Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Агрессивность
Хотя каждый народ Кавказа и индивидуален - имеет собственные культуру, общественный уклад, обычаи, психологический тип, - но в то же время можно говорить о неком образе мужчины, который типичен для Кавказа в целом. Это мужчина активный, импульсивный, имеющий высокое чувство собственного достоинства и готовый его отстаивать: < 374: 375> «Кавказцы агрессивны, когда ощущают презрение к себе. На Кавказе принято реагировать на любую попытку понизить твой мужской статус. Если ты идешь по улице и тебя оскорбили – ты обязан ответить, принять меры, иначе ты опозорен. У русских такого нет, на оскорбление можно не обратить внимания. Но кавказец, оказавшийся в Москве с такими установками, испытывает огромную нагрузку – он вынужден реагировать на всё вокруг. И поэтому окружающими он часто воспринимается как психотик» [К.Э.]. «Если русские пошлют друг друга по матери, это ничего. А вот кавказцы воспринимают это как оскорбление матери и тут же кидаются в драку» [А.Н.]. Обстановка постоянного экзамена на маскулинность типична для Кавказа, о чем в той или иной форме говорят все опрошенные мужчины; такая атмосфера является частью воспитательного процесса: «На Кавказе мужчина всегда испытывается, он не должен дать слабинку. Если сделал что-то неправильно – наказывают. Неправильно – это если предал друга, совершил неправильный поступок в отношении женщины, не держишь слова. Здесь, в Москве, на этом как-то не акцентируют внимания, а там – наоборот. Такая обстановка испытаний типична для молодежной среды. Вот у меня сейчас – такого уже нет» [Н.А.]. «Постоянно что-то доказывал. Приезжаю, например, домой после каникул, прихожу в школу – и если в прошлом году был в классе вторым, то и сейчас должен остаться вторым» [М.Д.]. «У нас мальчишки постоянно подначивают друг друга – например, давайте все прыгать с этой скалы на ту, или со скалы в море. И нельзя отказаться – иначе позор» [К.Э.]. Высокий уровень маскулинности как стандарт мужского воспитания ведет к формированию воинственных образцов < 375: 376> поведения. Кавказцы, зарекомендовавшие себя как отличные солдаты в различных военных кампаниях (последняя из которых – война в Чечне), заслужили следующие оценки: «Практически все кавказцы – либо воины, либо торговцы. Это складывалось веками»[vi][6]. «Хочу сразу “доброжелателям” сказать, что злобность и мстительность абхазов - это качества, присущие в той или иной мере всем народам Кавказа, не являются отрицательными чертами характера, пороками и прочими недостатками в кавказском миропонимании и мироощущении. Главный герой для кавказца - прежде всего воин. А воин не может быть мягкотелым»[vii][7]. Воинственность и агрессивность ведет к возникновению конфликтов. Неправильно было бы думать, что в Москве это конфликты между кавказцами и местным населением - «драки: между кавказцами тоже есть – как спичка вспыхивает» [А.Н.]. Напряженности между представителями разных диаспор соответствуют линиям межнациональной напряженности на Кавказе: между армянами и азербайджанцами, грузинами и осетинами, грузинами и абхазцами, осетинами и ингушами и т.д. У кавказцев и русских стандарты маскулинности различаются: «Кавказцы воинственны, они воины по воспитанию. А русские в большинстве своем – не воины, а, как бы это сказать, труженики, мирные люди» [Л.В.]. Эта разница стандартов маскулинности может проявляться и в ходе конфликтов: «Кавказец всегда готов к драке, он всегда предполагает, что драка может случиться. Особенно – те, кто приехал в Россию, да еще недавно. Они тут всегда настороже. А у русских не так. Они более миролюбивы, русский пока соберется драться – уже и драка закончится. Нет, когда дело действительно дойдет до драки – тут уже неизвестно, кто < 376: 377> кого. Но за счет постоянной готовности кавказцы, конечно, оказываются в выигрыше» [М.И.]. В последние десятилетия вследствие целого комплекса причин агрессивность молодежи, приезжающей с Кавказа, повысилась: «Молодежь более бескультурна, агрессивна, чем люди старшего возраста. Но это относится не только к кавказцам, приезжающим в Россию – это сейчас относится ко всем людям» [И.И.]. Стоит добавить, что мигранты в целом активны и конкурентоспособны. Это происходит «по определению», из-за того, что «едут – активные, те, кто не склонен к активности – остаются» [Д.З.]. Поэтому те, кто приехал – сильнее, успешнее; «те, кто приехал, вынуждены крутиться, лучше учатся и всё такое» [А.Н.]. Мигрантами становятся представители наиболее активной части общества; в советские времена нам неоднократно приходилось сталкиваться с удивлением тех, кто ездил на Кавказ – утверждали, что в массе своей население этого региона было не похоже по поведению на тех кавказцев, которые приезжали в Москву. Рассуждая о маскулинной активности и агрессивности мигрантов, нельзя не согласиться с утверждением, что «у тех, кто занят трудом – времени на агрессию не будет» [И.И.].
|