Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности нестандартизированных (экспертных, малоформализованных) методов






К малоформализованным методам относятся проективные техники, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание. Позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами (переживания, чувства, личностные особенности).

Положительными сторонами данных методов являются:

· гибкость и вариативность психодиагностической процедуры;

· возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию;

· высокая эффективность при изучении изменчивых явлений;

· стремление к всестороннему описанию личности.

К недостаткам относятся:

· субъективизм диагностических суждений;

· сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога;

· значительные временные затраты на их проведение;

· непригодность для проведения групповой диагностики.

Экспертные методы должны удовлетворять требованиям: инструкция по применению конкретного метода снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов; инструкции по проведению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных; процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы передавать конечный результат другому эксперту; пользователи-разработчики должны иметь возможность воспроизвести нормативные исследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных.

Одна и та же методика может одновременно рассматриваться и квалифицироваться по различным критериям, поэтому может быть отнесена сразу к нескольким классификационным группам.

ТЕМА: Метод наблюдения

1.Характеристика метода наблюдения.

2.Виды наблюдений.

3.Этапы и процедуры проведения метода наблюдения.

4.Факторы затрудняющие процесс наблюдения.

1. Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Наблюдение - один из методов сбора данных путем прямо­го зрительного и слухового контакта с объектом изучения. Научное наблюдение требует специальной подготовки, приобретаются знания и содействующие объективности психологической интерпретации качества.

Содержание психологического наблюдения зависит от по­нимания предмета психологии.

Метод наблюдения характеризуется универсальностью гибкостью, минимальными требованиями к аппаратному обеспечению.

Основные характеристики метода наблюдения - целена­правленность, планомерность.

Ограниченность использования метода наблюдения связана с естественность и слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психических процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного; наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребенка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал; при наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений; наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления; трудно преодолимая субъективность; никогда не может быть единичным фактом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал