Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крушение биполярной системы






 

СССР сталинского образца прочно вошёл в историю как первое в мире социалистическое государство (социализм в отдельно взятой стране), бросившее вызов всем капиталистическим странам XX века. Реальный социализм в СССР был взращён на крайне неблагоприятной почве и на первых порах был вынужден преодолевать отставание от передовых капиталистических стран за счёт жёстких и решительных экономических и политических мер. Результатом Октябрьской революции и перехода средств производства в общественную собственность является не только ликвидация поголовной безграмотности, массовой беспризорности и безработицы, фактическое отделение церкви от государства, увеличение уровня жизни, но и стремительный рывок в области науки, искусства и культуры, появление доступного и качественного здравоохранения, а также создание военного потенциала, способного защитить завоевания социализма и победить во Второй Мировой войне.


После смерти Сталина, идеологической преемственности не получилось – СССР во главе с КПСС пошёл по пути восстановления рыночных элементов в экономике, и через 30 лет прекратил своё существование. Причины контрреволюции кроются как в объективных причинах — строительство СССР проходило в экстремальных условиях (индустриализация, Вторая Мировая война, отсутствие революций в странах «первого мира»), так и в субъективных — недостаточное внимание к идеологической работе. Хрущёвский курс, с его примитивизмом, широкими обещаниями «коммунизма к 1980 году», утверждениями, что классовой борьбы в СССР нет и диктатура пролетариата не нужна, оказался весьма близок и членам КПСС, и прочим гражданам СССР. Он соответствовал их представлению о коммунистической политике. А вслед за КПСС по этому же пути пошли и почти все остальные коммунистические партии социалистических государств. Они во многом зависели от советских руководителей, как материально, так и идейно, а мелкобуржуазные силы и настроения в странах Восточной Европы, только что вступивших на путь социалистического строительства, были ещё сильнее, нежели в СССР. Следующие три десятка лет, до середины 1980-х гг., жизнь в СССР становилась всё более благополучной в материальном плане – сохранявшиеся основы социализма позволили в мирных условиях значительно поднять жизненный уровень масс. Именно поэтому и сегодня в старших поколениях так сильна ностальгия по «брежневским временам». Однако одновременно антимарксистская политика КПССных вождей, всё больше отходивших от плановой экономики, проводивших преобразования, расширявшие сферу товарно-денежных отношений, поощрявших групповой, заводской, отраслевой эгоизм (реформа Косыгина 1965 года), привела к тому, что к 1985 году сознание большинства советских людей уже было готово к реставрации капитализма. Если главное – «чтоб лучше жилось», то конечно, почему б не ввести рыночную экономику, ведь «посмотрите на Швецию». Одновременно все эти годы продолжалась и идейная деградация партийных кадров: КПСС и ВЛКСМ активно размывались карьеристами, людьми, приходившими туда за материальными благами. И даже субъективно приверженная социализму часть советских коммунистов и комсомольцев способна была бороться разве что с длинными волосами «неформальной» молодежи и рок-музыкой, при этом «на ура» приняв горбачевщину, а после 1991 г. – образовав такого политического мутанта, как КПРФ. [3]

Деградация коммунистической партии отразилась первую очередь на экономическом курсе СССР, конкретно проявилась в растущей зависимости от западных кредитов. Фиктивность плановой экономики приводила к откровенному грабежу и обогащению партийных работников за счет трудящихся. Вопиющим примером является т.н. «Хлопковое дело» (конец 1970ых), когда из госбюджета выделялись деньги за хлопок, которого в действительности не существовало: его просто не успевали собирать. Причем часть денег за приписанный хлопок шла как на инфраструктуру Узбекистана, так и на солидные взятки партработникам и директорам хлопкозаводов.

Зависимость советского хозяйства от капиталистического окружения усиливалась настолько сильно, что в итоге действительно стали возможны политически мотивированные кредиты СССР. Начиная с 1960-х годов экономика Советского Союза, формально остающаяся закрытой, на деле оказалась глубоко интегрированной в систему международной торговли, стала зависеть от конъюнктуры мировых рынков. Все это вкупе с изнурительной гонкой вооружений оказало мощнейший удар по советской экономике.

