Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды эксперимента.






3. Основные элементы экспериментального метода

4. Уровни эксперимента.

Общая характеристика психологического эксперимента

Главное отличие эксперимента в психологии от эксперимента в других науках предопределено основным объектом исследования – человек. Особые требования: общения экспериментатора с испытуемым.

Главное отличие психологического эксперимента от других психологических методов, дает возможность внутреннему психическому явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению. Эксперимент предполагаетактивное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт. Сущность данного метода ос­новано на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство вы­деляется, проявляется и оценивается лучше всего.

От наблюдения эксперимент отличается 4 особенностями:

1) в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, а наблюдатель не может активно вмешиваться в наблюдаемые ситуации;

2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Достоинство экспе­римента - надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с други­ми феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие.

Главная цель достигается благодаря:

1) инициатива экспериментатора в появлении интересующих его психологических фактов;

2) возможность варьирования условий возникновения и развития этих явлений;

3) строгий контроль и фиксация условий и процесса их протекания;

4) изоляция одних и акцентирование других факторов, обусловливающих изучаемые феномены, дает возможность выявления закономерностей их существования;

5) возможность повторения условий эксперимента позволяет многократную проверку получаемых научных данных и их накопление, что значительно повышает их надежность;

6) варьирование условий предполагает не только присутствие или отсутствие каких-то элементов экспериментальной ситуации, но и их количественные изменения, что позволяет выявленные закономерности представлять в строгих количественных выражениях.

Эксперимент как метод, при котором исследователь сам вызывает интересующие его явления и изменяет условия их протекания с целью установления причин возникновения этих явлений и закономерностей их развития.

Достоинства экспериментального метода:

1) не выжидать, когда исследуемая особенность проявится в деятельности испытуемого, а самому создать условия ее максимального проявления;

2) повторить опыт необходимое число раз;

3) выявленная особенность может быть замерена у разных детей в тех же условиях и у одного ребенка в разных условиях, что повышает надежность полученных данных;

4) эксперимент удобнее в плане стандартизации полученных материалов, их количественного обсчета.

Недостатки эксперимента:

1) любой эксперимент всегда ограничен определенным набором действий, задач, ответов и поэтому никогда не дает повода для широких обобщений в плане целостного представления о развивающемся человеке;

2) эксперимент – это всегда только срез с деятельности, личности ребенка в данный конкретный момент, поэтому он требует обязательного повторения.

Виды эксперимента

Совокупность основных разновидностей эксперимента можно представить в следующем виде:

I. По действительности проведения и полноте процедуры

1.Реальный (конкретный).

2.Мысленный (абстрактный):

а) идеальный;

б) бесконечный;

в) безупречный.

По действительности проведения и полноте процедуры

Реальный (конкретный) эксперимент – это опыт, проводимый в действительности в конкретных экспериментальных условиях.

Мысленный эксперимент – воображаемый опыт, невыполнимый в действительности.

Идеальный эксперимент – это эксперимент, в котором на зависимую переменную отсутствуют любые влияния кроме одной независимой переменной. Бесконечный эксперимент – эксперимент, охватывающий все возможные экспериментальные ситуации для всей исследуемой популяции.

Безупречный это эксперимент, сочетающий в себе черты и идеального, и бесконечного экспериментов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал