Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении.⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Реализация данного направления, полагаем, на практике может вызывать вопросы относительно того, какие именно современные технологии федеральный законодатель имел в виду. В качестве современных технологий, на наш взгляд, могут рассматриваться как психологические технологии работы с муниципальными служащими, а также с кандидатами на должности муниципальной службы, так и технологии, касающиеся профессионального развития муниципальных служащих и повышения их квалификации. Вместе с тем, в частности, М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов указывают, что кадровые технологии традиционно являются слабым местом муниципальной службы. Зачастую конкурс носит формальный характер, достаточно острым является вопрос о наличии объективных критериев оценки кандидатов и т.п. Решение этих проблем видится в разработке на муниципальном уровне грамотных методик проведения конкурсных процедур с привлечением соответствующих специалистов. В настоящее время подобные методики начинают разрабатываться в отношении конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы как на ведомственном, так и на региональном уровне < 52>. -------------------------------- < 52> Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов: Научная книга, 2008.
Статья 33. Кадровый резерв на муниципальной службе
Комментарий к статье 33
Комментируемая статья содержит диспозитивную норму о создании в муниципальных образованиях кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы на основании муниципальных правовых актов. Как отмечают А.С. Биджиев, Г.М. Шамарова, основной целью формирования и использования кадрового резерва является своевременное обеспечение государственной и муниципальной службы высококвалифицированными кадрами. Наличие кадрового резерва позволяет оперативно в соответствии с поставленными задачами государственного и муниципального органа замещать вакантные должности без проведения конкурсных процедур, так как кадровый резерв уже сформирован на основе конкурса. В связи с этим своевременное формирование и подготовка кадрового резерва способствуют поддержанию стабильности кадрового состава органов государственной власти и местного самоуправления < 53>. -------------------------------- < 53> Биджиев А.С., Шамарова Г.М. Особенности формирования и использования кадрового резерва государственной и муниципальной службы // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 3.
Рассматривая вопрос о формировании кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы, Е.Ю. Киреева отмечает, что можно выделить следующие основные этапы формирования кадрового резерва: - подбор и отбор кандидатов в состав кадрового резерва; - оценка отобранных кандидатур; - согласование состава кадрового резерва с должностными лицами, в номенклатуру которых они входят; - определение методов, форм и сроков его подготовки < 54>. -------------------------------- < 54> Киреева Е.Ю. Кадровый резерв муниципальной службы // Журнал российского права. 2009. N 2.
В конкретных муниципальных правовых актах данные этапы могут определяться иначе. Так, например, в муниципальном районе " Жиздринский район" Калужской области ведется резерв управленческих кадров на муниципальной службе в администрации муниципального района " Жиздринский район". В соответствии с Постановлением Главы администрации муниципального района " Жиздринский район" от 17 июня 2014 г. N 688 " Об утверждении Положения о порядке формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в администрации муниципального района " Жиздринский район" формирование резерва управленческих кадров включает в себя следующие этапы: - анализ текущей и перспективной потребности в управленческих кадрах; - составление номенклатуры должностей, на которые формируется резерв управленческих кадров; - опубликование информации о формировании резерва управленческих кадров и о дате (датах) проведения конкурса (конкурсов); - проведение конкурса, оценку участников конкурса, составление списка лиц, успешно прошедших конкурсный отбор и рекомендуемых для включения в резерв управленческих кадров. Муниципальными правовыми актами в целом регулируется широкий круг вопросов, связанных с ведением кадрового резерва муниципальных служащих. В первую очередь определяются цели и задачи ведения кадрового резерва. Так, формирование кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы г. Барнаула согласно решению Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2012 г. N 42 проводится в целях: - своевременного замещения вакантных должностей муниципальной службы города Барнаула кандидатами, соответствующими квалификационным требованиям по замещаемой должности; - содействия должностному росту муниципальных служащих города Барнаула (далее - муниципальные служащие); - сокращения периода профессиональной адаптации при назначении на вакантную должность муниципальной службы; - совершенствования деятельности по подбору и расстановке кадров; - привлечения граждан на муниципальную службу. Согласно Постановлению администрации Тенькинского района от 8 февраля 2010 г. N 23-па основными задачами формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в администрации Тенькинского района являются: - определение потребности в резерве кадров и перспектив его развития; - установление требований (критериев отбора) к кандидатам; - поиск кандидатов, их отбор, изучение их деловых и личностных качеств; - создание резерва кадров для замещения имеющихся муниципальных должностей главной, ведущей и старшей групп в администрации Тенькинского района из числа кандидатов, обладающих необходимыми профессиональными, деловыми и личностными качествами; - формирование банка кадровой информации о кандидатах в резерв на замещение должностей муниципальной службы; - организация служебного продвижения муниципальных служащих администрации Тенькинского района. Определяется перечень лиц, которые подлежат включению в резерв. Так, в г. Шадринске Курганской области действует Постановление администрации г. Шадринска от 20 декабря 2007 г. N 1093 " Об утверждении Положения о кадровом резерве муниципальной службы администрации города Шадринска", согласно которому формируется кадровый резерв муниципальной службы администрации города Шадринска. В данный кадровый резерв включаются лица, замещающие должности муниципальной службы, и граждане Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым к должности муниципальной службы, с соблюдением ограничений, установленных действующим законодательством о муниципальной службе, и обладающие необходимыми морально-этическими и деловыми качествами. Согласно Положению о кадровом резерве для замещения вакантных должностей муниципальной службы г. Барнаула, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2012 г. N 42, в кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы г. Барнаула включаются кандидаты из числа: - муниципальных служащих и граждан, отвечающих квалификационным требованиям, установленным действующим законодательством для замещения должностей муниципальной службы; - студентов высших учебных заведений последнего курса обучения. Согласно Постановлению администрации Тенькинского района от 8 февраля 2010 г. N 23-па " О порядке формирования и подготовки резерва кадров для замещения вакантных должностей муниципальной службы в администрации Тенькинского района" в кадровый резерв могут включаться: - лица, замещающие должности муниципальной службы органов местного самоуправления муниципальных образований по представлению руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований; - муниципальные служащие, уволенные из органов местного самоуправления муниципальных образований в связи с реорганизацией, ликвидацией или сокращением численности или штата работников; - лица, замещавшие выборные должности муниципальной службы и прекратившие полномочия в связи с истечением срока полномочий; - гражданские служащие государственной гражданской службы; - граждане Российской Федерации и иные лица, имеющие право замещать должности муниципальной службы; - работники учреждений, предприятий и организаций различных форм собственности по отзыву непосредственных руководителей или по личному желанию, выраженному в письменной форме; - иные граждане, выразившие свое желание в письменной форме. Критериями для зачисления кандидатов в резерв являются: - профессиональная компетентность; соответствие образования кандидата квалификационным требованиям, предъявляемым к должности, для которой готовится резерв; - опыт работы, знания, умение и навыки по профилю муниципальной должности; - способность анализировать и принимать обоснованные решения; - деловая этика и культура; - систематическое повышение профессионального уровня; - умение видеть перспективу; - способность реализовать полномочия в рамках должностной компетенции, инициативность, оперативность; - ответственность за порученное дело: высокая требовательность к себе, обязательность, критическая оценка своей работы и работы коллектива; - личностные качества: добросовестность, работоспособность, объективность, зрелость, коммуникабельность, корректность, порядочность; - состояние здоровья, возраст. Также определяются должности, которые подлежат замещению лицами, включенными в кадровый резерв муниципальных служащих. Как отмечено в Постановлении администрации г. Шадринска от 20 декабря 2007 г. N 1093, включение муниципального служащего (гражданина) в кадровый резерв муниципальной службы администрации города Шадринска проводится для замещения: 1) вакантной должности муниципальной службы в администрации города Шадринска и ее структурных подразделениях, имеющих статус юридического лица, в котором он проходит муниципальную службу, в порядке должностного роста муниципального служащего; 2) вакантной должности муниципальной службы в другом органе местного самоуправления в порядке должностного роста муниципального служащего; 3) вакантной должности муниципальной службы - для гражданина, поступающего на муниципальную службу впервые. В соответствии с Положением о кадровом резерве для замещения вакантных должностей муниципальной службы г. Барнаула кадровый резерв формируется для замещения: 1) вакантных должностей муниципальной службы в аппарате Барнаульской городской Думы, Счетной палаты города Барнаула, избирательной комиссии муниципального образования города Барнаула; 2) вакантных ведущих, старших и младших должностей муниципальной службы в администрации города, иных органах местного самоуправления города. В нормативно-правовых актах муниципальных образований указываются основания для включения в резерв кандидатов и исключения из него соответствующих лиц. Так, согласно решению Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2012 г. N 42 основаниями для включения в кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы г. Барнаула являются: 1) рекомендация конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, в котором кандидат принимал участие, но не победил; 2) рекомендация аттестационной комиссии; 3) рекомендация руководителя, заместителя руководителя органа местного самоуправления города, руководителя органа администрации города, председателя избирательной комиссии; 4) рекомендация руководителя, заместителя руководителя высшего учебного заведения. В свою очередь, основаниями для исключения кандидата из кадрового резерва являются: 1) назначение на должность муниципальной службы, на замещение которой кандидат состоял в кадровом резерве; 2) истечение предельного срока нахождения в кадровом резерве; 3) отказ кандидата от назначения на должность муниципальной службы; 4) снижение показателей эффективности и профессиональной служебной деятельности муниципального служащего в соответствии с результатами аттестации; 5) отказ от прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки; 6) наступление и (или) установление обстоятельств, препятствующих поступлению кандидата на муниципальную службу или прохождению им муниципальной службы; 7) письменное заявление кандидата об исключении из кадрового резерва. В Мариинском муниципальном районе Кемеровской области согласно Постановлению администрации Мариинского муниципального района от 28 января 2010 г. N 62-П " Об утверждении Положения о кадровом резерве для замещения вакантных должностей муниципальной службы администрации Мариинского муниципального района" формируется кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы администрации Мариинского муниципального района, и в качестве основания для включения муниципального служащего в кадровый резерв, наряду с названными выше, называется реорганизация органа местного самоуправления, органа местной администрации, сокращение штата в случае непредставления муниципальному служащему другой работы в соответствии с его профессией и квалификацией, а в качестве основания для исключения муниципального служащего (гражданина) из кадрового резерва - совершение муниципальным служащим должностного проступка, повлекшего применение дисциплинарного взыскания. Из списков кадрового резерва муниципальной службы администрации г. Шадринска Курганской области в то же время муниципальный служащий (гражданин) исключается при достижении им предельного возраста пребывания на муниципальной службе; сокращении должности муниципальной службы (помимо уже названных оснований). Подводя итог анализу муниципальных правовых актов о формировании кадрового резерва муниципальной службы, согласимся с А.Ю. Кирьяновым, который выделяет следующие основные вопросы кадрового резерва муниципальных служащих, которые подлежат нормативно-правовому регулированию: - понятие, цели, задачи и принципы формирования кадрового резерва; - определение перечня лиц, которые могут претендовать на попадание в кадровый резерв, установление требований к указанным лицам; - определение перечня лиц, которые не могут быть включены в кадровый резерв, и основания исключения из него; - периодичность формирования кадрового резерва; - этапы формирования кадрового резерва; - финансовое обеспечение формирования кадрового резерва; - установление правового статуса комиссии по формированию резерва и ряд иных вопросов. Иными словами, это основные направления или основные задачи кадрового резерва, без решения которых невозможно формирование кадрового резерва в целом либо такое формирование не будет способствовать целям создания соответствующего резерва.
Глава 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ И ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Статья 34. Финансирование муниципальной службы
Комментарий к статье 34
1. В комментируемой статье определен источник финансирования муниципальной службы, то есть источник, из которого выделяются денежные средства в целях несения расходов, связанных с обеспечением прохождения муниципальной службы, - местный бюджет. Местный бюджет, исходя из положений ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", - это денежные средства конкретного муниципального образования, являющиеся муниципальным имуществом и составляющие экономическую основу местного самоуправления. Согласно ст. 53 указанного Федерального закона формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ. Из БК РФ, в свою очередь, следует, что в отношении муниципальной службы из местных бюджетов могут осуществляться расходы по следующим направлениям: 1) оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда; 2) социальное обеспечение муниципального служащего; 3) оплата закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения деятельности муниципальных служащих, а также органов местного самоуправления, где муниципальные служащие проходят службу, в соответствии с муниципальными контрактами. При этом органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих. 2. В целом вопросы финансирования муниципальной службы регулируются не только комментируемым Законом и федеральным законодательством в целом, но и законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами. Статья 35 Закона Чеченской Республики от 26 июня 2007 г. N 36-РЗ " О муниципальной службе в Чеченской Республике" несколько конкретизирует положения комментируемой статьи в части, касающейся содержания расходов на финансирование муниципальной службы, и предусматривает, что они являются составной частью расходов местного бюджета и включают затраты на денежное содержание муниципальных служащих, материально-бытовое и социальное обеспечение, государственное страхование, повышение квалификации и переподготовку муниципальных служащих и иные расходы, предусмотренные нормативно-правовыми актами о муниципальной службе. Расходы на содержание муниципальной службы предусматриваются, осуществляются и контролируются на основе составляемых в установленном порядке смет в рамках местных бюджетов. Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются органами государственной власти Чеченской Республики при определении минимальных местных бюджетов. Сокращение бюджетных ассигнований не может служить основанием для приостановления либо прекращения выплат или уменьшения размеров денежного содержания, компенсационных выплат и пособий муниципальным служащим. Также конкретизирующие положения по вопросу о финансировании муниципальной службы предусмотрены в Законе Республики Тыва от 12 января 2000 г. N 389 " О муниципальной службе (новая редакция)". Согласно данному Закону органы государственной власти Республики Тыва в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимально необходимые расходы местных бюджетов на муниципальную службу путем закрепления доходных источников, необходимых для покрытия указанных расходов. Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Тыва при определении минимальных местных бюджетов. Суммы расходов на денежное содержание муниципальных служащих, а также суммы расходов на компенсационные выплаты и оплату предоставляемых муниципальным служащим социальных услуг ежегодно устанавливаются нормативным правовым актом местного Хурала представителей по каждому органу местного самоуправления отдельно. В качестве примера муниципального нормативно-правового акта приведем решение Собрания представителей г. Владикавказа от 6 августа 2009 г. N 6/46 " Об утверждении положений структурных подразделений АМС г. Владикавказа с правами юридических лиц", которым создано Управление дорожного строительства, благоустройства и озеленения города Владикавказа. В качестве источника его финансирования прямо названы средства бюджета города Владикавказа с учетом лимитов бюджетных обязательств. Имущество данного органа местного самоуправления состоит из денежных средств, а также переданного ему в оперативное управление имущества.
Статья 35. Программы развития муниципальной службы
Комментарий к статье 35
1. Комментируемая статья посвящена вопросам принятия и реализации программ развития муниципальной службы, которые могут приниматься на местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в целях обеспечения развития муниципальной службы. Соответственно, в качестве источников их финансирования названы: для муниципальных программ развития муниципальной службы - средства местных бюджетов, для программ развития муниципальной службы субъектов Российской Федерации - средства бюджетов субъектов Российской Федерации. Соответствующие программы принимаются и реализуются на практике. В качестве примера региональной программы приведем Государственную программу Карачаево-Черкесской Республики " Развитие муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2016 годы", которая принята Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 июля 2013 г. N 252 " Об утверждении Государственной программы Карачаево-Черкесской Республики " Развитие муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2016 годы". Целью данной программы является государственная поддержка развития муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике, которая выражается в развитии нормативного, правового и методического обеспечения муниципальной службы, повышении эффективности муниципальной службы и результативности деятельности муниципальных служащих. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: - совершенствование муниципальной нормативной правовой базы Республики; - организационно-методическое содействие муниципальным образованиям Республики в формировании профессионального кадрового состава; - повышение профессиональной компетентности муниципальных служащих; - методическое и консультативное обеспечение деятельности муниципальных служащих; - совершенствование системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров органов местного самоуправления Республики. Рассмотрим несколько примеров муниципальных программ развития муниципальной службы. Так, например, в Алтайском крае, в г. Барнауле, действует муниципальная программа " Развитие муниципальной службы города Барнаула на 2012 - 2014 годы", утвержденная Постановлением администрации города Барнаула от 26 сентября 2011 г. N 2828, которая основными своими задачами провозглашает: - создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения муниципальной службы; - совершенствование методов подбора квалифицированных кадров для муниципальной службы; - создание условий для эффективного функционирования муниципальной службы, повышения заинтересованности муниципальных служащих в ее прохождении; - создание условий для профессионального развития и подготовки муниципальных служащих; - противодействие коррупции на муниципальной службе; - повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления города; - обеспечение открытости и прозрачности муниципальной службы. В Егорьевском районе Алтайского края действует муниципальная программа " Развитие муниципальной службы в администрации Егорьевского района Алтайского края на 2014 - 2016 годы", утвержденная Постановлением администрации Егорьевского района от 21 февраля 2014 г. N 36, которая в качестве цели называет развитие и совершенствование муниципальной службы в администрации Егорьевского района Алтайского края, а к задачам, в свою очередь, относит: - обеспечение открытости муниципальной службы; - обеспечение профессионального развития муниципальных служащих; - внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы; - развитие материально-технической базы администрации района. В качестве основных ожидаемых конечных результатов данной программы определены: - уровень удовлетворенности граждан деятельностью органов муниципального управления, в том числе их информационной открытостью, - 60%; - качественное информационно-аналитическое обеспечение кадровых процессов; - совершенствование нормативной правовой, методической и материальной базы, обеспечивающей дальнейшее развитие муниципальной службы. В Мосальском районе Калужской области действует долгосрочная целевая программа " Развитие муниципальной службы в муниципальном районе " Мосальский район" на 2013 - 2015 годы", утвержденная Постановлением администрации муниципального района " Мосальский район" от 12 октября 2012 г. N 502а, которая определяет в качестве своих задач: - совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной деятельности муниципальных служащих в целях повышения эффективности работы органов местного самоуправления; - совершенствование антикоррупционных механизмов в рамках реализации кадровой политики в органах местного самоуправления; - внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности и мотивации муниципальных служащих; - дальнейшее развитие системы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих; - создание условий для прохождения муниципальной службы в администрации района и ее структурных подразделениях. В качестве основных планируемых мероприятий определены: - совершенствование нормативной правовой базы муниципальной службы; - развитие системы управления муниципальной службой; - развитие кадрового потенциала муниципальной службы; - развитие современных кадровых технологий на муниципальной службе, повышение результативности деятельности муниципальных служащих; - внедрение антикоррупционных механизмов на муниципальной службе; - повышение эффективности взаимодействия муниципальной службы и населения; - научно-методическое обеспечение совершенствования муниципальной службы; - аттестация рабочих мест муниципальных служащих; - ежегодная диспансеризация муниципальных служащих. 2. Из ч. 2 комментируемой статьи следует возможность проведения в ходе реализации программ развития муниципальной службы экспериментов в целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований и муниципальных служащих. Порядок, условия и сроки проведения таких экспериментов аналогично ч. 1 комментируемой статьи устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Так, в Курганской области Постановлением Правительства Курганской области от 26 мая 2014 г. N 211 утверждено Положение о порядке проведения экспериментов в ходе реализации государственных программ развития муниципальной службы в Курганской области, согласно которому эксперименты по применению новых подходов к организации муниципальной службы и обеспечению деятельности муниципальных служащих в ходе реализации государственных программ проводятся в органах местного самоуправления муниципальных образований Курганской области или в их структурных подразделениях, а также избирательных комиссиях муниципальных образований Курганской области при условии, что это предусмотрено соответствующей государственной программой. Эксперименты могут проводиться одновременно в нескольких органах местного самоуправления. Срок проведения эксперимента должен составлять не менее 30 календарных дней, но не более 12 месяцев. Эксперименты проводятся в целях: - апробации и внедрения современных технологий управления, включающих в себя новые методы планирования и финансирования деятельности органа местного самоуправления и стимулирования профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих; - апробации и внедрения системы показателей и критериев оценки деятельности органа местного самоуправления, а также профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих; - совершенствования оплаты труда и регламентации деятельности муниципальных служащих; - совершенствования финансово-экономического и материально-технического обеспечения муниципальной службы; - оптимизации структуры и штатной численности органа местного самоуправления; - совершенствования системы подготовки и профессионального развития муниципальных служащих; - достижения иных целей, связанных с совершенствованием деятельности органов местного самоуправления и повышением эффективности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре проводится эксперимент " Новые подходы в организации и проведении аттестации муниципальных служащих". Согласно Положению о проведении эксперимента, утвержденному Постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 21 октября 2008 г. N 151, его цель - повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Задачами эксперимента являются: - совершенствование процедуры аттестации муниципального служащего как отдельного элемента общей системы управления персоналом в муниципальном образовании; - апробация новых подходов к оценке деятельности муниципальных служащих. Эксперимент проводится в 3 этапа. I этап - разработка " портретов" специалистов: 1) анализ функций по должностям муниципальной службы в органах местного самоуправления, который осуществляется в соответствии с перечнем должностей муниципальной службы, на основании устава муниципального образования, положения об органе местного самоуправления, положений о соответствующих структурных подразделениях, должностных инструкций и других документов; 2) анализ положений Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 г. N 113-оз " Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре". II этап - разработка методики проведения аттестации муниципального служащего: 1) разработка поэтапного порядка проведения аттестации, работы аттестационной комиссии; 2) разработка методики оценки муниципального служащего при проведении аттестации. III этап - участие в проведении аттестации муниципальных служащих, по должностям которых составлен " портрет" специалиста, в соответствии с методикой проведения аттестации муниципального служащего: 1) проведение учебы-презентации для членов комиссии по проведению аттестации муниципальных служащих с применением новых подходов их оценки; 2) проведение аттестации муниципальных служащих, по должностям которых составлен " портрет" специалиста, по разработанной на II этапе методике; 3) проведение анализа итогов аттестации муниципальных служащих, проведенной в рамках III этапа эксперимента; 4) отчет о проведении аттестации; 5) отчет о проведении эксперимента.
Глава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 36. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
Комментарий к статье 36
В комментируемой статье определен перечень федеральных законов, которые признаны утратившими силу со дня вступления в силу комментируемого Закона. Утрата силы федерального закона означает, прежде всего, утрату силы в юридическом аспекте. Под юридической силой нормативного правового акта следует понимать свойство, которое придается ему в соответствии с компетенцией того органа или должностного лица, которым конкретный нормативный правовой акт был издан, и которое, в свою очередь, позволяет применять его при регулировании тех или иных общественных отношений, а также при осуществлении определенными субъектами своей деятельности. Соответственно, утрата юридической силы означает утрату свойства нормативного правового акта быть регулятором общественных отношений. Так, в связи с вступлением в силу комментируемого Закона был признан утратившим силу Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ " Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". Данным Федеральным законом ранее устанавливались общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации. Помимо этого, данным Федеральным законом регулировались вопросы прохождения и прекращения муниципальной службы, закреплялись понятия " муниципальная служба" и " муниципальная должность", а также определялись основные принципы муниципальной службы и регулировались отдельные вопросы ее финансирования. Поскольку в вышеуказанный Федеральный закон вносились изменения, то в связи с лишением его юридической силы были признаны утратившими силу и федеральные законы, которыми в данный Федеральный закон вносились изменения, а именно: 1) Федеральный закон от 13 апреля 1999 г. N 75-ФЗ " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". Данным Федеральным законом вышеуказанный Федеральный закон был дополнен положениями, устанавливающими основания для прекращения муниципальной службы; 2) Федеральный закон от 19 апреля 2002 г. N 38-ФЗ " О внесении дополнения в статью 8 Федерального закона " Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". Данным Федеральным законом было уточнено содержание реестра муниципальных должностей муниципальной службы. Помимо вышеприведенных Федеральных законов, в Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ вносилось изменение Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ " О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона " О противодействии экстремистской деятельности", который содержит и иные положения, не касающиеся муниципальной службы. Поэтому было признано утратившим силу только одно положение указанного Федерального закона, касающееся установления ограничений для прохождения муниципальной службы в отношении граждан, поступающих на муниципальную службу, а также граждан, находящихся на муниципальной службе.
Статья 37. Применение законов и иных нормативных правовых актов о муниципальной службе в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 37
В комментируемой статье косвенно содержится требование о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о муниципальной службе должны быть приведены в соответствие с комментируемым Законом. В данном случае речь идет о коллизии общей и специальной нормы, а также старого и нового закона. Комментируемый Закон, содержащий совокупность специальных норм о муниципальной службе, имеет приоритет в применении перед остальными нормативно-правовыми актами, содержащими общие нормы, а также нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области муниципальной службы, принятыми до его вступления в силу. Относительно коллизии правовых актов Министерство юстиции РФ издало разъяснения, утвердив Приказом Министерства юстиции РФ от 31 мая 2012 г. N 87 Методические рекомендации по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, согласно п. 15 которых согласно общим нормам коллизионного права при наличии общей и специальной нормы права применяется специальная норма, при наличии двух нормативных правовых актов одинаковой юридической силы применяется акт, принятый позднее. Так, например, после вступления в силу комментируемого Закона в ст. 42 ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения в части, касающейся уточнения правового регулирования муниципальной службы. Так, до вступления в силу комментируемого Закона ст. 42 ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривала, что правовое регулирование муниципальной службы осуществляется в том числе уставами муниципальных образований. Однако, поскольку в комментируемом Законе (см. комментарий к ст. 3) предусмотрено, что правовые основы муниципальной службы - это не только уставы муниципальных образований, но и иные муниципальные правовые акты, в указанную статью были внесены изменения (см. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 77-ФЗ " О внесении изменения в статью 42 Федерального закона " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"): слова " и уставами муниципальных образований" были заменены словами ", уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами". Субъекты Российской Федерации также обязаны привести принятые ими нормативные правовые акты в соответствие с комментируемым Законом. Однако основное количество действующих нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы муниципальной службы, было принято в соответствии с комментируемым Законом. Так, например, Закон Карачаево-Черкесской Республики от 15 ноября 2007 г. N 75-РЗ " О некоторых вопросах муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике" вступил в силу со дня официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 июня 2007 г. Таким образом, учитывая положения ст. 38 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 38), указанный Закон Карачаево-Черкесской Республики одновременно с комментируемым Законом стал применяться к регулированию общественных отношений, связанных с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих в Карачаево-Черкесской Республике. Довольно своеобразно к вопросу о приведении нормативных правовых актов в соответствие с комментируемым Законом подошли законодатели Архангельской области. Там с 1998 г. действовал Закон Архангельской области от 16 апреля 1998 г. N 68-15-ОЗ " О муниципальной службе в Архангельской области", который устанавливал понятия, касающиеся муниципальной службы, основные принципы муниципальной службы, статус муниципальных служащих, порядок поступления, прохождения и прекращения муниципальной службы и т.д. Однако на основании Закона Архангельской области от 29 октября 2008 г. N 593-30-ОЗ " О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы в части их приведения в соответствие с Федеральным законом " О муниципальной службе в Российской Федерации" вышеуказанные положения из данного Закона были исключены, в связи с чем к правоотношениям по муниципальной службе стал напрямую применяться комментируемый Закон. В Кабардино-Балкарской Республике часть положений законодательства о муниципальной службе была исключена из соответствующих нормативных правовых актов. Так, в Законе Кабардино-Балкарской Республики от 4 июля 1998 г. N 8-РЗ " О муниципальной службе в Кабардино-Балкарской Республике" были признаны утратившими силу положения, устанавливающие понятие муниципальной службы, полномочия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления в сфере муниципальной службы, принципы муниципальной службы, правовой статус муниципальных служащих, а также отдельные положения, касающиеся прохождения и прекращения муниципальной службы. В то же время, например, ст. 6 указанного Закона, определяющая классификацию должностей муниципальной службы, была приведена в соответствие со ст. 8 комментируемого Закона. Так, ранее ст. 6 данного Закона устанавливала, что муниципальные должности муниципальной службы категорий " Б" и " В" подразделяются на следующие группы: а) высшие должности - пятая группа; б) главные должности - четвертая группа; в) ведущие должности - третья группа; г) старшие должности - вторая группа; д) младшие должности - первая группа. Затем Законом Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2007 г. N 61-РЗ " О внесении изменений в Закон Кабардино-Балкарской Республики " О муниципальной службе в Кабардино-Балкарской Республике" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Кабардино-Балкарской Республики в сфере муниципальной службы" группы должностей были уточнены и указания на первую - пятую группы должностей исключены.
Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 38
В комментируемой статье определена дата вступления в силу комментируемого Закона - 1 июня 2007 г. Эта дата означает, что с 1 июня 2007 г. комментируемый Закон в полном объеме применяется к регулированию правоотношений, связанных с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих. В данном случае при определении даты вступления в силу комментируемого Закона учтены положения ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ " О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", согласно которой федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. В рассматриваемой статье установлен именно такой порядок вступления в силу комментируемого Закона без привязки к дате и источнику его опубликования.
|