![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научный аспект
Педагогическая технология – это часть педагогической науки изучающая и разрабатывающая идеи содержания, методы обучения и проектирующая педагогические процессы в целом; 2) процессуально – описательный аспект Педагогическая технология – это описание процесса: описание совокупных целей, содержания, методов и средств для достижения гарантируемых результатов; 3) процессуально – действенный аспект Педагогическая технология – это осуществление педагогического процесса, функционирование всех личностных, методологических и инструментальных средств обучения.
Задание для самостоятельной работы Охарактеризуйте основные направления практического решения образовательных задач в современной парадигме. Литература 1. Епишева, О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: кн. для учителя / О.Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с. 2. Епишева, О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: кн. для учителя / О.Б. Епишева. – М,: Просвещение, 2003. – 223 с. 3. Методика и технология обучения математике: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов мат. фак. вузов / Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с. 4. Реализация дифференцированного подхода при изучении школьного курса математики в системе развивающего обучения: Учеб.-метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. Х.Ж. Ганеева. – Екатеринбург: УрГПУ, 2003. – 119 с. 5. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2002.‑ 224 с.
Лекция №8. Современные образовательные технологии
План 1. Общая характеристика педагогической технологии. 2. Структура педагогических технологий и критерии технологичности. 3. Обзор современных образовательных технологий (УДЕ, проблемное обучение, интерактивное обучение). Общая характеристика педагогической технологии Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве. Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель). Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов). Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов). Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин). Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Критерии технологичности 1) концептуальность. Каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. 2) системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. 3) управляемость. Педагогическая технология предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. 4) эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. 5) воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех уровнях: 1) общепедагогический (общедидактический) уровень. Общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса; 2) частнометодический (предметный) уровень. Частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, зрителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя); 3) локальный (модульный) уровень. Локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.). Структура педагогической технологии 1) концептуальная основа; 2) содержательная часть обучения: · цели обучения – общие и конкретные; · содержание учебного материала; 3) процессуальная часть – технологический процесс: · организация учебного процесса; · методы и формы учебной деятельности школьников; · методы и формы работы учителя; · деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; · диагностика учебного процесса. Признаки существования педагогической технологии 1) цели (во имя чего необходимо учителю ее применять); 2) наличие диагностических средств; 3) закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс; 4) система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей; 5) средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся. Структура описания технологии 1) название технологии (авторы); 2) основное концептуальное положение; 3) основная цель обучения; 4) основные особенности содержания; 5) основные особенности процессуальных характеристик; 6) наличие и краткая характеристика программного обеспечения (по возможности продемонстрировать учебники, дидактические материалы и т.п.). Концепция и технология укрупнения дидактических единиц Концепция и технология укрупнения дидактических единиц разработана П.М. Эрдниевым. Укрупненная дидактическая единица (УДЕ) – это «клеточка» учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. УДЕ обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. Понятие «укрупнение дидактической единицы» можно представить как интеграцию конкретных подходов к обучению 1) совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций, функций, теорем и т.п., в частности, взаимно обратных задач; 2) обеспечение единства процессов составления и решения задач, уравнений, неравенств и т.п.; 3) рассмотрение во взаимопереходах определенных и неопределенных заданий, в частности, деформированных упражнений; 4) обращение структуры упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного задания; 5) выявление сложной природы знания (математического, физического и т.п.), достижение системности знаний; 6) реализация принципа дополнительности в системе упражнений (понимание достигается на основе сочетания образного и логического в мышлении, между его сознательным и подсознательным компонентами, на основе сочетания операций вычленения и сличения, анализа и синтеза, поочередного обращения к разным полушариям головного мозга). Концепция УДЕ широко применяется в педагогической практике, начиная с начальной школы. При изучении учебного предмета, в частности, математике выстраивается своя технология на основе представленных выше основных положений. Например, в начальной школе, чтобы дети запомнили таблицу умножения, надо ее предлагать вместе с соответствующими случаями деления (3*5=15, 15: 5=3 и т.д.). Прямая задача лучше постигается в паре с обратной, ибо при этом она схватывается учеником не изолированно, а как элемент системы мыслей. Аналогично перестроен процесс обучения сложению, вычитанию, умножению и делению: от раздельного изучения к укрупненному изложению того же материала в двух темах («Сложение и вычитание», «Умножение и деление»). Ключевой элемент технологии УДЕ – это упражнение – триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии: 1) исходная задача; 2) ее обращение; 3) обобщение. В работе над математическим упражнением (задачей) отчетливо выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа: 1) составление математического упражнения; 2) выполнения упражнения; 3) проверка ответа (контроль); 4) переход к родственному, но более сложному упражнению. Основной формой упражнения должно стать многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически объединенных в некоторую целостность частей: 1) решение обычной «готовой» задачи; 2) составление обратной задачи и ее решение; 3) составление аналогичной задачи по данной формуле или уравнению и ее решение; 4) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей; 5) решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам исходной задачи. Понятия проблемного обучения Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействиясубъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания (А.М. Матюшкин). Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В. Оконь). Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (М.И. Махмутов). Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко). Суть концепции проблемного обучения 1) провозглашение тезиса о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося; 2) оказания ему помощи в процессе исследовательской деятельности; 3) организация изложения учебного материала специальным образом. Ведущая идея концепции проблемного обучения 1) вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемносформулированных вопросов и заданий; 2) активизация их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности. Основа для реализации концепции проблемного обучения Моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий. Проблемная ситуация по сути является: 1) закономерностью продуктивной, творческой познавательной деятельности; 2) причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий. Этапы продуктивной познавательной деятельности (рис. 2) Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации.
Рис. 2. Этапы продуктивной познавательной деятельности
Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой. Признаки наличия учебной проблемы 1) наличие проблемной ситуации; 2) информационная готовность к решению; 3) внутренняя психологическая готовность войти в ситуацию; 4) вариативность решения. Методы проблемного обучения 1) по способу решения проблемных задач выделяют четыре метода: · проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее); · совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися); · исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно); · творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение). 2) по способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют шесть методов (М.И. Махмутов): · метод монологического изложения; · рассуждающий метод; · диалогический метод; · эвристический метод; · исследовательский метод; · метод программированных действий. Проблемная ситуация порождается: 1) логикой учебного предмета; 2) логикой учебного процесса; 3) учебной или практической ситуацией. В первых двух случаях, как правило, они возникают объективно, т.е. независимо от желания учителя. Способы создания проблемных ситуаций 1) побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними; 2) использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике; 3) поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения; 4) побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них; 5) выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка; 6) побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации; 7) побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов; 8) ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем; 9) организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций; 10) варьирование, переформулировка задач и вопросов. Типы проблемных ситуаций 1) недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта или прежних умений для решения новой задачи; 2) необходимость использования ранее усвоенных ЗУН в принципиально новых практических ситуациях; 3) наличие противоречий между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа; 4) наличие противоречий между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования. Способы создания проблемной ситуации 1) постановка проблемного вопроса; 2) проблемная задача или задание; 3) демонстрация опыта; 4) сочетание слова и наглядности. Этапы постановки учебной проблемы 1) анализ проблемной ситуации; 2) осознание сущности затруднения; 3) словесная формулировка проблемы. Этапы поиска способов решения 1) выдвижение первоначальных идей, догадок; 2) обоснование предположений; 3) формулировка гипотезы.
Этапы решения проблемы 1) доказательство или опровержение гипотезы; 2) проверка правильности решения проблемы.
|