Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение взаимоотношений детей в инклюзивных группах детского сада
Ю.А.Ильина - аспирантка МПГУ Обретение человеком достойного места в мире людей - одна из самых важных задач в его жизни. Решение этой задачи начинается с младенческого возраста, когда малыш завоевывает свое «место под солнцем» среди близких ему взрослых. Активное самоутверждение ребенка в среде детей становится возможным с момента включения индивидуума в детское сообщество – группу сверстников. За короткий период дошкольного возраста ребенок проходит нелегкий многоступенчатый путь от привыкания к самому факту существования вокруг него подобных ему членов сообщества к раскрытию собственной индивидуальности в детской среде и к достижению в ней признания своих уникальных качеств и свойств личности. Построение оптимальной системы его взаимоотношений с другими детьми можно назвать одним из основных средств, помогающих ребенку органично войти в коллектив сверстников и интегрироваться в нем. Позитивное развитие системы взаимоотношений основано на формировании социальной компетентности дошкольника в области его взаимоотношений со сверстниками. Она формируется в рамках структурных компонентов взаимоотношений: потребностно-мотивационного, эмоционального, когнитивного, оценочного, совместной коммуникативной, игровой, продуктивной детской деятельности. Ее составляет комплекс основных социально значимых потребностей, знаний, умений и навыков ребенка, обеспечивающих завязывание и осуществление взаимоотношений со сверстниками. Далеко не каждый ребенок своевременно достигает соответствующего уровня социальной компетентности. Такой ребенок рискует оказаться вне поля зрения других детей группы, быть отвергнутым ими. На наш взгляд существует достаточно эффективный подход к решению данной проблемы. Он заключается в отношении к группе детского сада как к целостному живому организму, в котором трудности в работе одного его «органа» (ребенка) могут быть компенсированы более активной работой других «органов» (детей), направленной на оптимизацию деятельности первого. Способом реализации данного подхода можно назвать воспитание гуманистических взаимоотношений в детской среде. Гуманность по отношению к ближнему – это достаточно емкое понятие. В него входят и соблюдение равноправия в совместной деятельности, и появление терпимости к особенностям характера и мнению другого человека, и ощущение собственной позитивной значимости в жизни, и использование гуманных способов выражения своего отношения к другим. Приступая к изучению взаимоотношений в средней, старшей и подготовительной группах детского сада №1465, мы стремились не только определить особенности развития взаимоотношений детей в этих группах, но выявить положение каждого ребенка в коллективе сверстников, понять причину, по которой ребенок принимается или не принимается в детской интегративной среде. С этой целью нами изучались: 1. статусно-ролевая структура групп; 2. уровень развития социальной компетентности каждого ребенка в группе и группы в целом; 3. уровень развития гуманистической направленности личности каждого из воспитанников групп и группы в целом. Для получения сведений о статусно-ролевой структуре каждой из групп использовался широко используемый в социальной психологии метод социометрического опроса (см. Абраменкова В.В. «Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре». Коломинский Я.Л. «Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности)». Дети осуществляли выбор товарища по игре и выбор ребенка, которому хотелось бы подарить подарок. Первый выбор свидетельствовал о деловом отношении к сверстнику, второй – о личном отношении. Как показала практика, проведение социометрической процедуры в интегративной дошкольной группе требует индивидуально-дифференцированного подхода. Большинство ребят узнают и называют детей своей группы и осуществляют выбор по их фотографиям (представленным в виде отдельных карточек), а также аргументируют свои предпочтения. Некоторые дети узнают всех детей, не называя, а показывая соответствующие фотографии. Они, как правило, не аргументируют свой выбор. Другие дети испытывают трудности в узнавании сверстников по фотографиям, но выбирают среди самих ребят, садящихся по 3-4 человека в ряд. Существуют дети, которые и узнают, и называют детей группы по фотографиям, но затрудняются объяснить свой выбор. Два ребенка отказались участвовать в социометрической процедуре. Определение положения (статусной категории) каждого ребенка в статусно-ролевой структуре группы проводилось по количеству полученных им «голосов», отданных ему другими детьми группы. В соответствии с этим статусная категория ребенка обозначалась как: I - «звезда» - 6 и более «голосов»; II - «принятый» или «предпочитаемый» - 3-5 «голосов»; III - «непринятый» - 1-2 «голосов»; IV - «пренебрегаемый», «изолированный» (0 «голосов»). Далее определялся уровень благополучия и уровень взаимности детских отношений в группах (по методике Я.Л.