Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материальные и финансовые ресурсы






 

Вопреки распространенному мнению, денег участники движения за свою деятельность не получают; о бесплатности работы говорится даже в одном из вариантов гимна. «Наши» с удовольствием рассказывают о тех, кто приходит в движение, рассчитывая разжиться здесь деньгами; в движении они долго не задерживаются. Зарплата выплачивается разве что руководителям высокого уровня (собственно степень их задействованности в работе настолько велика, что не оставляет времени для подработки). Вопросов о размере этой зарплаты мы не задавали.

Кроме того, к работе на финансовой основе привлекаются сторонние специалисты – звукооператоры, охранники, уборщицы и т.д.

Официально финансирование «Наших» осуществляется за счет негосударственной спонсорской помощи. Активисты и комиссары, у которых мы брали интервью, настаивали именно на этом.

Данное утверждение трудно подтвердить или опровергнуть, поскольку доступной отчетности о финансировании нет; основные финансовые поступления проходят через руководителя движения В. Якеменко - на вопрос «Откуда деньги?» нам доводилось слышать корректный ответ: «От Василия». Достоверно нам удалось отследить только один случай получения «Нашими» государственных средств – в виде президентского гранта (ноябрь 2007 года)[19][19].

Что касается спонсорской помощи – во время исследования мы действительно наблюдали большую активность по поиску сторонних средств; информанты рассказывали, как они обзванивали возможных спонсоров; тема поиска денег всплывала в разговорах (например, когда мы обсуждали руководительницу одного из региональных отделений, о ней было сказано: «справляется, финансирование нашла»). Поощряется не только поиск спонсоров, но и создание окупаемых предприятий внутри «Наших» (как, например, бутик модной одежды Антонины Шаповаловой).

Рассказывают, что полностью на спонсорские средства был проведен Селигер-2007; в лагере были выставлены рекламные щиты двадцати фирм-спонсоров.

Расспрашивая активистов, мы часто сталкивались с тем, что для осуществления конкретных акций они привлекают бесплатную помощь различных организаций. Например, один из наших собеседников для проведения патриотического мероприятия договорился с «Мосфильмом» о предоставлении ему техники времен Великой Отечественной войны. Согласие мосфильмовцев он объяснил их патриотичностью («и таких всё больше»); подобные объяснения встречаются часто – считается, что большую поддержку движению оказывают «национально ориентированные» бизнесмены и руководители.

Не ставя под сомнение деловые качества комиссаров и патриотизм спонсоров, укажем еще один, стратегический, фактор, позволяющий привлекать в движение средства. В одном из выступлений В. Якеменко сказал:

«Все знают, что Кремль поддерживает “Наших”, все знают, что с нашими комиссарами встречался президент. Поддержка Кремля позволяет разговаривать с любыми бизнесменами и добиваться финансовой поддержки. Отказ в финансировании нашего проекта – проявление непатриотической позиции. Поэтому многие идут навстречу, в том числе и люди, которые рассчитывают на нашу поддержку через несколько лет»[20][20].

Как видно из этого высказывания, обеспечение финансами обусловлено «овеществленным» административно-организационным ресурсом. Причем, возможно, это обеспечение обусловлено не прямыми указаниями «сверху», а славой «Наших» как «проекта Кремля».

Для любого другого молодежного политического движения деньги, которыми «ворочают» «Наши», кажутся умопомрачительно большими. Однако в масштабах страны они не так уж велики. По мнению одного из наших собеседников (не имеющего отношения к «Нашим»),

«один современный истребитель стоит 50-70 миллионов долларов. В сравнении с этим представляется эффективным вложить несколько миллионов долларов не в технику, а в создание лояльной, патриотически настроенной группы политически активных людей. С точки зрения повышения обороноспособности эффект от вложения денег в информацию и человеческий фактор может значительно превышать эффект от капиталовложений в вооружение» [Н.Л.].

 

Фактор оранжевой революции – 2: Акция «Связной президента»

 

Исследуя то или иное социальное явление, необходимо соприкоснуться с ним вплотную, «пощупать его руками». Поэтому некоторые параграфы данной статьи мы решили оформить в виде этнографических очерков.

Утро 25 марта 2007 года. Акция «Связной президента».

Это первая крупная акция 2007 года, направленная на предотвращение возможной «оранжевой угрозы». Согласно мнению «Наших» в стране существует мощная оппозиция, подпитываемая западными финансами. Эта оппозиция может совершить «оранжевую революцию» или вооруженный переворот, свергнуть законную власть. Наиболее вероятным временем этого события называют конец 2007 года (в начале декабря состоятся выборы в Государственную Думу) или весну 2008 года (выборы президента РФ). В течении 2007 – начала 2008 годов «Наши» планируют проводить меры по недопущению такой ситуации.

Суть акции состоит в следующем: сначала состоится общий митинг, а потом 15 тысяч активистов «Наших» из разных городов разъедутся по Москве и на улицах должны будут завербовать 100 тысяч молодых сторонников Президента В.В. Путина. Каждый, кто заявит о своей приверженности президентскому курсу, станет, собственно, «связным президента» - получит специальную sim-карту. Предполагается, что в случае экстремальной ситуации в стране («революции» или переворота) с помощью этой sim-карты можно будет выйти на прямую связь с Путиным и получить от него или его помощников указания.

Первая часть акции – митинг - проходит на проспекте Сахарова. Огромный проспект перегорожен для движения транспорта. На входе меня досматривают отдельно милиция (собственно, процедура, осуществляющаяся на всех акциях) и отдельно члены ДМД – дружины «Наших».

Проспект заполнен колоннами активистов в униформе – преимущественно белых куртках с эмблемой акции и красных кепках. Через плечо у каждого форменная сумка. Идут колоннами по двое, иногда, чтобы не потеряться, берутся за руки цепочкой. В начале каждой колонны несут табличку с названием своего города, иногда, если делегация от республики – флаг. Некоторые колонны приветствуют встречные, скандируя названия их городов.

Для митинга сооружена большая сцена с экраном; крутят устрашающий ролик об ожидаемом государственном перевороте.

В ожидании митинга «наши» развлекаются – играют, водят хороводы, танцуют змейкой, подбрасывают девушек в воздух; заметны заводилы – участники направления спламеров.

Начинается митинг, выступающие произносят речи с разной степенью ораторского таланта. Выступает ветеран, называет собравшихся «славной молодежью». Говорит, что в годы войны были предатели, и сейчас враги России ищут в стране предателей. Неприятное впечатление производит девочка-комиссар, которая злым голосом клеймит этих самых предателей – экс-премьера и руководителей экстремистских организаций. Василий Якеменко заканчивает митинг короткой экспрессивной речью; последняя фраза: «А ну, теперь за работу! Идите, поднимите этот город!»

Собравшиеся явно взбудоражены митингом, некоторые в знак одобрения размахивают кепками; вижу одного из своих знакомых – он кивает мне, пританцовывая от возбуждения.

После митинга «наши» начинают организованно расходиться. Колоннами они движутся в сторону метро «Комсомольская».

По дороге к метро пристраиваюсь к группе и слушаю, о чем говорит молодежь. Беседуют юноша и девушка.

Юноша (игриво): Давайте скинемся, купим травы.

Девушка (строго): Не смешно.

Юноша (смущенно): Уж и пошутить нельзя.

Девушка (строго): Здесь – нельзя.

Довольно многие молодые люди ведут себя, как и полагается молодым людям – несерьезно: шумят, ржут, острят.

Замерзнув на холодном мартовском ветру, греюсь чаем в буфете Ленинградского вокзала. Вижу, как «связные президента» носятся по пустому вокзальному холлу, стараясь осалить друг друга форменными сумками. Можно заметить и следующее: несколько человек упихивают вещи с символикой акции в сумки и отправляются на электричку.

Но таких – немного. Основные массы, держась колоннами по двое, разъезжаются по Москве. При входе в метро вижу, как девушка (видимо, москвичка-сопровождающая) объясняет иногородним «нашим», как проходить турникеты с помощью карточки. На местах группы встречает заранее предупрежденная милиция.

Следующее место моего исследования – Пушкинская площадь. У памятника Пушкину и на другой стороне площади – у Новопушкинского сквера, располагаются юноши и девушки в форменной одежде. Их задача – привлечь внимание молодых прохожих, сагитировать их вступить в ряды «связных президента». Потенциальным «связным» предлагается заполнить анкету «Не проспи Россию!»: «По Вашему мнению, чего добивается Запад от России?», «…Как Вы думаете, США откажется от плана захвата наших ресурсов?», «Вы согласны с мнением, что в случае устранения Путина или отхода от его курса в стране наступят “смутные времена”, власть захватят ставленники Запада и экстремисты?» и т.п. Если прохожий выбирает «неправильный» ответ, с ним спорят, обосновывают «правильную» точку зрения.

Если честно, «связные» работают не очень хорошо: много простаивают, кучкуются, не подстраиваются под собеседника; до профессионалов – уличных коммивояжеров и социологов, производящих опросы – большинству из них пока далеко.

Прогуливаясь по площади, я завожу беседы со «связными». Как правило, юноши и девушки довольно тревожно реагируют на неожиданный вопрос: «Можно ли взять у вас интервью?» - сказывается неопытность. Но, справившись со смущением, старательно отвечают на вопросы. Только один убегает с криком: «Я сегодня дал уже много интервью!»

Хорошее впечатление производит молодой человек из Тамбова. Он реагирует на мое обращение без нервов, отвечает на все вопросы четко, дельно, дружелюбно. Тамбовчанин постарше остальных, он говорит, что после окончания института планирует связать свою жизнь с политикой.

Девушка из Иваново рассказывает, что она одновременно учится в трех вузах – на строителя, на юриста и в ВШУ.

Ближе к концу акции встречаю руководителя идеологического направления Евгения И., спрашиваю, удалось ли по всей Москве собрать запланированных 100 тысяч сторонников; он отвечает, что «скорее всего уже да».

Вечером решаю, что и мне пора стать «связным президента» - подхожу к одной из групп, прошу меня принять. «Связные» озадачены: во-первых, я постарше того возраста, на который они рассчитывают, во-вторых, у меня в руке хоть и выключенный, но диктофон. Однако удается усыпить их бдительность и пройти процедуру. Теперь я тоже «связной».

В 18-00, когда истекло заявленное время акции, к «связным» подошли милиционеры и без всякого почтения к политической деятельности предложили сворачиваться.

Один из «связных» рассказал, что ночь накануне 15 тысяч участников провели в палатках «на полигоне», почти не спали. Ночь в палатках – это действительно нелегко, ночами холод стоит еще зимний. Но «предупреждали, что будет тяжело. Хочешь принять участие в спасении России – будь готов испытывать трудности. Зато потом ты будешь с гордостью говорить, что ты в команде президента и готов выполнять путинский план».

Как впоследствии сформулировал один из наших информантов, на акции «Связной президента» «были отработаны технологии масштабной уличной работы и жизнеобеспечения больших масс людей в зимнее время в городских условиях. Цель - подготовка к предотвращению возможных выступлений оппозиции в декабре» [Г.К.].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал