Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание для самостоятельной работы. Охарактеризуйте современные технологии обучения математике.
Охарактеризуйте современные технологии обучения математике. Литература 1. Методика и технология обучения математике: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов мат. фак. вузов / Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с. 2. Проблемы реализации творческого потенциала личности в процессе обучения математике: межвузовский сборник научно-методических трудов / под ред. Х.Ж. Ганеева. – Екатеринбург: НУДО «Межотраслевой региональный центр», 2000. – 164 с. 3. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2002. ‑ 224 с. 4. Современные аспекты методики обучения математики: Учеб. пособие / Т.Л. Блинова, Э.А.Власова, И.Н.Семенова, А.В.Слепухин; Науч. ред. И.Н. Семенова, А.В.Слепухин. – Екатеринбург: УрГПУ, 2009. – 222 с.
Лекция №3. Методы научного познания при обучении математике План 1. Мышление и его виды. 2. Математическое мышление: 3. Законы, уровни и этапы развития мышления. 4. Математические способности. Мышление как преобразование информации Мышление – активный процесс отражения объективного мира в сознание человека. Мышление – опосредованное познание, осуществляемое путем чувственного восприятия объекта без прямого контакта с ним, путем мысленной переработки чувственных представлений. Мышление позволяет устанавливать отношения и закономерности связей объектов, явлений и их свойств, что дает возможность предвидеть результаты наблюдаемых явлений, событий и своих собственных действий. Виды познания 1) чувственное познание • с помощью органов чувств дает разного рода ощущения; • дает первичную информацию об объектах и явлениях окружающего мира в виде отдельных свойств и наглядных образов. 2) мышление • перерабатывает чувственную информацию; • выделяет в ней существенные свойства объекта; • сопоставляет одни объекты с другими; • обобщает свойства объектов и выделяет общие понятия; • строит идеальные действия с объектами; • предсказывает возможные результаты; • позволяет планировать действия с объектами. Мыслительные операции 1) анализ; 2) синтез; 3) сравнение; 4) абстрагирование; 5) обобщение; 6) специализация; 7) конкретизация; 8) классификация; 9) систематизация. Соотношение обучения и развития 1) процесс развития мышления самостоятелен и независим от обучения (Ж. Пиаже); 2) развитие зависит от обучения (Л.С. Выготский). Основные положения современных стратегий обучения 1) развитие мышления и обучение неотождествимы; 2) процесс умственного развития и процесс обучения связаны; 3) развитие зависит от обучения, но эта зависимость не единственная, так как процесс развития зависит от социальных факторов, и от воспитания, и от характера обучения. Математическое мышление Общие качества научного мышления, присущие математическому мышлению 1) гибкость; 2) активность; 3) целенаправленность; 4) широта; 5) глубина; 6) критичность и самокритичность; 7) ясность; 8) точность; 9) доказательность; 10) рациональность и т.п. Специфические для математического стиля мышления качества 1) доминирование логической схемы рассуждения; 2) лаконизм мышления: предельная скупость и суровая строгость мысли и ее изложения; 3) четкая расчлененность аргументации в рассуждениях; 4) скрупулезная точность символики. Специфические для математического мышления структуры и схемы 1) структуры, выступающие как модели математических объектов, как средства хранения математических знаний: • алгебраические структуры; • порядковые структуры; • топологические структуры. 2) Структуры, выступающие как средства и методы научного познания: • логические схемы; • алгоритмические схемы; • комбинаторные схемы; • образно-геометрические схемы. Уровни развития математического мышления (по А.А. Столяру) 1) уровень конкретных множеств (от 6-7 лет до 8-9 лет); 2) уровень конкретных математических структур (с 8-9 лет до 11-12 лет); 3) уровень синтеза конкретных структур (от 11-12 лет до 15 лет); 4) уровень содержательных структур (с 15 лет до 18-19 лет); 5) уровень абстрактных структур (с 19-20 лет). Этапы формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину) 1) этап мотивации; 2) этап создания ориентированной основы деятельности; 3) этап материализованного (материального) действия; 4) этап внешней речи (устной или письменной); 5) этап внутренней речи; 6) этап автоматизированного действия. Математические способности Способности – индивидуально-психические особенности человека, отвечающие требованиям какой-либо деятельности и обеспечивающие при всех равных условиях высокий уровень достижений. Математические способности – индивидуально-психические особенности человека, проявляющиеся в уровне развития математических схем мышления.
|