![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
После экспериментальное общение
Завершение эксперимента не должно выглядеть как полное прекращение взаимодействий и взаимоотношений между испытуемым и экспериментатором. Этика психолога требует выражения благодарности испытуемому за его участие в исследовании, а если предусматриваюсь вознаграждение, то и выполнения до конца соответствующих обязательств и обещаний. Предполагает возможно полное удовлетворение стремлений испытуемого познавательного и эмоционального характера, побудивших его принять участие в исследованиях. Экспериментатор может быть заинтересован в продолжении сотрудничества с этим человеком либо в роли испытуемого, либо в роли помощника. Оставив у испытуемых благоприятное или негативное впечатление об экспериментах, исследователь «работает на науку» в целом, формирует в общественном сознании образ психолога и психологической науки. Экспериментальная выборка Выбор объекта исследования — следующая задача, которую предстоит решать психологу после определения зависимой и независимой переменных. В прикладных исследованиях свобода психолога ограничена уже тем, что объект известен с самого начала из заявки заказчика исследования. Идеальным объектом психологического исследования может выступать либо отдельный индивид, либо группа. Первый случай - общепсихологический эксперимент, второй — о социально-психологический. Простая генерализация (обобщение) данных, полученных при исследовании одного испытуемого, невозможна. Эксперимент с одним испытуемым проводится тогда, когда: 1) индивидуальными различиями можно пренебречь, исследование чрезвычайно велико по объему и включает множество экспериментальных проб; 2) испытуемый — уникальный объект, например гениальный музыкант или творчески одаренный шахматист; 3) от испытуемого требуется особая компетентность при проведении исследования (эксперимент с обученными испытуемыми); 4) повторение данного эксперимента с участием других испытуемых невозможно. Для экспериментов с одним испытуемым разработаны особые экспериментальные планы. Различают четыре основных вида «дизайна» — конструирования экспериментальных групп. Первый вариант - исследование проводится с двумя различными группами: экспериментальной и контрольной, которые ставятся в разные условия. Это наиболее распространенный способ. Второй - исследование одной группы: ее поведение изучается и в экспериментальных и в контрольных условиях. Третий вариант. Для каждого субъекта группы подбирается эквивалентный ему, и они распределяются по разным группам. Контрольная и экспериментальная группы становятся похожими по составу испытуемых. Четвертый план является смешанным: все группы ставятся в разные условия. Образуется несколько групп. Формирование выборки испытуемых — экспериментальной группы — должно подчиняться ряду правил. 1. Содержательный критерий. Операциональная валидность определяется соответствием экспериментального метода проверяемой гипотезе. Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования. 2. Критерий эквивалентности испытуемых. Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена. Процедура подбора эквивалентных групп и эквивалентных испытуемых называется рандомизацией. 3. Критерий репрезентативности - теоретические статистические критерии репрезентативности выборки испытуемых. Иногда невозможно найти способ создания репрезентативной группы. Тогда используется метод приближенного моделирования. При моделировании популяции методом случайного выбора, или рандомизации, экспериментальную выборку составляют так, что каждой личности предоставляется равный шанс для участия в эксперименте. Стратометрический - генеральная совокупность рассматривается как совокупность групп, обладающих определенными характеристиками. В экспериментальную выборку отбираются испытуемые с соответствующими характеристиками — так, чтобы в ней были равно представлены лица из каждой страты. Стратегия попарного отбора. При этом экспериментальная и контрольная группы составляются из индивидов, эквивалентных по значимым для эксперимента побочным параметрам. Идеальный вариант — использование близнецовых пар. Существует шесть стратегий построения групп: 1) рандомизация; 2) попарный отбор; 3) рандомизация с выделением страт (стратометрический отбор); 4) приближенное моделирование; 5) репрезентативное моделирование; 6) привлечение реальных групп. Различают два основных типа привлечения испытуемых в группу: а) отбор - проводят при рандомизации, рандомизации с выделением страт, при репрезентативном и приближенном моделировании. б) распределение - осуществляется при способе составления групп из эквивалентных пар и исследованиях с участием реальных групп. Наилучшая внешняя и внутренняя валидность достигается при стратегии подбора эквивалентных пар и стратометрической рандомизации: индивидуальные особенности испытуемых с помощью этих стратегий контролируются максимально. Привлечение добровольцев или принудительное участие в эксперименте нарушает репрезентативность выборки. Численность экспериментальной выборки. В зависимости от целей и возможностей она может варьировать от одного испытуемого до нескольких тысяч человек. Состава по полу и возрасту - рекомендуется разбивать общую группу на подгруппы мужчин и женщин и обрабатывать данные отдельно для каждой подгруппы. Возрастной состав определяется исходя из целей исследования. Наиболее распространенную периодизацию возрастов: 1. Новорожденный — 0-10 дней. 2. Грудной — 10 дней-1 год. 3. Раннее детство — 1-2 года. 4. Первый период детства — 3-7 лет. 5. Второй период детства — 8-12 лет (мальчики), 8-11 лет (девочки). 6. Подростковый — 13-16 лет (мальчики), 12-15 лет (девочки). 7. Юношеский— 17-21 год (мужчины), 16-20 лет (женщины). 8. Средний: первый период — 22-35 лет (мужчины), 21-35 лет (женщины); второй период — 36-60 лет (мужчины), 36-55 лет (женщины). 9. Пожилой возраст — 61-75 лет (мужчины), 55-75 лет (женщины). 10. Старческий возраст — 75-90 лет. 11. Долгожители — 90 лет и старше. ТАМА: Тест Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. Тестирование – краткое, стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий. Основными требованиями, предъявляемыми к тестам, являются: 1) стандартизированность - способ единообразного изложения содержания инструкций, процедуры обследования, материалов, способов регистрации и т.д. при применении того или иного теста, кроме того, стандартизированность предполагает единообразие оформления результатов тестирования, достигаемое на основе их соотнесения со специально разработанной и обоснованной шкалой оценок; 2) соблюдение постоянства самой процедуры тестирования, включая содержание и форму инструкции, точность предъявления стимульного материала, лимит времени; 3) надежность - один из критериев качества теста и тестирования, характеризующий степень постоянства, точности и устойчивости получаемых результатов; 4) валидность теста - критерий качества теста, характеризующий его действенность, адекватность применения, точность измерения исследуемого свойства; валидность теста определяется корреляцией его результатов с другими критериями измеряемого свойства. Вклад в диагностическое тестирование детей и подростков внесли работы Д. М., Э. Крепелина, А. Эрна. Первые школьные тесты были разработаны Г. Эббингаузом. Эра тестирования начинается примерно с 1895 г. работами А. Бине и его сотрудников, посвятивших много лет разработке интеллектуальных тестов для детей и поиску критериев оценки развития интеллектаВ 1904 г. он был назначен в Комиссию по изучению умственно отсталых детей и совместно с Т. Симоном создал первую шкалу интеллекта Бине– Симона (30 задач, расположенных по возрастающей трудности). Существующие тестовые методики классифицируют по разным основаниям: по цели применения – тесты профессионального отбора, профпригодности, отбора в школу и т.д.; по процедуре – индивидуальные, групповые, вербальные, действенные и т.д.; по содержанию – для определения уровня развития интеллекта, способностей, навыков, особенностей личности, характера, темперамента и т.д. Тесты могут подразделяться на аналитические и синтетические, аппаратурные и типа «карандаш–бумага» и т.д. Наиболее распространенными являются тесты интеллекта, тесты способностей и тесты достижений, профессионализированные тесты, тесты личности и т.д. В патопсихологических исследованиях применяют батареи клинических тестов и т.п. Для возрастной психологии исследователи адаптируют взрослые методики, и конструируют специальные возрастно-направленные методики. Принято различать: тесты достижения, тесты интеллекта, тесты креативности, тесты критериально-ориентированные, тесты личностные и тесты проективные. Тест, созданный для измерения одного свойства, называется гомогенным. Совокупность гомогенных тестов, с общей концепцией, теорией: гетерогенный тест. Тест достижений – одна из методик психологической диагностики, позволяющая выявлять степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Тест интеллекта – методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида. Тесты креативности – совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности. Тесты критериально-ориентированные – методики психологической диагностики, позволяющие выявить, насколько испытуемый владеет знаниями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. Личностные т есты – методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценностные ориентации, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Известно несколько сот разновидностей личностных тестов. Проективные тесты – совокупность методик целостного изучения личности (основываются на психологической интерпретации результатов проекции). Различают ассоциативные тесты (напр., незаконченные предложения или рассказы), экспрессивные. Проективные тестыпредназначенны для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределеннуюситуациюхарактер ответов определяется особенностями его личности, “проецируемой” на стимульный материал (сюжетные картинки, неопределенные фигуры). Требования надежности и валидности к проективным тестам неприменимы. Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы психолога, а также требуют наличия достаточно высокого уровня интеллектуального развития у испытуемого. ТЕМА: Анализ продуктов деятельности Анализ продуктов деятельности метод известен так же, как Праксиметрический, «архивное исследование» («archival research») или «архивный метод». Анализ продуктов деятельности и архивное исследование - два термина равнозначны и используются в англоязычной научной литературе, при этом их можно считать частными от праксиметрического метода. Праксиметрический метод используется для проверки гипотез при помощи ранее полученной информации, собранной с какой-либо другой целью или входящей в общедоступную базу данных. Праксиметрический метод часто используется в качестве одного из методов в более крупных исследовательских проектах. Праксиметрический метод широко применяется в следующих дисциплинах: · Историческая психология · Антропопсихология · Психология личности · Психология творчества · Клиническая психология Для психологии творчества данный метод считается одним из основных. Архивные исследования можно рассматривать в качестве эффективного способа использования информации об имевших место в прошлом событиях в случае, когда психологам необходимо проверять гипотезы при отсутствии возможности непосредственного управления переменными. Преимущества и недостатки Преимущества архивных исследований · В современных условиях доступны огромные объёмы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования. · Архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных исследований, тем самым увеличивая внешнюю валидность. · Так как архивная информация уже зафиксирована, она не «смутится» и не попытается «предстать в лучшем свете» перед исследователем. Недостатки архивных исследований · В имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью. · При отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу. · При анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий. Анализ продуктов деятельности — исследовательский метод, представляющий собойизучение материализованных результатов психической деятельности учащихся. Метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идельных продуктов его деятельности. Предполагает определенную цель, гипотезу и способы анализа каждого специфического продукта. Позволяет судить не только об уровне соответствующих знаний, умений и навыков, но и диагностировать учебные способности и другие особенности личности. Строится на основе учета количественных и качественных показателей. Вполне доступна методика эпистолярного сочинения, которое представляет собой письмо другу, реальному или воображаемому, от себя или от воображаемого автора.
|