![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этап обработки данных исследования
Выбор методов статистической обработки данных (первичная и вторичная обработка данных), ее проведение. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ - Анализ каждого зафиксированного факта - Установление связей: факт – гипотеза - Выделение повторяющихся фактов - Нахождение повторяющихся существенных закономерностей. - Вариационно–статистическая обработка. - Составление таблиц, построение графиков и др. ЭТАП ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ И ФОРМУЛИРОВКИ ВЫВОДОВ Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала. Существуют определенные требования к оформлению рукописной научной работы, наглядному представлению результатов и структуре изложения. Экспериментальное исследование считается завершенным, если экспериментальная гипотеза опровергнута или не опровергнута с заданной надежностью, а результаты исследования в соответствующей форме представлены на суд научной общественности. ТЕМА: Классификация методов исследования В психологии применяется огромное множество методов и их модификаций. Наряду с изобретением новых методов происходит постоянная коррекция известных методических процедур сбора и обработки данных в зависимости от конкретных условий их применения. Известны различные попытки подобного упорядочивания. 1. Исторически наиболее старой классификацией является выделение следующих трех методов как основных структур организации психологического исследования: 1) интроспекции – изучается в курсах общей психологии и истории психологии. Многообразие линий рассмотрения внутреннего опыта, умозрительно постигаемого субъектом. Предполагает отягощенность субъекта психологическими знаниями, и неспецифичен по своему предмету; 2) экстероспекции – это наблюдение за другим человеком и группой людей, или внешнее наблюдение (наблюдение за поведением); 3) понимания - расплывчат. Понимание как интуитивное проникновение в сущность наблюдаемого психического явления ипонимание как сопереживание (эмпатия) исследователя и исследуемого. Первые два способа изучения психических явлений по сути есть разновидности наблюдения: внутреннее (самонаблюдение) и внешнее (объективное) наблюдение. 2. Д еление методов по их познавательным возможностям и назначению: методы объяснительной, описательной и практической психологии ( деление Вильгельма Дильтея и Эдуарда Шпрангера две части: естественно-научную, опирающуюся на анализ и способную к причинно-логическому объяснению, и духовно-научную, опирающуюся на синтез и интуитивное понимание и способную только к описанию). Объяснительная психология именуется и как естественнонаучная, и как академическая психология, но они не являются синонимами. Вторая группа объединяет методы описательной психологии (гуманитарная, понимающая психология). Третья группа – методы практической психологии, до психотерапевтической практики. «Объяснительные» методы: (метанаучные) – математическое моделированием статистический анализ; ( общенаучные) – наблюдение и эксперимент; (конкретно-научные) – тесты, анализ продуктов деятельности и опрос. «Описательные» методы: 1) интроспекция, 2) самоотчет, 3) включенное наблюдение, 4) эмпатическое слушание, 5) идентификация, 6) беседа как диалог, 7) биографический метод, 8) интерпретация внутреннего мира другого, 9) интуиция, 10) герменевтика (толкование текста). «Практические» методы - «техники» психологической консультации, психокоррекции, психотерапии и психотренинга. Психологической науке известны и другие, более частные виды методической систематики разной степени обоснованности, проработанности и научно-практической ценности. Это три из них: классификация Д. Т. Кэмпбелла, М. С. Роговина и Г. В. Залевского и В. Н. Дружинина 3. Классификация Дональда Томаса Кэмпбелла строится на критерии «тип ответа». Предполагается, что ответы могут быть определенными или любыми; прямыми или непрямыми; структурированными или свободными. Комбинации этих признаков дают восемь типов ответов и соответствующее число методических разновидностей. 4. Классификация Роговина Михаила Семеновича и Залевского Генриха Васильевича. В ее основе заложена идея соотношения между субъектом и объектом в познавательном процессе. Состоит из шести методов: 1) герменевтический; 2) биографический; 3) наблюдение; 4) самонаблюдение; 5) клинический; 6) эксперимент.
|