Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Антирусские установки
Оказавшись в Москве, мигранты с Кавказа сталкиваются с новыми для себя культурными реалиями, некоторые из которых вступают в противоречие с их установками, оказываются неприемлемы. Так, негативно характеризуют следующие качества русских вообще и москвичей в частности. 1. Неуважительное отношение к людям старшего возраста. Редкий случай противоположного мнения: «Я думаю, если пожилой человек у русских ведет себя правильно, его уважают» [Г.А.]. 2. Склонность к пьянству. 3. Склонность к матерной брани. 4. Отсутствие должного внимания к категории семьи («У кавказцев институт семьи имеет непреходящую ценность» [А.Н.]). 5. Недостаточная взаимовыручка. 6. Вульгарность поведения некоторых женщин (особенно, молодых). Некоторые претензии относятся не столько к различию национального, сколько к различию уклада, обусловленного переездом из небольшого города или аула в мегаполис: «Нет теплоты в отношениях. Когда привыкаешь жить в узком кругу – в Москве уже тяжело» [Н.А.]. Встречаются и такие претензии как привычка москвичей пить пиво на улице или держать в квартирах домашних животных: «Много-много животных! Их больше даже, чем людей. Это нехорошо. Нехорошо, когда собака с тобой кушает!» [М.Д.] < 380: 381> Некоторыми из наших информантов (впрочем, не всеми) высказывалось мнение, что негативные моменты в поведении кавказских юношей обусловлены влиянием низкокультурной московской среды: «У меня есть знакомая, работающая уборщицей – пожилая русская женщина. Она рассказывала о том, как к ним устроились два мальчика, только что приехавшие из Таджикистана. Поначалу они были очень вежливые, обращались к ней уважительно, как к старшей. Но со временем они полностью изменились – начали грубить, ругаться матом. Это потому, что на родине их поведение ограничивается определенными правилами, а здесь их ничто не сдерживает. Они же видят, что в Москве молодежь ругается матом, ни в грош не ставит старших – вот и ведут себя так же» [И.И.]. Падение нравов мигрантов объясняют не только общим падением нравов в России, но и низким моральным уровнем информации, исходящей из СМИ [К.Э.]. Концепция выбора приезжими адаптационной стратегии отражена в следующей цитате: «Да, мы находимся в своей стране и можем жить (по крайней мере, теоретически) там, где нам нравится. Но при этом мы не должны приходить на новое место жительства как завоеватели. Приезжий всегда на виду, с него больше спрос, и чтобы добиться успеха, он должен работать больше и лучше, чем местные жители. Если их нравы, обычаи, порядки совершенно неприемлемы для мигранта, то лучше просто уехать на родину. Некоторые стороны жизни в мегаполисе трудно принять человеку, получившему традиционное воспитание, к примеру, представителю какого-либо из кавказских народов: равнодушие и холодность в отношениях между людьми, разрушение или ослабление родственных связей, отсутствие уважения к старшим и т.д. Но в этом случае ни кто не мешает сохранять в своей семье, у себя дома традиционные устои»[ix][9]. < 381: 382>
|