![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности нестандартизированных (экспертных, малоформализованных) методов
К малоформализованным методам относятся проективные техники, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание. Позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами (переживания, чувства, личностные особенности). Положительными сторонами данных методов являются: · гибкость и вариативность психодиагностической процедуры; · возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию; · высокая эффективность при изучении изменчивых явлений; · стремление к всестороннему описанию личности. К недостаткам относятся: · субъективизм диагностических суждений; · сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога; · значительные временные затраты на их проведение; · непригодность для проведения групповой диагностики. Экспертные методы должны удовлетворять требованиям: инструкция по применению конкретного метода снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов; инструкции по проведению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных; процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы передавать конечный результат другому эксперту; пользователи-разработчики должны иметь возможность воспроизвести нормативные исследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных. Одна и та же методика может одновременно рассматриваться и квалифицироваться по различным критериям, поэтому может быть отнесена сразу к нескольким классификационным группам. ТЕМА: Метод наблюдения 1.Характеристика метода наблюдения. 2.Виды наблюдений. 3.Этапы и процедуры проведения метода наблюдения. 4.Факторы затрудняющие процесс наблюдения. 1. Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение - один из методов сбора данных путем прямого зрительного и слухового контакта с объектом изучения. Научное наблюдение требует специальной подготовки, приобретаются знания и содействующие объективности психологической интерпретации качества. Содержание психологического наблюдения зависит от понимания предмета психологии. Метод наблюдения характеризуется универсальностью гибкостью, минимальными требованиями к аппаратному обеспечению. Основные характеристики метода наблюдения - целенаправленность, планомерность. Ограниченность использования метода наблюдения связана с естественность и слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психических процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного; наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребенка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал; при наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений; наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления; трудно преодолимая субъективность; никогда не может быть единичным фактом.
|