Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание для самостоятельной работы. Охарактеризуйте основные направления развития и совершенствования школьного математического образования на современном этапе.
Охарактеризуйте основные направления развития и совершенствования школьного математического образования на современном этапе. Литература 1. Дорофеев, Г.В. Гуманитарно-ориентированное обучение математике: концептуальный аспект / Г.В. Дорофеев // Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы. – М., 2000. – С. 18 – 31. 2. Дорофеев, Г.В. Дифференциация в обучении математике / Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, В.В. Фирсов // Математика в школе, 1990. – №4. – С. 15 – 21. 3. Петерсон, Л.Г. Новая концепция образования в свете «Национальной доктрины образования в РФ» / Л.Г. Петерсон // Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы. – М., 2000. – С. 9 – 17. 4. Епишева, О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: кн. для учителя / О.Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с. 5. Избранные вопросы теории и методики обучения математике: Учеб. пособие / И.А. Аввакумова, Т.Л. Блинова, Л.В. Водичева и др.; Науч. ред. И.Н. Семенова. – Екатеринбург: УрГПУ, 2004. – 93 с. 6. Математика. Сборник нормативных документов: Федерал. компонент гос. стандарта: Федерал. базис. учеб. план / Сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 79 с. 7. Методика и технология обучения математике: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов мат. фак. вузов / Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с. 8. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2002.‑ 224 с. Лекция №2. Модели построения математического образования План 1. Понятие о модели и моделировании. 2. Сущность гуманистической и технологической парадигм построения модели обучения. 3. Иерархия гуманистической модели обучения. 4. Типология моделей обучения, в зависимости от преобладающего компонента общечеловеческой культуры. 5. Связь понятий технологии и модели обучения. 6. Основные подходы к разработке технологий обучения математике.
Модель – искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм и формул, который, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. Моделирование – процесс создания модели, который позволяет предполагать результаты, разнесенные во времени и в пространстве. Это свойство особенно важно при моделировании педагогических процессов, так как педагогические воздействия и их результаты разнесены в пространстве и во времени. Виды моделей Модели условно подразделяются на: 1) физические, имеющие форму, сходную с оригиналом; 2) вещественно-математические, природа которых отличается от физических прототипов, но имеется возможность математического описания поведения оригиналов; 3) логико-семиотические, которые конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем. Педагогические модели 1) основополагающая модель (парадигма) – определяется как модель научно педагогической деятельности, представляет собой совокупность теоретических положений, методологических оснований, основных понятий, ценностных критериев всех образовательных процессов; 2) образовательная модель – определяется как логическая последовательность системы соответствующих элементов, включающая цели образования, содержание образования, проектированную педагогическую технологию, проектированные технологии управления образовательным процессом, включает учебные планы и программы; 3) модель обучения – определяется как дидактическая система, включающая общие цели обучения, его содержание, систему методов, систему организации, формирование средств обучения и критерии результативности; 4) обучающая модель – понимается и определяется как педагогическая техника, система методов и организационных форм обучения, составляющая дидактическую основу обучения. Образовательные модели 1) поточная модель – классическая модель, основная структура: предметно-классовое обучение уровневых потоков, в которые могут входить несколько классов. 2) селективная модель – групповая модель, основная структура: предметное обучение в уровневых группах внутри класса по некоторым предметам и обучение полным классом по остальным предметам. Состав уровневых групп варьируется от предмета к предмету. 3) модель смешанных способностей – вид классической модели, основная структура предполагает постоянный состав класса, внутри которого создаются временные группы по когнитивным признакам. 4) интегративная модель – вид групповой модели, основная структура которой предполагает отдельные группы или классы с множеством возможностей для индивидуальной работы. 5) инновационная модель – вид групповой модели, основная структура которой предполагает группы смешанных способностей, при этом учитывается несколько критериев. Внутри класса функционируют несколько малых групп, состав которых постоянен. Модели обучения 1) свободнаямодель (авторы: Г. Штейнер, Ф.Г. Кумбе); 2) диалогическаямодель (авторы: С.Ю. Курганов, В.С. Библер); 3) личностнаямодель (авторы: Л.В. Занков, Ш. Амонашвили); 4) обогащающаямодель (авторы: М.А. Холодная, Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова); 5) развивающая модель (авторы: В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); 6) структурирующая модель (авторы: П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев); 7) активизирующая модель (авторы: А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина) 8) формирующая модель (авторы: Н.Ф. Талызина, И.П. Калошина, В.П. Беспалько). Типы обучающих моделей в зависимости от значимости в нем одного из компонентов человеческой культуры I тип – ведущий компонент – передача знаний о мире; II тип – ведущий компонент – формирование способов деятельности; III тип – ведущий компонент – формирование отношения к действительности. Типы обучающих моделей в зависимости от широты знаний и способов деятельности 1) предмето-центрические (материальные) – модели, при построении которых соблюдается строгая последовательность исторически сложившейся системы математических знаний. Средством обучения и развития признаются только средства самой математики; 2) психодидактические (формальные) – модели, построение которых ориентировано на формирование и развитие различных сфер личности учеников средствами математики. Средствами обучения и развития признаются не только средства математики, но и психодидактические средства (например, диалог, мотивировка, стимулирование деятельности и т.п.).
|