![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Биноминальный критерий – m
Критерий предназначен для сопоставления частоты встречаемости какого-либо эффекта с теоретической или заданной частотой его встречаемости. Он применяется в тех случаях, когда обследована лишь одна выборка. Вычисление: 1) определим, что будет в данном случае эффектом и какова его вероятность r при теоретическом рассмотрении (см. 3 занятие); 2) вычислить теоретическую вероятность по формуле fтеор=n× r; 3) определить эмпирическую частоту встречаемости эффекта - fэмп. 4) определить по таблице, в зависимости от r, соотношения fэмп и fтеор, а также учитывая ограничения на объем выборки n, какой критерий применим в данном случае для обработки данных. Таблица 52 Выбор критерия для сопоставления эмпирической частоты с теоретической при разных вероятностях исследуемого эффекта r
5) если применим критерий m, то mэмп=fэмп. Далее находим критические значения по таблице 9 или 10 приложения 2 для данного n и r. Эмпирическая частота считается достоверно выше теоретической, если mэмп³ m0, 01; не превосходит, если mэмп< m0, 05; достоверно выше на 5% уровне, если m0, 05£ mэмп < m0, 01. (Примечание: когда r> 0, 5 и fэмп < fтеор, рекомендуется поменять эффект на противоположный, и тогда получится случай r< 0, 5 и fэмп > fтеор). Если применим критерий G, то Gэмп=fэмп. Далее находим критические значения по таблице 3 приложения 2 для данного n. Эмпирическая частота считается достоверно ниже теоретической, если Gэмп£ G0, 01; не ниже, если Gэмп> G0, 05; достоверно ниже на 5% уровне, если G0, 01< Gэмп £ G0, 05. Если применим критерий c2, то
В данном случае n=1, поэтому c20, 01=6, 635, а c20, 05=3, 841 Если c2> c20, 01, то эмпирическая частота считается достоверно выше (ниже) теоретической, если c2£ c20, 05, то не превышает (не ниже), если c20, 05< c2£ c20, 01, то значимо выше (ниже) на 5% уровне. Пример. В исследовании внутреннего плана действия (ВПД) Я.А. Пономарева в 1 классе в конце учебного года было следующее распределение на уровни (таблица 53). Отличается ли обследованный 1 класс «А» (30 человек) по количеству детей, находящихся на I уровне (4 учащихся) и V уровне (1 учащийся) от выборки Я.А. Пономарева? Таблица 53 Процент детей, относящихся к разным уровням развития ВПД (по Я.А. Пономареву)
Решение: n=30. Для начала определим «есть эффект» - учащиеся, находящиеся на I уровне. Тогда, fэмп=4, fт=0, 09× 30=2, 7. fэмп> fт, r< 0, 5, n=30 следовательно применим критерий m. Сформулируем экспериментальную гипотезу: количество учащихся, находящихся на 1 уровне, в 1 классе «А» выше, чем в выборке Я.А. Пономарева. mэмп=fэмп=4. Для r=0, 09, n=30 определим по таблице 10 приложения 2 m0, 01=8, m0, 05=6. mэмп < m0, 05 следовательно экспериментальная гипотеза отвергается. Далее определим «есть эффект» - учащиеся, находящиеся на V уровне. Тогда, fэмп=1, fэмп< fт, r< 0, 5, n=30, следовательно, применим критерий c2. Сформулируем экспериментальную гипотезу: количество учащихся, находящихся на V уровне, в 1 классе «А» ниже, чем в выборке Я.А.Пономарева. c2< c20, 05, следовательно, экспериментальная гипотеза отвергается. Ответ: учащиеся 1 класса «А» по уровню развития ВПД не отличаются от выборки Я.А. Пономарева, если судить только по 1 и 5 уровням развития. Пример. С подростками 11 лет проводился опросник «Я-концепция» Пирс-Хариса. На вопрос «Когда я вырасту, я стану важным лицом» из 17 девочек ответили «да» 8, а из 13 мальчиков – 9. Можно ли утверждать, что на данный вопрос в этом возрасте девочки достоверно чаще отвечают «нет», а мальчики достоверно чаще «да». Решение: определим «есть эффект» - ответ на вопрос «да». Теоретически на данный вопрос ответы «да» и «нет» равнозначны. следовательно
Решим задачу для девочек: n=17, fэмп=8. fт=17× 0, 5=8, 5 fэмп< fт, r=0, 5, n=17, следовательно, применим критерий G. Сформулируем экспериментальную гипотезу: у девочек 11 лет реже встречаются ответы «да», чем «нет». Gэмп=8 Для n=17 по таблице 3 приложения 2. G0, 01=3 G0, 05=4. Gэмп> G0, 05, следовательно, экспериментальная гипотеза отвергается. Решим задачу для мальчиков: n=13, fэмп=9. fт=13× 0, 5=6, 5. fэмп> fт, r=0, 5, n=17 следовательно применим критерий m. Сформулируем экспериментальную гипотезу: у мальчиков 11 лет чаще встречаются ответы «да», чем «нет». mэмп=9 Для r=0, 5, n=13 по таблице 10 приложения 2 m0, 01=12 m0, 05=10. mэмп< m0, 05, следовательно, экспериментальная гипотеза отвергается. Ответ: В данной выборке подростков на вопрос «Когда я вырасту, я стану важным лицом» как девочки, так и мальчики одинаково часто отвечают «да» и «нет». Пример. В пособии «Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков. Психологический практикум. Методические рекомендации» под ред. Т.А. Шиловой приводятся результаты исследования словесно-логического мышления детей 7-8 лет по тесту Р. Амтхауера в модификации Л.И. Переслени. Так, в данном возрасте в среднем справляются с 73% заданий, предложенных в тесте. В 1 классе «А», где много внимания уделяют формированию мыслительных действий, из 40 заданий в среднем справились с 36, 6, а в 1 классе «В» (класс коррекции) – с 20, 8. Можно ли утверждать, что класс «А» достоверно превосходит среднестатистическую норму, а класс «В» достоверно ниже этой нормы. Решение: определим «есть эффект» - справились с заданиями. n=40, Решим задачу для 1 «А» класса. fэмп=36, 6 fэмп > fт, r> 0, 5, n=40, следовательно, применим критерий c2. Сформулируем экспериментальную гипотезу: 1 «А» класс по уровню решения словесно-логических задач превосходит среднестатистическую норму. c2> c20, 01 следовательно экспериментальная гипотеза подтверждается. Решим задачу для 1 «В» класса. fэмп=20, 8 fэмп < fт, r> 0, 5, n=40 следовательно применим критерий m. В этом случае поменяем «есть эффект» на «не справился с заданиями», тогда r=1-0, 73=0, 27, fт=40-29, 2=10, 8, fэмп=40-20, 8=19, 2. Сформулируем экспериментальную гипотезу: 1 «В» класс по несформированности уровня решения словесно-логических задач превосходит среднестатистическую норму. mэмп=19, 2. Для n=40, r=0, 27 по таблице 11 приложения 2 определим m0, 01=19 m0, 05=17. mэмп > m0, 01, следовательно, экспериментальная гипотеза подтверждается. Ответ: класс «А» достоверно превосходит среднестатистическую норму, а класс «В» достоверно ниже этой нормы. Задачи: 7.1. С детьми 4-х возрастных групп проводилось исследование осознания временных отношений. Результаты представлены в таблице 54. Определите, от какого к какому возрасту происходят значительные изменения данного показателя. Таблица 54 Результаты исследования осознания временных отношений детьми 3-7 лет
7.2. В группе детей 5-6 лет проводилась беседа на выявление страхов (Методика А.И.Захарова) у 28 девочек и 24 мальчиков. В таблице 55 приведены результаты лишь 5 страхов. Выявляются ли половые различия выраженности страхов у детей? Таблица 55 Выраженность страхов у детей 5-6 лет
7.3. Различаются ли дети средней и подготовительной группы по типу отношений, если в средней группе тип сотрудничества в совместной работе выбирают 10 человек из 17, а в подготовительной группе из 20 – 18 человек. 7.4. У студентов первокурсников изучалась мотивация к учебному процессу. Были выявлены три уровня: высокий, средний и низкий. Далее у всех тех групп исследовались трудности, оказывающие влияние на процесс адаптации к вузу. Результаты даны в таблице 56. Выявляются ли значимые различия между студентами с разным уровнем мотивации по выраженности трудностей? Таблица 56 Показатели успешности адаптации у студентов первокурсников с низкой, средней и высокой мотивации к учебному процессу
7.5. В тренинге профессиональных наблюдателей допускается, чтобы наблюдатель ошибался в оценке возраста не более чем на 1 год в ту или иную сторону. Наблюдатель допускается к работе, если он совершает не более 15% ошибок, превышающих отклонение на 1 год. Наблюдатель Н допустил одну ошибку в 50-ти попытках, а наблюдатель К – 15 ошибок в 50-ти попытках. Достоверно ли отличаются эти результаты от контрольной величины? Таблица 57 Количество студентов, относящихся к полезависимому и поленезависимму стилю
7.6. У студентов физико-математического и филологического факультета выявлялся когнитивный стиль полезависимость-поленезависимость по тесту Гольтшельта. Результаты представлены в таблице 57. Можно ли утверждать, что на физико-математическом факультете достоверно больше поленезависимых студентов, а на филологическом – полезависимых. 7.7. Детям 6-7 лет предлагалось решить задачу на классификацию с изменяющимся признаком, где классификацию можно выполнить на основании признака формы, признака количества и признака величины. При решении задачи оказалось, что дети вначале чаще выбирают признак формы. Так, из 24 обследованных детей для 1 классификации признак формы выбрали 14. Можно ли утверждать, что признак формы достоверно чаще используется детьми для классификации?
|