Коломинского). Если большинство детей группы оказывались в благоприятных статусных категориях (I и II), уровень благополучия взаимоотношений определялся как высокий; при одинаковом количестве детей с высоким и низким с статусом – как средний, при преобладании в группе детей с низким статусом – как низкий. Уровень взаимности детских отношений выявлялся по соотношению взаимных и невзаимных выборов детей в процессе социометрической процедуры. Этот уровень обозначался как высокий (в случае доминирования взаимных выборов), средний (при одинаковом соотношении взаимных и невзаимных выборов) и низкий (при преобладании невзаимных выборов). Уровень развития социальной компетентности и гуманистической направленности личности каждого ребенка исследовались в условиях продуктивной совместной детской деятельности при помощи метода наблюдения за отношениями между детьми. Дети занимались изготовлением книги в подарок для детей другой группы детского сада. По мере появления трудностей в отношениях между детьми предлагалась наша помощь. Во время наблюдения исследовались следующие показатели социальной компетентности. Показатели, свидетельствующие о гуманистической направленности личности ребенка: · стремление к совершению социально значимой деятельности; · следование двойной мотивации в деятельности: установление доброжелательных отношений со сверстниками и достижение общей творческой цели; · восприятие сверстника как равноправного субъекта отношений, личности, обладающей собственной свободой воли, инициативой; · проявление чувства общности, коллективизма через стремление к достижению общих целей в совместной деятельности; · проявление чувства радости от совместной деятельности; · желание считаться с интересами товарищей при распределении обязанностей между детьми и использовании общего материала в работе; · стремление согласовывать свои действия с действиями других детей; · проявление заботы, помощи партнеру, испытывающему затруднения; · использование деловых разрешающих (побудительных) воздействий: положительных предвосхищающих оценок, приемов выражения эмоциональной поддержки, в том числе и невербальной; · конструктивное реагирование на собственные разочарования и неудачи, желание самостоятельно преодолевать трудности в работе; · желание проявить собственную творческую неповторимость и уважение к творческой индивидуальности другого ребенка; · знание и соблюдение правил совместной жизни, возможно с ущемлением собственных интересов и желаний; · стремление решить спор неконфликтным, компромиссным способом; · интерес к изучению сверстника и его индивидуальности; · стремление к лидерству и принятие лидерства другого ребенка; · использования по отношению к сверстнику и к себе оценок-правил, отражающих нравственные представления ребенка, оценок личностных качеств, эмоционального состояния, действий; · адекватность восприятия оценок со стороны других детей и реагирования на них; · использование оценки-предвосхищения результата своей деятельности; · использование адекватной оценки полученного результата коллективного творчества; · наличие этического содержания и эстетического оформления коммуникаций, обращенных к сверстнику; Показатели, отражающие способность ребенка участвовать в организации и осуществлении совместной детской деятельности: · желание участвовать в занятии, подготовке к работе и уборке рабочего места; · участие в планировании выполнения задания, в обсуждении технических приемов работы; · стремление к качественному выполнению своей части работы и работы в целом; · исполнения роли как говорящего, так и слушателя; · использования вербальных и невербальных средств коммуникации для привлечения внимания сверстника к себе, организации сотрудничества, передачи своего эмоционального отношения, обращения к другому с предложением, просьбой, вопросом; Каждый из названных показателей имеет вариативность проявления на одном из трех уровней социальной компетентности дошкольника. Данная вариативность зависит от возраста ребенка и выражает степень его самостоятельности. Возраст 3-4 года соответствует первому уровню, возраст 4-6 лет – второму, 6–7 лет – третьему уровню. Возрастные варианты каждого показателя подробно описаны в нашем диссертационном исследовании «Формирование взаимоотношений со сверстниками у дошкольников с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности в условиях интегративной среды». Уровень развития социальной компетентности в области взаимоотношений со сверстниками, в зависимости от степени проявленной самостоятельности ребенка, определялся следующим образом. Если ребенок проявлял себя по тому или иному показателю с помощью взрослого, выявленный показатель относился к первому уровню развития социальной компетентности. В случае, когда ребенок демонстрировал свою самостоятельность по конкретному показателю в отдельных случаях, то показатель относился ко второму уровню. Полная самостоятельность ребенка по изучаемому показателю позволяла отнести показатель к третьему уровню развития социальной компетентности. В каждом из названных случаев выявленный показатель оценивался в один балл.
Далее подсчитывалось количество баллов, и вычислялся процент сформированных потребностей, знаний, умений и навыков ребенка по каждому уровню. По полученным количественным результатам определялся доминирующий уровень развития социальной компетентности ребенка, который в соответствии с возрастом ребенка обозначался как: - «соответствующий возрасту» (в случае 50 % и более зафиксированных показателей, относящихся к доминирующему уровню, который соответствует возрасту ребенка); - «приближающийся к возрастному уровню» (в случае, если зафиксировано менее 50% показателей доминирующего уровня, соответствующего возрасту ребенка); - «ниже возрастного уровня» (если значение процентного большинства показателей относится к уровню, который ниже возрастного уровня ребенка); - «практически не развит» (в случае несформированности ни одного из уровней). Общий уровень развития социальной компетентности в группе определялся по процентному большинству детей, имеющих один и тот же уровень. Для получения сведений об уровне развития гуманистической направленности личности каждого ребенка подсчитывалось количество баллов, полученное ребенком по соответствующим показателям (каждый из этих показателей также оценивался в один балл). Общий групповой уровень оценивался путем вычисления среднего балла по группе. Для объективности интерпретации полученных количественных данных вводилась стандартная шкала станайнов. В соответствии с данной шкалой уровни гуманистической направленности (как частный, так и общий) обозначались как: · ниже среднего (1-3 балла), · средний (4-6 баллов), - выше среднего (7-9 баллов). Результаты проведенного экспериментального исследования взаимоотношений в интегративных группах детского сада №1465 отражены в таблицах. Таблица 1. Особенности развития взаимоотношений в различных группах.
* - первый показатель отражает количество детей с неблагоприятным статусом (III и IV статусные категории), второй - показатель отражает количество детей с благоприятным статусом (I и II статусные категории) Таблица 2. Соотношение статусных категорий детей с уровнем развития их социальной компетентности и уровнем развития гуманности.
* - результаты, полученные при изучении деловых взаимоотношений в группах **- результаты, полученные при изучении личных взаимоотношений в группах Анализ отраженных в таблицах данных позволил сделать ряд выводов. · Возрастание уровня благополучия как деловых, так и личных отношений в интегративных группах, а также высокий показатель гуманности в большинстве групп отражает эффективность выбранной педагогической политики детского сада по отношению к воспитанникам. В группах формируется оптимальная социальная ситуация развития личности ребенка, в результате чего большинство детей к старшему дошкольному возрасту успешно интегрируется в среде сверстников. · Обращает на себя внимание не полное соответствие возрастному уровню развития социальной компетентности в подготовительной группе при высоком показателе ее гуманности. Учитывая, что каждый из трех уровней социальной компетентности характеризуется разной степенью самостоятельности детей, можно предположить, что данное несоответствие проявляется в недостаточной самостоятельности детей в проявлении гуманного отношения к сверстнику. Нам кажется, что полезным будет наряду с подбором эффективных педагогических приемов и методов развития гуманности взаимоотношений детей, обращать внимание также и на формирование их самостоятельности в этой сфере. · Заметным является также низкий уровень взаимности отношений во всех группах. Преодоление этого, вероятнее всего, возможно при помощи изучения педагогами внутригрупповых предпочтений детей и стимулированию взаимных симпатий детей групп. · Положение ребенка в группе зависит от ряда факторов: - от возраста окружающей ребенка детской среды; - от уровня развития его социальной компетентности; - от уровня развития гуманистической направленности его личности; - от уровня гуманности в группе. По мере взросления дети начинают разборчивее относиться к качествам сверстника и собственным предпочтениям. Если в средней группе в благоприятные статусные категории попадают дети с различными уровнями социального и гуманного развития, то к старшему дошкольному возрасту в эти статусные категории относятся только дети с высокими показателями социального развития и развития гуманности личности. Однако полученные данные, отраженные в таблице 2, свидетельствуют о некотором нарушении этой тенденции. В средней и подготовительной группе по одному ребенку с практически неразвитыми уровнями социальной компетентности и гуманности попали в благоприятные статусные категории. Объяс нением этому может служить высокий уровень гуманности в данных группах. В заключение хотелось бы отметить следующее. Исследования, проведенные в интегративных группах детского сада №1465, показали, что существующая в этом детском саду атмосфера творческого педагогического поиска приносит свои плоды. Большинство детей успешно интегрируется, а для тех, кому в силу разных особенностей развития пока нелегко найти свое место в коллективе сверстников, создаются оптимальные условия, базирующиеся на гуманности окружающих этих детей взрослых и сверстников. Надеемся, что приведенные данные нашего экспериментального исследования послужат стимулом для дальнейшей работы по интеграции детей с особенностями развития в группы обычных сверстников, помогут наметить новые направления работы в области организации взаимодействия детей и формирования гуманности детских отношений. Список литературы: 1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО " МОДЭК", 2000. - 416 с. 2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. – 2 изд., доп. - Мн.: Тетра системс, 2000. 432 с.
|