![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фрагменты лекций (5 семестр)
Курс Лекция №1. Цели, место и роль обучения математике в общем образовании План 1. Понятие образования. Цели образования. 2. Математическое образование. Цели обучения математике. 3. Функции обучения математике. 4. Реформы среднего математического образования.
Факторы, определяющие роль математики в системе учебных предметов 1) значимость науки математики в создании и развитии человеческой цивилизации; 2) роль собственной математической деятельности человека в формировании его интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер; 3) значимость приобретаемых знаний в повседневной жизни; 4) необходимость математических знаний для изучения других наук.
Цель современного образования 1) предельно полное достижение развития тех способностей личности, которые нужны ей и обществу; 2) включение ее в социально-ценную активность; 3) обеспечение возможности эффективного самообразования за пределами институциализированных систем образования. Математическое образование предполагает: 1) развитие личности средствами математики; 2) овладение системой знаний, дающих представление: • о предмете математики как науки; • о методах математических исследований; • об основных понятиях математики; • о способах обоснования достоверных математических фактах; • о применении математики в исследования явлений природы и общества. Цели обучения математике 1) интеллектуальное развитие учащегося, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для полноценного функционирования в обществе; 2) воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса; 3) формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники и средства моделирования явлений и процессов; 4) создание условий для овладения учащимися конкретными математичекими знаниями и умениями, необходимыми для применения в практической деятельности. Функции обучения математике (по Г.И. Саранцеву) 1) образовательная (конструирование процесса обучения математике, который способствует овладению школьником системами математических знаний); 2) воспитательная (формирование интеллектуальных и нравственных компонентов личности; развитие качеств мышления, присущих математической деятельности); 3) развивающая (формирование логических и общеучебных приемов учебной деятельности); 4) эвристическая (создание условий для развития способностей учащихся); 5) прогностическая (прогнозирование как более близких, так и более далеких результатов); 6) эстетическая (приобщение школьников к красоте и воспитание у них эстетического вкуса и эстетических переживаний); 7) практическая (ориентация обучения на формирование умений математически исследовать явления реального мира); 8) контрольно-оценочная (контроль, коррекция и оценка ЗУНов, изучение продвижения учащихся в развитии); 9) информационная; 10) корректирующая (коррекция информации из источников); 11) интегрирующая. Основные направления гуманизации математического образования 1) личностно-ориентированное обучение; 2) гуманитарная направленность обучения; 3) индивидуализированное и дифференцированное обучение. Основные характеристики личностно-ориентированного образования 1) признание самобытности ребенка, его самоценности и субъективности процесса развития; 2) создание условий для активизации и актуализации субъективного опыта ребенка; 3) единицей обучения рассматривается ситуация, в которой ребенок хочет и может учиться; 4) стандартом образования является средство, которое определяет направление и границы предметного материала; 5) критерием эффективного обучения являются параметры личностного роста. Гуманитарная направленность обучения Гуманитарная направленность обучения математике ориентирована на: 1) раскрытие творческого потенциала личности; 2) усиление прикладной и практической направленности обучения; 3) повышение общекультурной и общеобразовательной значимости изучаемых вопросов математики; 4) формирование представление учащихся о математике, как науке с определенной специфической методикой научного познания. Гуманитаризацияобразования – это ориентация учебного процесса на развитие творческого потенциала школьников. Индивидуализация и дифференциация образования Под индивидуализацией понимается учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах (И.Э. Унт). Под дифференциацией понимается «система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право на гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям» (Г.В. Дорофеев). Основной целью дифференциации обучения математике является: развитие всех форм самостоятельной деятельности учащихся, включающей в себя стремление к самообразованию, самовоспитанию; задача развития личностных качеств всех учащихся, а также получения ими необходимого базового математического образования; выявление и развитие математических способностей тех учащихся, для которых математика стала или станет сферой их интересов. В концепции развития школьного математического образования основная цель дифференциации сформулирована следующим образом: «Дифференциация способствует более полному учету индивидуальных запросов учащихся, развитию их интересов и способностей, достижению целей образования»[2, С. 15]. Дифференциация обучения – средство индивидуализации. Элементы индивидуализации обучения 1) образовательная среда; 2) эмоциональный настрой; 3) социальные факторы; 4) физические возможности.
Направления осуществления дифференциации 1) по образовательной цели; 2) по первоначальному уровню учебной деятельности; 3) по времени обучения; 4) по содержанию обучения; 5) по последовательности изучения учебного материала; 6) по структуре учебного материала; 7) по подходам к обучению; 8) по применению знаний; 9) по видам учебной деятельности; 10) по уровню выполнения заданий; 11) по оценке результатов выполнения заданий. Виды дифференциации 1) профильная – дифференциация по содержанию; 2) уровневая – дифференциация, основанная на планировании результатов обучения.
|