![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
V. По степени вмешательства экспериментаторов жизнедеятельность испытуемого (по типу экспериментальной ситуации)
А. Классическая группировка 1. Лабораторный (искусственный). 2. Естественный (полевой). 3. Формирующий. Б. Неординарная группировка: 1.Эксперимент, дублирующий реальность. 2.Эксперимент, улучшающий реальность. Лабораторный (искусственный) эксперимент – это опыт, ставящийся в искусственно созданных условиях, позволяющих строго дозировать стимуляцию и контролировать прочие воздействия на испытуемого, а также точно регистрировать его ответные реакции, включающие зависимые переменные. Испытуемый знает о своей роли в эксперименте, но его общий замысел ему обычно не известен. Лабораторный эксперимент подчеркивается неестественность экспериментальной ситуации в данном виде исследований. Естественный эксперимент. Одним из первых метод естественного эксперимента стал использовать русский ученый А. Ф. Лазурский. Организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть. Естественный эксперимент представляет собой в определенной мере промежуточную форму между экспериментом и объективным наблюдением. Констатирующий эксперимент -позволяет регистрировать тот или иной феномен или уровень его развития у детей. Формирующий эксперимент – это метод активного воздействия на испытуемого, способствующий его психическому развитию и личностному росту. Главные сферы применения этого метода – педагогика, возрастная и педагогическая психологии (психолого-педагогический эксперимент; экспериментально-генетический метод; метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий; обучающий эксперимент). Большой вклад в разработку, совершенствование и применение этих методов внесли отечественные психологи Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин. В качестве синонимов формирующего эксперимента помимо обучающего и психолого-педагогического употребляют еще множество других терминов: преобразующий, творческий, созидательный, воспитывающий, генетико-моделирующий эксперимент, метод активного формирования психики и даже психотерапевтический эксперимент. По классификации предложенной Р. Готтсданкером по критерию - степень вмешательства экспериментатора в деятельность испытуемого, выделяются две разновидности эксперимента: дублирующие и улучшающие реальный мир. Эксперименты, дублирующие реальность – это опыты, моделирующие конкретные ситуации реальной жизни, результаты которых имеют невысокий уровень обобщения. Их выводы приложимы к конкретным людям в условиях конкретной деятельности. Эксперименты, улучшающие реальность – это опыты, в которых изменению подвергаются только некоторые, подлежащие изучению переменные. Остальные переменные – стабильны.
|