![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физиологические процессы.⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Виды мотивационных расстройств
Проблемы в сфере мотивации могут состоять в качественных расстройствах мотиваций и действий и в их количественной недостаточности и избыточности. Можно выделить следующие группы расстройств: Чрезмерно негативная метамотивация. Затягивает процесс принятия решения, тем самым способствует недостатку намерений и действий. Чрезмерные конфликты желаний. Два или более одинаковых по силе, но не совместимых друг с другом желания существуют одновременно и устойчиво. Выбор в пользу одного из желаний не делается, что ведет к недостатку намерений и действий. Чрезмерная фиксация на актуальном положении вещей заключается в неоправданно длительной персеверации в фазах активизации, желания, стремления к оценке. Чрезмерная импульсивность имеет место в том случае, если: а) слишком быстро протекают фазы мотивации; б) действия прекращаются преждевременно. В целом это может привести к нереалистичным и субъективно иррациональным действиям. Недостаток мотиваций и действий заключается в том, что мотивация и действия, ведущие к цели, становятся слишком редкими, слабыми, малоустойчивыми (при депрессии). Нереализованные мотивации и действия, которые наблюдаются в случае, если желания, намерения и действия являются выполненными, или не способны привести к достижению желаемой цели. Устойчивость таких желаний приводит к выполнению недостаточного количества действий, необходимых для достижения цели. Иррациональные мотивации и действия способствуют тому, что предпочтение отдается невыгодным действиям, менее важным и не ведущим к цели, а не действиям, ведущим к цели и более выгодным. Это мешает достижению жизненных целей и действий.
Мотивационные расстройства и клинические синдромы
Фобические расстройства. При фобиях типичен следующий мотивационный процесс. А. Испытывается страх пред определенными объектами (или ситуациями, событиями). Поэтому данный объект имеет негативную значимость, что приводит к избеганию объекта или ситуаций. Б. Появляется мотивация избегания, которая вступает в конфликт с позитивной мотивацией различных других видов (событий боятся и стремятся к ним). В. При сильно выраженной фобии избегание таких конфликтов преобладает. Появляется поведение избегания, которое ставит под угрозу выполнение повседневных и профессиональных обязанностей, нарушает социальные отношения. Навязчивые расстройства. (подробно см. далее). В основе навязчивых расстройств лежит страх перед нежелательным событием. Депрессивные расстройства (подробно см. далее). Сниженная мотивация и следующий за ней недостаток действий относятся к основным симптомам депрессии. Шизофрения (подробно см. далее). Расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ (алкоголизм, курение, наркомания). (подробно см. далее).
46. Мотивационные расстройства Интервенция Задача психотерапевтической интервенции при мотивационных расстройствах состоит в изменении дисфункциональных ожиданий и значимости, при этом необходимо учитывать также и эмоциональные аспекты. Воздействие на конституциональные факторы: § Надежных терапевтических методов пока нет, в основном используется медикаментозное лечение, однако можно влиять на «перенапряженное» мотивационное состояние. Воздействие на когнитивные структуры: § Каузальная атрибуция (определенные атрибутивные стили рассматриваются как ответственные за общее снижение активности, которое не может быть объяснено с помощью переменных окружающей среды). § Ожидания относительно компетентности. Формирование ожиданий относительно собственной компетентности является основным элементом успешной терапии. При этом эффективное использование им стематической десенсибилизации, тренинга компетентности. § Демотивирующие убеждения особенно тревожны. В этом случае убеждения типа: «Я ни к чему не пригоден, поскольку я не всегда компетентен и работоспособен» необходимо в результате различных методов заменить, например, следующим «Я, как и все, несовершенен и могут допускать ошибки. Лучше просто выполнить дело, чем добиваться его выполнения в наисовершенном виде». При этом часто психотерапевт может выступать в качестве модели. Например: Психотерапевт (Т). Разве можно не делать ошибок? Я сам ошибался много раз. И если ошибаетесь вы, это же не значит, что вы глупец. Ведь меня вы не считаете глупцом. Пациента (П). Конечно нет! Т. Вы видите, что существует как бы два отношения к одному действию. Кто же установил их? П. Наверное, я. Т. Тогда почему бы вам не руководствоваться правилом, которое вы использовали по отношению ко мне и жить как все. § Теория депрессии, основанная на верификации. Воздействие на ситуационные условия: § Контроль над стимулами: а) при проблемах с алкоголем – не держать дома алкогольных напитков, не посещать пивных, избегать рекламы алкоголя; б) при переедании – держать в холодильнике только соответствующие необходимые продукты питания, не читать поваренных книг и рецептов в журналах; в) при затруднениях в учебе – не читать увлекательных романов в комнате для занятий, никаких газет, журналов, телевидения, работать в местах, где ничего другого нельзя делать; не отвечать на телефонные звонки; г) при зависимости от психотропных веществ – никаких поисков «сцены», поменять место жительства; д) при зависимости от никотина – убрать сигареты из квартиры, не находиться рядом с курящими, отвернуться, если герой фильма закурил. Для редукции еды наспех выработаны шесть правил поведения: 1. Определите для каждого приема пищи определенную продолжительность (в минутах) еды и расслабления. 2. Ешьте только за одним столом, и только за ним. 3. Никогда не читайте и не работайте во время приема пищи. 4. Не работайте после еды, а расслабьтесь в течение установленного времени. 5. Отдыхайте не на своем рабочем месте, а где-нибудь в другом месте. 6. Не работайте в отведенное для расслабления время и не думайте при этом о своей работе. § Согласованность подкрепления. Если прежний стимул потерял значимость, в качестве подкрепления должен выступить другой стимул, значимый. Воздействие на актуальные внутренние пусковые и регуляторные процессы: § Тренинг самоинструктирования. § Влияние на физиологические процессы. § Использование восприятия и фантазирования. Воздействие на мотивацию к терапии: § Терапия требует времени и психолог обязан позаботиться о том, чтобы этого времени было достаточно, не прервать психовоздействие преждевременно. § Психолог должен позаботиться, чтобы степень конфронтации была для пациента преодолимой. § Воздействие должно стремиться к тому, чтобы пациент вылечился без вторичных выгод от болезни, если они играют большую роль при поддержании расстройства. § При воздействии необходимо учитывать саботаж со стороны родственников, семейно-сексуальную терапию.
|