![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание для самостоятельной работы. Заполните таблицу 1, используя учебное пособие Г.К
Заполните таблицу 1, используя учебное пособие Г.К. Селевко [1].
Таблица 1 Педагогические технологии: общая характеристика
Литература
1. Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 192 с.
Лекция №9. Особенности содержания и организации процесса обучения на современном этапе. Общая начальная математическая подготовка в
План 1. Введение. 2. Основные вопросы курса математики в начальной школе. 3. Преемственность в изучении математики в 5 классах. Начальный курс математики – интегрированный курс, в котором объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Его основу составляют представления о натуральном числе и нуле, четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, ознакомление с величинами и их измерением, осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Концентрическое построение курса математики, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Особенности начального курса математики 1. Обучение в тесной связи с жизнью. Например, формирование понятия о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счете. 2. Важнейшей особенностью начального курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Можно выделить два основных типа задач: – простые текстовые задачи (задачи, решаемые одним действием) способствуют более осознанному усвоению детьми смысла самих действий. на простых текстовых задачах дети знакомятся и со связью между такими величинами, как цена - количество - стоимость; норма расхода материала на 1 вещь – число изготовленных вещей и общий расход материала; скорость – время – пройденный путь при равномерном движении и т.д.; – составные задачи небольшой сложности (например, в 2 действия), направленные главным образом на разъяснение рассматриваемых свойств действий, на сопоставление различных случаев применения одного и того же действия, противопоставление случаев, требующих применения различных действий.
3. Изучение геометрического материала носит иллюстративный характер. Работа над ним по возможности увязывается с изучением арифметических вопросов. Так, с самого начала геометрические фигуры и их элементы используются в качестве объектов счета предметов. После ознакомления с измерением длины отрезка решаются задачи на нахождение суммы и разности двух отрезков, длины ломаной, периметра многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата), а в дальнейшем и площади прямоугольника (квадрата). Нахождение площади прямоугольника (квадрата) связывается с изучением умножения, задача нахождения стороны прямоугольника (квадрата) по его площади - с изучением деления. Важной функцией геометрического материала является обеспечение наглядности. Различные геометрические фигуры (отрезок, многоугольник, круг) используются в качестве наглядной основы при формировании представлений о долях величины, а также при решении разного рода текстовых задач. Основные цели изучения геометрического материала в 1-5 классах 1) развитие пространственного мышления учащихся как разновидность образного; 2) познание окружающего ребенка мира с геометрических позиций как базы создания учащимися геометрической картины мира. Развитие умения использовать сформированные представления при ориентации в окружающем ребенка мире; 3) развитие рефлексивных способностей учащихся; 4) подготовка к сознательному усвоению курса геометрии в 7-11классах к изучению смежных дисциплин; 5) формирование представлений о геометрических фигурах и отношениях. Эти представления образуют объемы понятий фигур, изучаемых в основной и старшей школе, и отношений (принадлежности, пересечения, перпендикулярности, параллельности), являются базой понятий, т.е. фактически готовят введение собственно понятий; 6) развитие конструктивных умений в выполнении построения циркулем, линейкой, угольником, транспортиром; 7) формирование навыков измерения геометрических величин; 8) формирование умений конструировать определения геометрических объектов. Ознакомление с простейшими дедуктивными обоснованиями; 9) развитие вербально-логического мышления. Формирование умений выделять существенные свойства фигур, конструировать описания геометрических объектов, четко формулировать выводы на основе наблюдений.
4. Осуществление алгебраической пропедевтики. Ознакомление детей с таким важным математическим понятием, как «переменная», происходит уже в теме «Числа от 1 до 10» при выполнении упражнений, в которых, например, значения слагаемых заданы в табличной форме и требуется найти суммы и заполнить соответствующие клетки таблицы. В дальнейшем вводится буквенное обозначение переменной. Дети учатся находить значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв, знакомятся с простейшими уравнениями.
Преемственность в изучении математики в 5 классах В 5 классе проводится систематизация и расширение сведений о натуральном и дробном числе, полученных в начальной школе. Систематизация идет с опорой на позиционное представление числа. Усиливается роль теоретических обоснований, что проявляется в сочетании методов индукции и дедукции. Формируется обобщенный прием решения уравнений и неравенствпервой степени с одной переменной. Развиваются умения решать текстовые задачи. Первое знакомство с дробными числами также происходит в начальной школе, но их систематическое изучение начинается в 5 классе. Дробные числа вводятся через понятие «доли». Важное значение имеет вопрос мотивации для введения дробных чисел. Существуют три приема для мотивации: · измерение величины; · разрешимость уравнений; · выполнимость действий В 5 классе в теме «Натуральные числа» особое внимание уделяется законам арифметических действий. Важно показать глубокое теоретическое значение законов, т.к. у учащихся обычно создается впечатление, что законы нужны лишь для упрощения арифметических действий. В 5 классе законы арифметических действий записываются в общем виде с использованием буквенной символики. Рассмотрение коммуникативного и ассоциативного законов умножения целесообразно связать с геометрическим материалом, а именно с вычислением площадей прямоугольников и объемов прямоугольных параллелепипедов. Пропедевтика курса алгебры в 5-6 классах: • введение алгебраической символики; • знакомство с возможностями, которые открываются при использовании букв; • накопление опыта работы с алгебраическим языком. В 4 – 5 классах в процессе обучения: 1) уточняются и углубляются представления о геометрических объектах и их свойствах, приобретенные при обучении 1-3 классах; 2) вводятся новые геометрические фигуры (луч, параллельные прямые, биссектриса угла и т.д.), некоторые преобразования фигур; 3) изучаются новые величины, носителями которых являются знакомые фигуры (например, длина окружности, величина угла), проводится четкое различие величин и фигур (например, отрезок и длина отрезка, угол и градусная мера угла); 4) расширяется круг геометрических построений и используемых при этом инструментов.
|