 

Крушение СССР и всего социалистического блока вернуло мировую систему в предшествующее состояние, капитализм постепенно возвращается на круги своя и вновь призывает к жизни самые дикие формы эксплуатации. Однако, чтобы не спровоцировать мощный социальный взрыв, буржуазия проводит неолиберальные преобразования, направленные на лишение основных социальных гарантий и обворовывание широких слоев населения с разной степенью интенсивности, в зависимости от уровня развития той или иной страны.

Так на графике можно отметить снижение неравенства в США с конца 1920-ых (свёртывание НЭП и курс на индустриализацию в СССР) до реформ Косыгина и последующей интеграции позднесоветской системы в мировую капиталистическую систему, что оказало разрушительное воздействие на социалистическую модель, выстроенную при Иосифе Сталине. С конца 70-х наблюдается устойчивый рост неравенства в США.


 

По официальны данным, с 1975 по 1985 гг. индекс Джини для США вырос с 39, 7 до 41, 9 пункта. Сейчас же индекс Джини приближается к 50 пунктам.


 

В своём отчёте о благосостоянии в восьми регионах мира ОЭСР отметила, что за последние 30 лет, по мере роста ВВП на душу населения, разница доходов существенно увеличилась.


«Сложно не заметить резкое увеличение неравенства доходов, которое наблюдается в подавляющем большинстве стран начиная с 1980-х годов. Существуют всего несколько исключений из этого правила. Колоссальное увеличение неравенства доходов в мировом масштабе является одной из самых значительных и тревожных тенденций в развитии мировой экономики за последние 200 лет», – заявляют экономисты ОЭСР.

По данным ОЭСР, рост неравенства в течение двух десятилетий после 1985 года стоил 9 потерянных процентных пунктов экономике Великобритании только в период между 1990 и 2000 годами. Экономика страны выросла на 40% в течение 1990-х и 2000-х годов, но могла бы увеличится почти на 50%, если бы неравенство в доходах населения страны оставалось на прежнем уровне.

В ФРГ в собственности у 10% населения находятся активы, равные доходам 60% всех немецких домашних хозяйств: богатые немцы зарабатывают в 6, 6 раза больше, чем беднейшие. В свою очередь 60% жителей Германии имеют в своём распоряжении только лишь 6% от общего объёма всех активов страны.

В своем отчете, опубликованном накануне Всемирного экономического форума в Давосе, организация привела данные Credit Suisse Group AG о том, что 1% самых богатых владеет большей частью мировых богатств в 2015 г.

В своем отчете аналитики Oxfam также подсчитали, что 62 человек владеют тем же объемом богатства, что и 3, 5 млрд человек, которые являются самой бедной половиной мирового населения, по сравнению с 388 человек пять лет назад.

 

С 2010 г. богатство самых состоятельных выросло на 44%, составив $1, 76 трлн, при этом богатство самого бедного населения снизилось на 41%, составив чуть более $1 трлн.

Самые бедные страны, которые и сейчас ещё называют неразвитыми, характеризуются весьма низкой степенью индустриализации, ограниченной механизацией сельскохозяйственного производства, низкой капиталовооружённостью и низкими доходами на душу населения. В этих странах проживает 27% населения мира, на их долю приходится 6% мирового дохода. Большая часть населения живет на грани истощения: душевой доход составляет в целом 6-7% от показателя в США. Самые бедные страны расположены в Африке - Сомали, Эфиопия, Гана и др.

Но это ещё не все. Рассмотрим динамику безработицы за последние 30 лет в мире. Начнём с США.

Есть официальный показатель безработицы U.3, который не включает в себя безработных, которые просто отчаялись найти работу и не ищут работу уже более 4-х недель. Показатель U.6 включает в себя тех, кто пытается найти работу в течение менее одного года.


Самое интересное, что по U.6 безработица примерно в два раза выше, чем по U.3 (5, 3%).

Реальная безработица, если принимать во внимание всех безработных, в июле достигла 23%, свидетельствуют данные ShadowStats.[4]

 

По официальной статистике, которую транслируют «независимые» средства массовой информации, такие как New York Times или Wall Street Journal, безработица лишь немного выше 5%, что, естественно, трактуется как результат усилий властей по борьбе за восстановление экономики. Также небезынтересное заявление сделал эксцентричный консерватор Дональд Трамп в 2015 году в своем интервью Time:

«В реальности уровень безработицы в нашей стране, вероятно, 21%. Не 6%. Не 5, 2% и не 5, 5%. Я говорю о реальном уровне безработицы: вообще-то, я на днях видел график нашей реальной безработицы, и 90 миллионов людей не работают. Точнее, 93. Если подсчитать, то наш реальный уровень безработицы – 42%».

 

Трамп по всей видимости поспешил занести в категорию безработных учащихся вузов, домохозяек, инвалидов и пенсионеров, но его первоначальные 21% весьма близки к истине.


В странах Европейского Союза, начиная с 2001 года по 2005 год, можно сказать, что наблюдалась тенденция к увеличению уровня безработицы в целом в ЕС. Так, в 2001 году уровень безработицы составил 8, 5 %, а в 2004 уже 9, 1 %, что говорит о значительном росте безработицы. С 2006 года уровень безработицы 8, 2% снизился на 1, 2% в 2008 году и составил 7, 0%. Но, впоследствии наблюдался резкий рост безработицы в ЕС из-за наступившего мирового кризиса 2008-2011 гг. Это явление значительно подорвало экономику стран, и уровень безработицы в 2009 году составил уже 9, 0 %, то есть, мы видим увеличение безработицы на 2 % всего за один год. Далее также наблюдалась тенденция к увеличению безработицы, и в 2010 году уровень достиг уже 9, 6%. [5]

В ноябре 2014 в ЕС уровень безработицы составил уже 11, 5%.

Все это свидетельствует о том, что всеобщий закон капиталистического накопления, описанный Марксом ещё в XIX веке не просто актуален, он сверхактуален, поскольку показывает перспективы развития «классического» капитализма к которому мы вернулись после разрушения СССР. Суть этого закона сформулирована в Капитале Маркса:

«Чем больше общественное богатство, функционирующий капитал, размеры и энергия его возрастания, а следовательно, чем больше абсолютная величина пролетариата и производительная сила его труда, тем больше промышленная резервная армия. Свободная рабочая сила развивается вследствие тех же причин, как и сила расширения капитала. Следовательно, относительная величина промышленной резервной армии возрастает вместе с возрастанием сил богатства. Но чем больше эта резервная армия по сравнению с активной рабочей армией, тем обширнее постоянное перенаселение, нищета которого прямо пропорциональна мукам труда активной рабочей армии. Наконец, чем больше нищенские слои рабочего класса и промышленная резервная армия, тем больше официальный пауперизм (массовое обнищание — Р.Г.). Это — абсолютный, всеобщий закон капиталистического накопления».

То есть рост богатства буржуазии и ухудшение положения пролетариата закономерно обусловлены тем, что в основе накопления капитала лежит усиление капиталистической эксплуатации и что сам процесс накопления неизбежно вызывает рост безработицы.

В капиталистическом обществе постоянно действует тенденция к увеличению размеров индивидуальных капиталов посредством концентрации капитала и централизации капитала (объединения капиталов). Концентрация и централизация капитала ведут к концентрации производства — сосредоточению всё большей части производственных мощностей и рабочей силы на крупнейших предприятиях, выпускающих всё возрастающую часть продукции. С ростом технического и органического строения капитала увеличение переменного капитала происходит медленнее, чем постоянного, и таким образом удельный вес его в общей массе капитала падает. Падение доли переменного капитала влечёт за собой относительное уменьшение спроса на рабочую силу при абсолютном его увеличении. Капиталистическая конкуренция приводит к разорению многих мелких производителей, которые вынуждены искать работу по найму. Кроме того, развитие машинного производства создаёт условия для работы по найму женщин и подростков. Предложение рабочей силы увеличивается и за счёт естественного прироста рабочего населения. Вместе с тем применение более высокопроизводительной техники, интенсификация труда, а также удлинение рабочего дня, которое нередко имеет место, ведут к тому, что капиталисты при данных размерах производства увольняют часть рабочих. Накопление капитала создаёт, таким образом, тенденцию к росту безработицы, которая в свою очередь является важным фактором, определяющим тенденцию к абсолютному и относительному ухудшению положения рабочего класса. [6]


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал