![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Построение корреляционных плеяд.
В случае изучения взаимосвязи в исследовании нескольких признаков целесообразно воспользоваться графическим изображением корреляционных связей, которое называется плеядами. Для построения корреляционных плеяд необходимо: 1) вычислить попарно коэффициент ранговой (или линейной) корреляции. 2) найти значимость этих коэффициентов, результат занести в таблицу. 3) расположить номера признаков в удобном виде, например, по кругу. 4) соединить соответствующие признаки прямой линией в соответствии со значимостью корреляционных связей между ними, так: 1% связь соединение сплошной линией; 5% связь пунктирной линий; отсутствие связи цифры не соединяются. Далее идет анализ: 1) выявляется признак, у которого больше всего связей, и признак, у которого меньше всего связей, (необходимо это прокомментировать) 2) выявить признаки которые между собой не связаны, но можно обнаружить связь через другой признак (сделать на основании этого выводы) 3) если рассматривается несколько выборок, тогда дать комментарий изменениям связей от выборки к выборке. Пример. В 6 и 8 классе изучался интеллект по тесту Р. Амтхауера. Рассмотрим результаты первых шести субтестов. Найдем взаимосвязь между показателями, изучаемыми отдельными субтестами, и охарактеризуем происходящие изменения. Таблица 64 Результаты исследования интеллекта учащихся 6 и 8 классов по тесту Р. Амтхауера
Решение: найдем для каждой пары признаков коэффициенты ранговой корреляции. Для этого данные проранжируем отдельно для каждого признака и выборки. Далее находится квадрат разности между R1 и R2, R1 и R3 и т.д., т.е. отдельно для всех пар признаков и отдельно для 6 и 8 класса. После этого находим значение коэффициентов ранговой корреляции и определяем их значимость. Результаты запишем в таблицу 61. Таблица 66 Значение коэффициентов ранговой корреляции и их значимость
Примечание: темно-серый цвет квадрата – корреляция значима на 1% уровне; светло-серый цвет квадрата – корреляция значима на 5% уровне; белый цвет квадрата – корреляция не значима. Далее построим корреляционные плеяды:
6 класс 8 класс
6 5 6 5
Примечание: сплошная линия – корреляция значима на 1% уровне; пунктирная линия – корреляция значима на 5% уровне; отсутствие линии – корреляция не значима. 1 – логический отбор; 2 – классификация; 3 – нахождение аналогий; 4 – обобщение; 5 – решение арифметических задач; 6 – нахождение закономерностей. Анализ. В 6 классе обнаруживается тесная взаимосвязь между изучаемыми признаками. Это можно объяснить тем, что логические структуры вербального мышления в младшем подростковом возрасте находятся на стадии становления и не могут развиваться независимо друг от друга, то есть, для проявления той или иной функции необходимо достаточное развитие всех остальных функций. В 8 класс связь умения правильно логически отбирать тот или иной материал с другими компонентами вербального логического мышления исчезает. Сохраняется связь между умением находить аналогии и умением обобщать, также на 5% уровне значимости. Снижается значимость связи до 5% уровня между умением классифицировать и обобщать. Появляется новая связь между умением классифицировать и решением арифметических задач. Таким образом, к 8 классу из всех компонентов логического вербального мышления наиболее значимыми становятся умение классифицировать и обобщать. Исчезновение тесной взаимосвязи между компонентами вербального логического мышления, говорит о том, что уже в старшем подростковом возрасте начинает постепенно формироваться индивидуальный стиль познавательной деятельности учащихся. Задачи: 8.1. Взаимосвязаны ли показатели среднего времени прохождения 10 словесных лабиринтов и общего балла невербального интеллекта по тесту Кеттелла учащихся 8 класса общеобразовательной школы? Результаты представлены в таблице 67. 8.2. Взаимосвязаны ли номер первого выбора в тесте, направленного на изучение уровня притязания (задачи в тесте имеют разную степень сложности, соответствующей номеру задачи) и умение находить закономерности в ряду, определяемое по невербальному тесту Кеттелла, у учащихся 3 класса общеобразовательной школы. Результаты представлены в таблице 68. Таблица 67 Показатели среднего времени прохождения 10 словесных лабиринтов и общего балла невербального интеллекта по тесту Кеттелла
Таблица 68 Номер первого выбора в тесте, направленного на изучение уровня притязания, и балл по 1 субтесту теста Кеттелла
8.3. Взаимосвязаны ли показатели уровня тревожности детей 6-7 лет, измеренных по тесту Амена, Дорки и тесту Кондаша, в обработке А.М. Прихожан (таблица 69). 8.4. Взаимосвязаны ли показатели скорости выполнения задания (количество просмотренных строк) и качества (количество ошибок) при изучении устойчивости внимания с помощью корректурной пробы (таблица 71). 8.5. У студентов первокурсников факультета педагогики и психологии изучалась мотивация к учебному процессу и их самочувствие в группе. Взаимосвязаны ли эти показатели (таблица 73). Таблица 69 Уровень тревожности детей 6-7 лет, измеренных по тесту Амена, Дорки и тесту Кондаша
Таблица 70 Показатели невербального мышления
8.6. По примеру 8.3. определите какая у вас самооценка, если при ½ rs½ > r0, 01, самооценка завышенная, при ½ rs½ £ r0, 05, заниженная, при r0, 05< ½ rs½ £ r0, 01, адекватная. Таблица 71 Скорость и качество выполнения задания на устойчивость внимания
Таблица 72 Ранги терминальных ценностей по списку М. Рокича в индивидуальных иерархиях матери и дочери
8.6. В исследовании, посвященном проблемам ценностной реориентации, выявлялись иерархии терминальных ценностей у родителей и их взрослых детей по методике М. Рокича (Сидоренко Е.В., 1996). Ранги терминальных ценностей, полученных при обследовании пары мать-дочь (матери – 66 лет, дочери – 42 года), представлены в таблице 72. Определите, коррелируют ли эти ценностные иерархии друг с другом. Таблица 73
8.7. В 6, 8 и 10 классах изучалось уровень сформированности невербального мышления по тесту Кеттелла. Результаты 4 субтестов представлены в таблице 70. 1 субтест – умение находить закономерность в ряду; 2 - умение классифицировать; 3 - умение находить закономерность по аналогии; 4 - умение анализировать. Определите, взаимосвязаны ли между собой данные показатели в каждом классе. Отобразите связи в виде корреляционных плеяд. Охарактеризуйте изменения, происходящие от класса к классу во взаимосвязи.
|