![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие производительности агрегата. Виды производительности и их отличительные признаки. Анализ факторов, влияющих на производительность МТА. Баланс времени смены работы МТА.
Производительность МТА определяется объемом выполненной им работы требуемого качества за определенный промежуток времени. Объем работы в зависимости от типа агрегата можно определить по величине обработанной площади (га), по количеству обрабатываемого материала (Т) и т.д. В зависимости от принятого промежутка времени чаще всего определяют часовую и сменную производительность МТА. Объем работы, выполненной агрегатом за несколько часов, условно называют наработкой. Соответственно объем работы, выполненной в течение нормативной рабочей смены (7 ч), называют сменной наработкой. По сменной наработке можно определить также дневную, сезонную и годовую. Производительность – один из важнейших технико-экономических показателей использования МТА, от которого в значительной степени зависит эффективность сельскохозяйственного производства. Отличительная особенность сельскохозяйственного производства заключается в том, что каждую операцию по возделыванию той или иной культуры следует выполнять в строго определенные почвенно-климатическими условиями оптимальные календарные сроки. Отклонение от этих сроков неизбежно ведет как к количественным, так и к качественным потерям урожая. Указанными особенностями и обусловливается актуальность высокопроизводительного использования МТА. Производительность МТА зависит от множества факторов, определяемых как параметрами и режимами работы самого агрегата (Nе, Вк, Vp и др.), так и природно-производственными условиями (размером полей, длиной гона, рельефом, типом почвы, урожайностью, уровнем организации труда и т.п.). Соответственно основная задача изучения данного вопроса заключается в обосновании эффективных научных методов высокопроизводительного использования МТА при возможно меньших затратах ресурсов. Основная задача расчета заключается не только в определении численного значения производительности агрегата, но и в установлении количественных соотношений между производительностью и параметрами МТА. В зависимости от применяемого метода расчета различают теоретическую, техническую и фактическую производительности агрегата. Теоретическая производительность W агрегата на полевых работах за один час работы представляет площадь прямоугольника, одна сторона которого равна ширине захвата ВК, а другая – длине пути в метрах, пройденного агрегатом при теоретической скорости движения VТ в течение одного часа (рис. 10.1), т.е.:
W = BК × VТ, м2/с.
Рисунок 10.1-Схема определения производительности МТА
Выражая скорость движения в км/ч, получим производительность в га/ч:
W = BК × VТ × 1000 / 104 = 0, 1 × BК × VТ, га/ч.
В формуле учитываются лишь конструктивные или теоретические значения ширины захвата, скорости движения, времени и не отражены изменения этих величин, возникающие при работе МТА. Действительный захват прицепных машин, с которыми работает агрегат, называется рабочим захватом ВР. Для оценки использования захвата служит коэффициент bВ, представляющий отношение действительной ширины захвата к конструктивной, т.е.:
bВ = ВР / ВК.
Отклонение ширины захвата от ее конструктивной величины может происходить по следующим причинам: – неточность ведения агрегата (квалификация оператора), вызывающая перекрытие предыдущего прохода; – неправильная регулировка или прицепка машин в многомашинном агрегате; – неполное использование ширины захвата в некоторых случаях может определяться условиями работы, например, на уборке высокоурожайных силосных культур и др. – величина bВ = 0, 93-1, 0 (табл. 10.1).
Таблица 10.1 - Значение коэффициентов по видам работ
Рабочая скорость движения МТА отличается от теоретической из-за: – буксования ходового аппарата трактора; – изменения числа оборотов двигателя, вызываемого колебаниями нагрузки на крюке, в связи с изменением сопротивления обрабатываемого материала; – криволинейности хода агрегата. Влияние этих причин оценивается коэффициентом скорости e, равным:
e = VР VТ .
Работа агрегата в течение смены сопровождается некоторыми потерями на холостые повороты, заезды и на остановки по разного рода причинам. Влияние этих факторов оценивается коэффициентом использования времени смены:
t = ТР / ТСМ, где ТР – чистое время работы МТА, ч.
Если в формуле ширину захвата, скорость движения и время работы выражать в значениях, соответствующих техническим возможностям агрегата, получим сменную техническую производительность МТА:
Wсм = 0, 1 × ВР × VР × ТР, га/см.
Часовая техническая производительность будет равна:
WЧ = 0, 1 × ВР × VР × t, га/ч.
Если принять, что ДР – продолжительность сезона в рабочих днях, то тогда сезонная производительность МТА будет равна:
Wс = Wч × Тд × ДР, га/сезон, где Тд – время работы МТА в течение суток, ч.
Величина сезонной производительности МТА находит применение в расчетах по определению необходимого числа агрегатов для выполнения заданного объема работ, а также при комплектовании МТП хозяйств. Баланс времени смены Баланс времени смены характеризует распределение общего времени смены по отдельным составляющим. Необходимость такого распределения вытекает из принятого в сельском хозяйстве поэлементного метода нормирования труда, при котором весь процесс труда расчленяется на простейшие составные элементы с последующим изучением каждого отдельного элемента. Поэтому баланс времени смены будем рассматривать с позиции более глубокого выявления влияния параметров МТА и природно-производственных факторов на коэффициент использования времени смены и производительность агрегата. Таким образом, в балансе времени смены будем учитывать те основные элементы, которые существенно влияют на техническую производительность МТА. В соответствии с этим баланс времени смены при работе МТА можно представить в виде схемы (рис10.2). Время смены в общем виде можно представить в виде суммы:
Тсм = ТР + tX + tпз + t 1 + t 2 + t 3 + t 4, ч, где ТР – время работы агрегата, ч; tX – время, затраченное на холостые повороты и заезды при работе агрегата, ч; tпз – время, затраченное на выполнение подготовительно-заключительных операций, ч; t 1 – время остановок на технологическое обслуживание агрегата, ч; t 2 – время на техническое обслуживание агрегата, ч; t 3 – потери времени на устранение технических и технологических отказов, ч; t 4 – время простоя на отдых и личные надобности операторов, ч.
Для аналитического выражения баланса времени смены установим следующие обозначения коэффициентов:
t = ТР / ТСМ – общий коэффициент использования времени смены; tдв = ТР / (ТР + tХ) – коэффициент использования времени движения; t 1 = (ТСМ – t 1) / ТСМ – частный коэффициент использования времени смены, учитывающий остановки по технологическим причинам; t 2 = (ТСМ – t 2) / ТСМ – частный коэффициент использования времени смены, учитывающий остановки для проведения ТО. t 3 = (ТСМ – t 3) / ТСМ – частный коэффициент использования времени смены, учитывающий остановки на устранение технических и технологических отказов; t 4 = (ТСМ – t 4) / ТСМ – частный коэффициент использования времени смены, учитывающий простои по различным причинам. Числовые значения коэффициента t на основных операциях приведены в табл.10.1.
Таблица 10.2 - Значение коэффициента t на основных операциях в зависимости от длины гона Lг
Основные направления повышения производительности МТА: уменьшение непроизводительных потерь времени смены за счет повышения маневренности и надежности агрегатов, улучшения технического, технологического обслуживания, повышения коэффициента использования времени смены t.
|