множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (утка – утки – много уток)
| Составление описательного рассказа – загадки (по плану - схеме) про домашних птиц
| 25, 26.
| Профессии
| Названия профессий: воспитатель, повар, няня, логопед, врач, медсестра, дворник, плотник, продавец, портниха, сапожник, доярка, пастух, шофер, лыжник, бегун, лесоруб, учитель и т.д.
Глаголы: чинить, лечить, учить, воспитывать и т.д.
Прилагательные: внимательный, строгий, умный и т.д.
| Употребление:
- существительных в родительном падеже (метла дворника);
- существительных в дательном падеже (Молоток нужен плотнику).
| Составление описательного рассказа – загадки (по плану - схеме) про профессии
| 27, 28.
| Транспорт
| Существительные: названия различных видов транспорта (воздушного, водного, наземного), специальный транспорт, части машины, самолета, машинист, водитель, летчик.
Глаголы: летать, плавать, ездить, сигналить и
| Образование:
- уменьшительной формы существительных (машина - машинка)
- множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (поезд – поезда – много поездов).
- Составление предложений с союзом «А» (самолет летает, а катер плавает)
| Пересказ текста по опорным сигналам
| 29, 30.
| Мебель
| Названия предметов мебели: шкаф, стол, стул и т.д. Обобщающее слово «мебель».
Названия деталей мебели: спинка, ручки, ножки, дверцы, сиденья и т.д.
Прилагательные: детская, железная, кухонная, мягкая и т.д.
Глаголы: вытирать, передвигать, задвигать и т.д.
| Образование:
- относительных прилагательных (мебель – мебельный, железо - железный)
- уменьшительной формы существительных (шкаф - шкафчик)
- множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (стол – столы – много столов)
| Составление рассказа по сюжетной картине
| 31, 32.
| Профессии, инструменты
| Закрепляется лексика темы «профессии».
Названия инструментов, необходимых человеку каждой изучаемой профессии.
| Употребление:
- существительных в родительном падеже (топор лесоруба),
- существительных в дательном падеже (лопата нужна дворнику)
| Составление рассказа по сюжетной картине
| 33, 34.
| Насекомые
| Существительные: стрекоза, бабочка, кузнечик, гусеница, муха, комар, пчела, оса, жук, муравей, муравейник.
Глаголы: ползать, летать, жужжать и т.п.
| Образование:
- уменьшительной формы существительных (комар - комарик)
- множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (комар – комары – много комаров)
| Составление рассказа по серии сюжетных картин
| 35, 36.
| Времена года
| Существительные: весна, лето, осень, зима, год, времена года, погода, осадки, небо, дождь, листопад, мороз, снегопад, сосулька, ручеек
Глаголы: летит, кружится, лепить, катать, таять, вить
Прилагательные: холодный, серый, хмурый, сырой, липкий, яркий, теплый
| Образование:
- относительных прилагательных
- множественного числа существительных в именительном и родительном падежах
Согласование:
- прилагательного с существительным
- числительного с существительным
| Составление описательного рассказа – загадки (по плану - схеме) про одно из времен года
| Данный план носит примерный характер и не является полноправным руководством к проведению логопедических занятий, т.к. он рассчитан на 18 недель обучения, и в него не вошли некоторые лексические темы и грамматические категории, которые требуют проработки с детьми, посещающими интегративные группы.
Каждый логопед составляет свой годовой план занятий, основанный на результатах диагностики уровня речевого развития, проводимой в первые две недели сентября.
2. Воспитатель – активный помощник логопеда.
У ребенка с обычным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Иная картина наблюдается у дошкольников того же возраста с различными нарушениями в развитии, в структуру которых входит общее недоразвитие речи (ОНР). Лексико – грамматическая система языка у этих детей нарушена в той или иной степени. Поэтому РАБОТА воспитателя интегративной группы ДОУ по развитию речи отличается от работы в массовых группах.
Основная РАБОТА по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР проводится логопедом. Он на групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико – грамматической категорией, выявляет тех детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях; руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время.
Воспитатель принимает самое активное участие в работе над лексико – грамматическими представлениями. В рамках этой работы на него возложены следующие задачи.
1. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Воспитатель находится с детьми в самой разнообразной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с ОНР. Работая с детьми в продолжении всего дня (в отличие от логопеда), воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь. Концентрация всех занятий воспитателя на определенной теме, своеобразная «лексическая замкнутость», позволяет стойко формировать обобщающие понятия, детально проработать каждую тему, значительно пополнить словарный запас детей. Перечень лексических тем составляется логопедом после обследования речи детей. Он содержит не только понедельное распределение тем, но и тот необходимый лексический минимум, который дети должны усвоить на занятиях воспитателя. «Лексическая замкнутость» должна проходить через все виды работ воспитателя: занятия по лепке, конструированию, рисованию, аппликации, на занятиях по математике желательно использовать наглядный материал так же относящийся к лексической теме. В первую и вторую половину дня с детьми проводятся беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы по намеченной лексической теме.
2. Следующая задача - систематический контроль за грамматической правильностью речи детей. Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. На вечерних коррекционных занятиях по заданию логопеда воспитателем закрепляются необходимые грамматические категории.
3. РАБОТА с семьей по развитию лексико – грамматических категорий.
Разнообразие различных нарушений у детей, посещающих интегративные группы, предполагает довольно длительный срок их воспитания и обучения в условиях дошкольного учреждения, в течение которого у них должно постоянно происходить пополнение, уточнение и активизация словаря, развиваться умение грамматически правильно и точно выражать свои мысли.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые все знания, речевые навыки и умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателем, закрепляют в повседневной жизни.
Задача логопеда и воспитателя состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями, умениями, и некоторыми приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Существует определенная система работы с родителями по закреплению правильных лексико – грамматических представлений у детей с ОНР, которая включает в себя:
1. Консультации. Они проводятся как индивидуально, так и фронтально. Фронтальные консультации служат своеобразным «всеобучем» для родителей. На них объясняются особенности лексико – грамматического развития детей с ОНР, некоторые отдельные приемы работы по закреплению полученных навыков. Эти консультации планируются логопедом на период обучения в перспективном плане работы. Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по просьбе родителей. На консультациях демонстрируются успехи ребенка в преодолении дефекта, объясняется, какая помощь требуется конкретно этому ребенку со стороны родителей на данном этапе обучения.
2. Открытые занятия. Родители при необходимости и при наличии возможностей могут посещать занятия логопеда и воспитателей в течение всего периода обучения.
3. Информационные выставки. На них с периодичностью раз в месяц вывешиваются советы, рекомендации, интересные заметки, касающиеся нормализации лексико – грамматического строя речи дошкольников с ОНР.
4. Детские тетради. В них логопед записывает родителям тот материал, который необходимо закрепить по данной лексической теме дома. Родители, внимательно изучив домашнее задание, имеют возможность сориентироваться, на каком наглядном материале можно закрепить лексику и грамматику по изучаемой теме, в какие сюжетно – ролевые игры или режимные моменты ввести данный материал, какую художественную литературу использовать.
|