![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция №6. Методы обучения математике
План 1. Общедидактические подходы к понятию «метод обучения». 2. Методы обучения математике. 3. Критерии выбора методов. На протяжении всей истории развития педагогики и теории обучения математике проблема методов обучения развивалась с разных точек зрения: 1) с точки зрения форм деятельности; 2) с точки зрения логической структуры и функции форм деятельности; 3) с точки зрения характера познавательной деятельности учащихся. Различные подходы к раскрытию понятия «метод» 1) способ взаимосвязанной деятельности; 2) система действий; 3) путь достижения цели; 4) совокупность приемов; 5) форма движения содержания обучения. Виды методов обучения Общие методы разрабатываются дидактикой и адаптируются к обучению математике. Специальные методы разрабатываются методикой преподавания математики. Нетрадиционные методы зарождаются, как правило, в практике обучения. Классификации общих методов По характеру познавательной деятельности 1) объяснительно-иллюстративные; 2) репродуктивные; 3) проблемные; 4) частично-поисковые; 5) исследовательские. По компонентам деятельности 1) организационно-действенные (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности); 2) стимулирования (методы влияния на мотивацию учебно-познавательной деятельности); 3) контрольно-оценочные (методы, определяющие эффективность учебно- познавательной деятельности). По дидактическим целям 1) подготовки к восприятию; 2) изучения нового материала; 3) закрепления изученного; 4) контроля за усвоением; 5) организации повторения и т.п. По принципу соединений или расчленения знаний 1) аналитический; 2) синтетический; 3) сравнительный; 4) обобщающий; 5) классификационный. По характеру движения мысли от незнания к знанию 1) индуктивный; 2) дедуктивный. Функции методов обучения 1) образовательная, связанная с приращением знаний и умений; 2) развивающая, связанная с последовательным изменением качества знаний ученика, с постоянным усложнением и развитием его умений, операций и способов деятельности, с обогащением его познавательных процессов; 3) воспитательная, связанная с побуждением учащихся к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям и событиям, с формированием характера и поведения учащегося, с формированием значимых качеств личности. Особенности содержания учебного материала и способов взаимодействия учителя и ученика при обучении математике, влияющие на построение системы методов Математическое содержание учебного предмета развивается главным образом посредством: 1) индукции; 2) дедукции; 3) обобщения. Способы взаимодействия учителя и ученика выражаются через 1) репродукцию; 2) эвристику; 3) исследование. Классификация методов обучения математике по характеру учебно-познавательной деятельности и организации содержания учебного материала (по Г.И. Саранцеву) 1) индуктивно-репродуктивный метод; 2) дедуктивно-репродуктивный метод; 3) обобщенно-репродуктивный метод; 4) индуктивно-эвристический метод; 5) дедуктивно-эвристический метод; 6) эвристическое обобщение; 7) индуктивно-исследовательский метод; 8) дедуктивно-исследовательский метод; 9) обобщенное исследование. Классификация по основным методам и способам познания действительности, характерным для математики (по Г.С. Манвелову) 1) эмпирические методы познания; 2) логические методы познания; 3) математические методы познания. Классификация в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения 1) пассивные; 2) активные; 3) интерактивные. Критерии выбора методов (по Ю.К. Бабанскому) 1) соответствие принципам дидактики и концептуальным положениям реализуемой модели и технологии обучения; 2) соответствие целям и задачам; 3) ориентированность на особенности содержания учебного материала; 4) соответствие формам организации учебно-воспитательной деятельности, т.к. индивидуальные, групповые и коллективные формы требуют различных методов; 5) соответствие реальным возможностям учащихся; 6) соответствие реальным возможностям учителя.
|