![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание для самостоятельной работы. Обоснуйте зависимость выбора методов обучения от целей образования и современных принципов обучения
Обоснуйте зависимость выбора методов обучения от целей образования и современных принципов обучения. Литература 1. Блинова, Т.Л. Современные аспекты методики обучения математике: учебное пособие / Т.Л. Блинова, Э.А.Власова, И.Н. Семенова, А.В.Слепухин; под ред. И.Н. Семеновой, А.В. Слепухина // ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2007. – 190 с. 2. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики / С.Г. Манвелов. – М.: «Просвещение», 2002. – С. 84 – 88. 3. Метельский, Н.В. Пути совершенствования обучения математике (Проблемы современной методики математики) / Н.В. Метельский. – Минск, 1989. – С. 119 – 150. 4. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике в средней школе / Г.И. Саранцев. – М.: «Просвещение», 2002. – С. 154 – 175. 5. Теория и методика обучения математике (вопросы организации деятельности учителя): учебное пособие. – Екатеринбург, 2002. – С. 16 – 17.
Лекция №7. Современные подходы к выстраиванию стратегии обучения математике План 1. Компетентностный подход. 2. Информационный подход. 3. Системно-деятельностный подход. 4. Технологический подход. Стратегия – искусство планирования руководства чем-либо, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. Стратегия – общие, основные установки, важные для подготовки и осуществления чего-либо. Основные направления проектирования новых методик 1) приоритетность развивающей функции обучения; 2) ориентация обучения на конечный результат; 3) уровневая дифференциация учебных требований и обеспечение постепенности движения школьников по уровням. Сущность компетентностного подхода Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Компетентностный подход можно рассматривать как совокупность общих дидактических требований к: 1) определению целей образования; 2) отбору содержания образования; 3) организации образовательного процесса; 4) оценке образовательных результатов. Реализация компетентностного подхода (по О.Е. Лебедеву) 1) смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. 2) содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных и иных проблем. 3) смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. 4) оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (А.В. Хуторской). Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (А.В. Хуторской). Связь между понятиями компетентность и компетенция Компетенция – это то, на что претендуют, или то, что назначается по статусу, как должное; Компетентность – это то, чего достиг конкретный человек, интегративная характеристика его качеств. Таким образом, компетентность есть мера освоения компетенции. Согласно программе внедрения компетентностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности: 1) познавательная компетентность: · учебные достижения; · интеллектуальные задания; · умение учиться и оперировать знаниями. 2) личностная компетентность: · развитие индивидуальных способностей и талантов; · знание своих сильных и слабых сторон; · способность к рефлексии; · динамичность знаний. 3) самообразовательная компетентность: · способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения; · ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности; · гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений; · постоянный самоанализ, контроль своей деятельности. 4) социальная компетентность: · сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки; · способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; · социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе; · развитие личностных качеств, саморегулирование. 5) компетентное отношение к собственному здоровью: · соматическое здоровье; · клиническое здоровье; · физическое здоровье; · уровень валеологических знаний. Компетентность в области математики – тип организации знаний, предполагающий 1) структурированность, 2) оперативность, 3) гибкость, 4) категориальный характер, 5) способность к переносу, 6) готовность к их применению в разнообразных практических ситуациях и т. д. Общая характеристика информационного подхода к обучению Под информацией понимаются любые сведения или данные, которые подлежат передаче, хранению или переработке. В любом информационном процессе выделяются две стороны: 1) содержательная сторона (чему учить); 2) функциональная сторона (как учить). Программированное обучение Под программированным обучением понимается такая его организация, при которой изучаемый материал подается в строгой логической последовательности в виде «кадров» или «слайдов». Программированное обучение предполагает: 1) правильный отбор учебного материала на каждую «порцию»; 2) четкую последовательность задач для усвоения каждой «порции»; 3) рациональную дозировку подачи учебного материала; 4) обязательное включение учащихся в самостоятельную работу; 5) возможность дифференциации деятельности учащихся; 6) возможность контроля и корректировки учебной деятельности. Элементы программного обучения, используемые на практике 1) разбиение учебного материала на части для самостоятельного изучения, после которого идет обязательно проверка и самопроверка; 2) использование перфокарт для контроля; 3) реализация учебной программы средствами ПК. Сущность системного подхода к обучению Процесс образования рассматривается, как целостная система, характеризующая следующими свойствами: 1) структурности; 2) иерархичности; 3) взаимосвязанности элементов; 4) взаимосвязанности системы и среды; 5) множественность описаний. Внутри этой системы выделяются подсистемы, каждая из которых должна обладать всеми признаками, как и вся система. Системообразующий фактор системы Системообразующий фактор системы – это компонент, обладающий способностью объединять все компоненты системы (подсистемы) в целое, направлять действие компонентов и стимулировать их развитие. Системообразующий фактор многих современных стратегий обучения математики – деятельностный подход. Технологический подход к обучению Сущность технологического подхода к обучению – превращение учебного и воспитательного процессов в процесс с гарантированным результатом. В понятии педагогической технологии реализуются три основных идеи: 1) управляемость учебным процессом; 2) гарантируемость результата; 3) оптимальность затрат. Характеристические аспекты педагогической технологии
|