Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап обработки данных исследования






Выбор методов статистической обработки данных (первичная и вторичная обработка данных), ее проведение.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

- Анализ каждого зафиксированного факта

- Установление связей: факт – гипотеза

- Выделение повторяющихся фактов

- Нахождение повторяющихся существенных закономерностей.

- Вариационно–статистическая обработка.

- Составление таблиц, построение графиков и др.

ЭТАП ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ И ФОРМУЛИРОВКИ ВЫВОДОВ

Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл.

Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.

Существуют определенные требования к оформлению рукописной научной ра­боты, наглядному представлению результатов и структуре изложения.

Экспериментальное исследование считается завершенным, если экспериментальная гипотеза опро­вергнута или не опровергнута с заданной надежностью, а результаты исследования в соответствующей форме представлены на суд научной общественности.

ТЕМА: Классификация методов исследования

В психологии применяется огромное множество методов и их модификаций. Наряду с изобретением новых методов происходит постоянная коррекция известных методических процедур сбора и обработки данных в зависимости от конкретных условий их применения.

Известны различные попытки подобного упорядочивания.

1. Исторически наиболее старой классификацией является выделение следующих трех методов как основных структур организации психологического исследования:

1) интроспекции – изучается в курсах общей психологии и истории психологии. Многообразие линий рассмотрения внутреннего опыта, умозрительно постигаемого субъектом. Предполагает отягощенность субъекта психологическими знаниями, и неспецифичен по своему предмету;

2) экстероспекции – это наблюдение за другим человеком и группой людей, или внешнее наблюдение (наблюдение за поведением);

3) понимания - расплывчат. Понимание как интуитивное проникновение в сущность наблюдаемого психического явления ипонимание как сопереживание (эмпатия) исследователя и исследуемого.

Первые два способа изучения психических явлений по сути есть разновидности наблюдения: внутреннее (самонаблюдение) и внешнее (объективное) наблюдение.

2. Д еление методов по их познавательным возможностям и назначению: методы объяснительной, описательной и практической психологии ( деление Вильгельма Дильтея и Эдуарда Шпрангера две части: естественно-научную, опирающуюся на анализ и способную к причинно-логическому объяснению, и духовно-научную, опирающуюся на синтез и интуитивное понимание и способную только к описанию).

Объяснительная психология именуется и как естественнонаучная, и как академическая психология, но они не являются синонимами.

Вторая группа объединяет методы описательной психологии (гуманитарная, понимающая психология). Третья группа – методы практической психологии, до психотерапевтической практики.

«Объяснительные» методы: (метанаучные) математическое моделированием статистический анализ; ( общенаучные) – наблюдение и эксперимент; (конкретно-научные)тесты, анализ продуктов деятельности и опрос.

«Описательные» методы: 1) интроспекция, 2) самоотчет, 3) включенное наблюдение, 4) эмпатическое слушание, 5) идентификация, 6) беседа как диалог, 7) биографический метод, 8) интерпретация внутреннего мира другого, 9) интуиция, 10) герменевтика (толкование текста).

«Практические» методы - «техники» психологической консультации, психокоррекции, психотерапии и психотренинга.

Психологической науке известны и другие, более частные виды методической систематики разной степени обоснованности, проработанности и научно-практической ценности. Это три из них: классификация Д. Т. Кэмпбелла, М. С. Роговина и Г. В. Залевского и В. Н. Дружинина

3. Классификация Дональда Томаса Кэмпбелла строится на критерии «тип ответа». Предполагается, что ответы могут быть определенными или любыми; прямыми или непрямыми; структурированными или свободными. Комбинации этих признаков дают восемь типов ответов и соответствующее число методических разновидностей.

4. Классификация Роговина Михаила Семеновича и Залевского Генриха Васильевича. В ее основе заложена идея соотношения между субъектом и объектом в познавательном процессе. Состоит из шести методов:

1) герменевтический;

2) биографический;

3) наблюдение;

4) самонаблюдение;

5) клинический;

6) эксперимент.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал