Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности адаптации






По мнению наших информантов, народы Кавказа значительно различаются по способности к адаптации, по степени активности и агрессивности, по степени лояльности к России и русским. Для того чтобы провести более или менее полный сравнительный анализ адаптационных стратегий кавказских народов, необходимо весьма обширное исследование. Пилотажный же опрос, проведенный нами, позволяет выявить следующие закономерности: «Если взять Кавказ с запада на восток, то на западе люди более лояльны к России, на востоке – менее. На западе – абхазцы, адыгейцы, на востоке – чеченцы, дагестанцы» [Г.А.].

В качестве народов, культурно близких славянам, называют армян и осетин. При этом обычно делается упор на религиозное родство, подчеркивается, что эти народы исповедуют христианство: «Армяне легко адаптируются – они быстро входят в чужую для себя культуру и становятся проводниками этой культуры. Это же свойственно, кстати, евреям» [А.Н.]. Интересно, что сопоставление армян и евреев неоднократно встречалось нам в оценках, исходящих от представителей разных кавказских народов («армяне – евреи Кавказа» [Н.К.]).

Напротив, ислам (а мусульманами является большинство народностей Кавказа) рассматривается как фактор, препятствующий взаимопониманию. Представителей исламских народов называют как наиболее склонных к этнической замкнутости: «Азербайджанцы – расселяются группами. Если азербайджанцы организуют компанию – туда принимают < 372: 373> только азербайджанцев. Даже если при создании компании поначалу принимают и работников другой национальности, то все равно постепенно их увольняют, и на их место берут азербайджанцев» [А.Н.].

Особый случай представляют собой грузины. С одной стороны, этот христианский народ, традиционно близкий к России; с другой стороны, наблюдающееся в последние годы охлаждение межгосударственных отношений накладывает влияние и на отношения между грузинами и русскими. Вообще, «отношение к русским и поведение в России во многом зависит от политики тех или иных государств по отношению к России. Вот, например, в Грузии Саакашвили постоянно выступает против России. Зрелый человек, конечно, поймет, что к чему. А молодой парень, который Советского Союза уже не помнит, жизни не знает – он-то как раз и поверит. И поедет в Россию на заработки с соответствующим настроением, и будет вести себя здесь так, что хоть трава не расти» [А.Н.].

Наиболее агрессивное поведение, согласно мнению большинства информантов, приписывается жителям востока Кавказа: «Агрессивные – чеченцы, азербайджанцы. Азербайджанцы торгуют, и из-за этого они, казалось бы, должны быть заинтересованы в стабильности, но по натуре они очень агрессивны» [И.И.].

Наиболее высокую степень агрессивности информанты-кавказцы отмечают у чеченцев, причем эта агрессивность не связывается напрямую с событиями последних десятилетий: «Чеченцы – нигде не растворяются. У кавказских народов всегда было настороженное отношение к чеченцам потому, что они агрессивные, отморозки. Я помню, еще в советские времена из Баку опасались ездить в командировки в Грозный. Все всегда знали: не дай бог < 373: 374> связываться с чеченцами» [И.И.].

Помимо других причин, влияющих на особенности адаптации, указывается на то, что агрессивное поведение свойственно народам, ранее подвергавшимся репрессии [Д.С.].

Оторванность от родного дома, жизнь в экстремальных условиях, нахождение в иной социокультурной среде – все это приводит к тому, что у многих возникает неудовлетворенность пребыванием в столице и, как следствие, желание вернуться: «Возвращение? У кого как. Многие предпочитают вернуться. Так как здесь свобода от традиционных устоев. Говорят: “Девушка идет, пиво глушит – разве такое возможно у нас? ” Так что многие хотели бы вернуться, но их здесь держат деньги» [А.Н.].

В целом отмечается, что успешность или неуспешность адаптации обусловлена не этническими установками и психологическими особенностями, а, в первую очередь, личностными: «Из моих знакомых кавказцев, приезжающих в Москву, кто-то изменяется, кто-то нет – у каждого особый случай» [А.Н.]. В целом, по данным социологических исследований, кавказцы, живущие в Москве (грузины, армяне, азербайджанцы) в большей степени, чем русские и москвичи, склонны идентифицировать себя как россиян в ущерб национальной самоидентификации[v][5].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал