![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация методов исследования Б.Г. Ананьевым
I.организационные методы: сравнительный; лонгитюдный; комплексный. II. эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы; анализ процессов и продуктов деятельности; биографические методы. III. методы обработки данных: количественный; качественный. IV. интерпретационные методы: генетический; структурный 7. По типу ответов исследуемого методы делят на субъективные, объективные и проективные. Объективные - при использовании которых данные об объекте изучения получают на основании объективных показателей в виде его конкретных достижений в какой-либо деятельности или в виде показаний приборов. Проективные техники основаны на предположении, что в ситуациях с многовариантным решением испытуемый дает такой вариант ответа, который соответствует его личностным качествам, направленности его личности. Совокупность психологического инструментария разделяют на методики суждения, достижения и толкования. Субъективные методы, объективные, проективные. 8. По объекту: методы изучения животных; методы изучения человека; методы изучения социальных групп; методы изучения массовых коммуникаций. 9. По предмету: методы изучения психических процессов; психических состояний; психических свойств; личности; поведения. 10. По виду изучаемого компонента личности: тесты способностей, интеллекта, темперамента, интересов и т. Д. 1 1. Деление методов по научным дисциплинам, преимущественно применяющим и разрабатывающим эти методы, дает следующий перечень: методы психологии личности; психофизическиеметоды; социально-психологические методы; психофизиологические методы; методы зоопсихологии; психолого-педагогические методы и т. Д. 12. По характеру и цели воздействия на объект из учения различают: исследовательские, обследовательские (диагностические), консультационные и психокоррекционные методы. Исследовательские методы к ним относят экспериментальные методики, наблюдение, беседа, опрос, моделирование, осуществляемые с целью обнаружения или подтверждения каких-либо фактов или закономерностей. Обследовательские методы - все виды тестирования, многие социально-психологические методики неэкспериментального характера. Диагностические цели часто преследуют наблюдение, беседа и опрос. Методы психологического консультирования. Консультирование – это специально организованный процесс общения специалиста с клиентом, призванный актуализировать дополнительные психические силы и способности клиента, которые позволят отыскать ему возможности выхода из трудных жизненных ситуаций. Обычно в психологическом консультировании присутствуют элементы и обучения, и психотерапии. Основные формы: беседа, демонстрационные опыты и примеры, тренинг. Методы психокоррекции – это способы воздействия на личность, нуждающуюся в психологической помощи, направленные на исправление ее психической сферы и поведения. Основные формы: психотерапия, психодиагностика с конкретными рекомендациями, активный тренинг. 13. По форме предъявляемого стимульного материала и форме ответов испытуемого методы разделяют на: вербальные; вербально-невербальные; невербально-вербальные; невербальные. 14. По числу участников-объектов изучения - различают методы индивидуальные и групповые. Групповой метод основывается на вертикальных связях типа «исследователь – испытуемые». В коллективном варианте влияния второго типа не только учитываются, но зачастую и специально стимулируются. Массовый вариант занимает как бы промежуточное положение. 15. По наличию и типу инструкции. Подавляющее большинство методов предполагает оповещение испытуемого по поводу его действий и ответов в процессе исследования. Эти методы называются методами с инструкцией. В психологии есть и методы без инструкции, которые применяются в случаях, связанных с нежеланием оповещать испытуемых об исполняемой ими роли подопытных (метод с полной инструкцией, метод с самоинструкцией, методы со свободной или с принудительной инструкцией). 16. По материально-техническому обеспечению различают методы аппаратурные, безаппаратурные и свободные. Аппаратурные методы предполагают то или иное техническое оснащение, специальное оборудование. Безаппаратурные методы не требуют специальной аппаратуры и обходятся в основном бумагой и карандашом, за что получили дополнительное наименование – методы «карандаш – бумага». Свободные методы –не предусматривают жесткой привязки процедуры к тем или иным вариантам аппаратурного или бланкового обеспечения. 17. Стандартизированные (формализованные) и нестандартизированные. Могут быть стандартизированы полностью, полустандартизированные.
|