Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мюнхенский диктат и расчленение чехославакии






С мая 1938 г. началась усиленная кампания Германии по дес­табилизации ЧСР как извне, так и изнутри. Нацистская пропа­ганда развернула газетную шумиху о преследовании нацмень­шинств в Чехословакии и опасности большевизма. Это находило определенный резонанс за рубежом, особенно среди сторонни­ков умиротворения агрессора, выражавших готовность прибег­нуть к политическому давлению на правительство ЧСР.

Чехословакия готовилась к отражению угрозы, в том числе и в военном отношении. Это способствовало сплочению чешского населения, готового в любой момент выступить на защиту тер­риториальной целостности страны. Большинство же немецких, польских и венгерских жителей пограничья, подстрекаемых из-за рубежа, стремились к отрыву от Чехословакии.

Сложной была и обстановка на востоке республики, в Сло­вакии и Подкарпатской Руси. Несмотря на все усилия правящих кругов, процесс формирования единого политического «чехос­ловацкого народа» так и не продвинулся вперед. Напротив, шла интенсивная консолидация словацкой нации. Словацкое обще­ство должным образом оценивало общечехословацкие ценности, однако существующую угрозу со стороны Германии восприни­мало менее остро. Втайне даже вынашивалась идея словацкой унии с Польшей в случае поражения ЧСР в войне с Германией, что­бы противостоять территориальным притязаниям Венгрии.

Чехословакия проиграла в политических баталиях 1938 г. Гер­мания, прибегая к бряцанию оружием, пропаганде и ряду меж­государственных переговоров со странами Запада, смогла навя­зать мировой общественности свое видение судетонемецкой про­блемы в ЧСР. Капитулянтская позиция стран Запада вынуждала власти ЧСР идти на систематические уступки судетонемецкому движению. Президент Бенеш и правительство приняли требова­ние предоставить автономию судетским областям, хотя и опаса­лись их фашизации. Любой ценой правящие круги ЧСР стреми­лись сохранить свой союз с Западом, пытались объяснить ему истинные причины немецко-чехословацкой напряженности. ЧСР всячески стремилась дать понять миру, что судетонемецкий во­прос для Германии — лишь повод для ликвидации республики.

Политика умиротворения агрессора со стороны Великоб­ритании и Франции подвела их к поискам политического со­глашения с Германией, дабы предотвратить войну. Они счита­ли возможным передать ей чехословацкое пограничье, моти­вируя это интересами всеобщего мира в Европе. Однако, как показала история, они жестоко ошибались. Чехословакия в дра­матические месяцы 1938 г. продемонстрировала завидную го­товность противостоять нацистам и в военном отношении. Она рассчитывала на естественную, казалось бы, помощь дружествен­ной Франции, а в перспективе и на более широкую антинаци­стскую коалицию при инициативе Лиги Наций. Франция, од­нако, не выполнила обязательств союзнического договора с ЧСР. В итоге Чехословакия была вынуждена 30 сентября 1938 г. принять тяжелые условия соглашения, подписанного от имени Великобритании, Франции, Италии и Германии Н. Чемберле-ном, Э. Даладье, Б. Муссолини и А. Гитлером накануне на меж­дународной конференции в Мюнхене.Покинутая союзниками, ЧСР стала территориальной добы­чей Германии, а затем Польши и Венгрии. Республика утратила треть своей территории, около 5 млн. населения, 40% промыш­ленного потенциала. Последствия мюнхенских договоренностей, однако, были более глубокими для судеб республики, чем утра­та земель. Потерпела крах демократическая система, за которым последовало ее внутреннее перерождение. Уязвимой стала вся си­стема народного хозяйства, не могло быть и речи о самостоя­тельной внешней политике. Так что звучавшая после Мюнхена самоуспокоительная фраза о так называемой второй республике Чехо-Словакия («маленькая, но зато наша») далеко не отвечала истинному ее положению.

Мюнхенский сговор безусловно был ударом по правопоряд­ку, созданному в 1918 г. Внутри страны шел ускоренный про­цесс становления тоталитарного режима. Все политические партии «самораспускались», вместо них были созданы лишь две дозво­ленные — Партия национального единства и Национальная партия труда. Проповедовалось слепое подчинение Германии. 5 октября 1938 г. президент Бенеш подал в отставку и эмигрировал на Запад. Лидеры народной партии Глинки использовали момент и 6 октября в г. Жилина провозгласили автономию Словакии. Премье­ром автономного правительства стал Йозеф Тисо. Приверженцы тоталитаризма проповедовали девиз «Гитлер — Глинка — една линка» (одна линия — словац.). Автономии

добились и украинс­кие политики Подкарпатской Руси во главе с А. Бродием, наде­явшиеся превратить ее в своего рода Пьемонт будущей «собор­ной» Украины.

После Мюнхенского сговора Германии уже не составляло труда ликвидировать Чехо-Словацкую республику, хотя она обя­залась этого не делать. 14 марта 1939 г. президент Э. Гаха и министр иностранных дел Хвалковский направились в Берлин на переговоры с Гитлером. В этот же день словацкий сейм объя­вил независимость Словакии, а венгерская армия вторглась на территорию автономной Подкарпатской Руси. 15 марта рано ут­ром немецкая армия начала оккупацию чешских земель, ли­шившихся еще в сентябре 1938 г. пограничных областей. На сле­дующий день было провозглашено создание «протектората Бо­гемия и Моравия» на оккупированной немцами территории. Спустя двадцатилетие после возникновения ЧСР пути чешско­го и словацкого народов разошлись не без подстрекательства извне. Предстояла упорная борьба за восстановление чешско-словацкой государственности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал