Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел первый Феномен кодификации
Неоспоримо, что феномен1 кодификации самым тесным образом связан с историей. Поэтому, рассуждая о кодификации, мы неизбежно сталкиваемся с теми фундаментальными проблемами, которые возникают применительно ко всему историческому процессу. Испокон веков, от Гераклита и Парменида до Гегеля, дискуссия о линейном или циклическом характере истории разводила по разные стороны баррикад историков и философов, порождая горячие и захватывающие споры. Если говорить о борьбе мнений в современном обществе, непосредственно затрагивающей неотделимую от него правовую систему, то несколько десятилетий назад Арнольд Тойнби* постарался доказать, что наша западная цивилизация, как и все остальные цивилизации, следует в своем развитии определенным циклам, отчасти напоминая развитие человеческого организма: она рождается, потом достигает расцвета, чтобы в конце концов умереть2. Впрочем, А. Тойнби отнюдь не удалось убедить все сообщество историков3. Совсем недавно, в момент краха коммунистических режимов в Восточной Европе, Френсис Фукуяма выдвинул гипотезу «конца истории» в своей книге, имевшей немалый успех4, но по-прежнему продолжающей вызывать оживленную полемику5. Более того, совсем свежие события, будоражащие мир, способны поставить его концепцию под сомнение, пусть даже автор и продолжает придерживаться собственных убеждений, не меняя их даже сейчас6. 1 Le Tré sor de la langue franç aise, www.inalf.fr/tlfi. См. здесь понятие «феномен»: «То, что дано или что проявляется в ощущениях или в сознании, как с точки зрения физического мира, так и с точки зрения психики, и что может быть объектом знания». * Арнольд Джозеф Тойнби (1889—1975) — английский историк и социолог, автор фундаментального труда «Постижение истории» в 12 томах. — Примеч. пер. 2 A. Toynbee, L'Histoire, Payot, ré impr. 1996. 3 См., например: P. Chaunu, Histoire et dé cadence, Perrin, 1981, p. 14: «Я не верю в наличие циклов развития цивилизаций». 4 F. Fukuyama, La fin de l'Histoire et le dernier Homme, Flammarion, 1994 (см. в русском переводе: Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. М.Б. Левина. М., 2005. — Примеч. пер.). s См., например, мнения по ее поводу, высказанные в газете Le Monde des dé bats, № 5 за август 2000 г. 6 См.: F. Fukuyama, Nous sommes toujours à la fin de l'histoire // Le Monde, 18 octobre 2001. Феномен кодификации Является ли кодификация высшей точкой линейного развития истории права человеческого общества, или она подчиняется законам циклического развития, состоящего из периодов упадка и периодов возрождения? Речь идет о фундаментальном вопросе, затрагивающем проблему самой возможности прогресса в праве. Строго говоря, если перефразировать слова Альбера Камю из «Мифа о Сизифе»1, то это единственная по-настоящему серьезная юридическая проблема. Мы постараемся показать, что история кодификации подчиняется именно законам циклического развития (глава 1: «Цикл кодификации»). Через призму тысячелетий история демонстрирует нам также богатство и разнообразие кодификаций, ненавязчиво заставляя задуматься над вопросом о причинах вечной актуальности этого явления. Зачем нужно кодифицировать? Мы постараемся ответить на данный вопрос путем изучения тех целей, которые достигаются при помощи кодификации (глава 2: «Цели кодификации»). 1 Это произведение начинается с фразы: «Есть только одна философская проблема, являющаяся по-настоящему серьезной, — самоубийство».
|