Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые итоги






Можно согласиться с экспертом в том, что для России начало XXI в. было ознаменовано вспышкой жестокой «расовой войны»[354], на которую общество большого внимания не обратило. Между тем, эта «расовая война» вызывалась определенным социальным заказом, ибо, судя по социологическим данным, именно с 2000 г. ксенофобия перешла в свою активную фазу, т. е. с этого времени многие стали требовать решительных практических мер против иммигрантов. При этом, как свидетельствуют журналисты, «народный гнев» направляется, прежде всего, на кавказцев, что, разумеется, нельзя не поставить в определенную связь со страшными терактами (взрыв жилых домов в Москве осенью 1999 г., захват заложников в Москве на Дубровке 23-26 октября 2002 г., взрыв в московском метро в феврале 2004 г. и захват школы в Беслане 1 сентября 2004 г.). Тут-то и наступает время «народных мстителей», срывающих свои чувства на любых выходцах с Кавказа, попадающихся им под руку[355].

Однако теракты являются лишь одним из факторов, провоцирующих антикавказские настроения. Не менее, а, возможно, и более важным является неприятие «чужаков», главные из которых ассоциируются сегодня с кавказцами. Именно с ними многие связывают болезненные явления, раздражавшие российское общество в течение последних пятнадцати лет. Говорится о конкуренции на рынке труда, о сдерживании модернизации из-за дешевизны рабочей силы иммигрантов, об отсутствии порядка на продовольственных рынках, об опасности инфекционных заболеваний, о росте преступности, о якобы неспособности иммигрантов к интеграции, о «геттоизации» и возникновении «чужеродных» общин, но больше всего – об опасности для местной культуры, которую якобы размывают иммигранты. Кое в чем сегодняшнее негативное отношение к кавказцам напоминает аналогичное отношение к евреям, охватившее Европу во второй половине XIX в., когда в вину им ставили тяготы лавинообразной модернизации, погубившей «доброе старое время». Тогда евреев тоже винили в «неспособности к ассимиляции», в якобы имманентно присущих их культуре изъянах и, наконец, в «расовой несовместимости»[356]. Сегодня нередко говорится о «несовместимости культур», в чем отчетливо проявляются идеологемы «нового расизма»[357]. В настоящее время расистские установки получили такое распространение, что даже «Российская газета» не находит возможным это скрывать. Проведенный ею опрос среди некоторых представителей творческой интеллигенции показал, что тема расизма стала в России более чем актуальной[358].

Проводимые регулярно социологические опросы показывают, что, если в начале 1990-х гг. молодежь (18-24 года) в меньшей степени, чем представители старших поколений, была подвержена ксенофобии, то, начиная с середины 1990-х гг., она оказалась весьма восприимчивой к праворадикальным настроениям. А к началу 2000-х гг. по уровню ксенофобии молодежь превзошла практически все остальные возрастные категории, включая пожилых людей, традиционно отличавшихся высоким уровнем ксенофобии[359].

Это объясняется несколькими факторами. Как известно, молодежь вообще склонна к радикализму, ее увлекает героика прямого действия, и она ищет возможность реализовать свою готовность к подвигу. Однако это поддается контролю и поэтому вовсе не обязательно должно воплощаться в антиобщественных поступках. В частности, огромную роль играют государственная политика, школьное воспитание и деятельность общественных организаций. Но в отличие от советского периода, когда государство брало на себя заботу о реализации энергии молодежи в общественно-полезной сфере (покорение целины, молодежные стройки и пр.), в постсоветской России молодежь оказалась предоставленной самой себе. Мало того, тяготы повседневной жизни не позволяли многим родителям уделять детям достаточно внимания. В еще меньшей степени это могла себе позволить общеобразовательная школа, где испытывавшие неимоверные материальные трудности учителя едва справлялись со своей профессиональной нагрузкой. В этих условиях заботу о подростках брали на себя некоторые радикальные политические партии и движения. Там им объясняли, что во всех бедах, постигших Россию, виновны «инородцы» и «мигранты».

Скинхеды рекрутировались из подростков 14-18 лет, происходивших из семей, социальный статус которых в 1990-х гг. понизился. Среди них было немало детей бизнесменов и предпринимателей, испытывающих сильную конкуренцию со стороны «чужаков», а также военных и стражей порядка, которым те тоже не давали спокойно жить. В условиях гипертрофирования этнического фактора и политизации этничности скинхеды воспринимают «патриотизм» как защиту «своих», под которыми понимаются люди того же этнического происхождения («русские», «славяне»). За этим стоит представление о том, что полных гражданских прав достойны лишь «коренные» жители, статус которых определяется «принципом крови» и культурной принадлежностью. Правда, в понимании последней у скинхедов единства нет, ибо одни из них говорят о русской православной, а другие – о языческой культуре. Однако все они сходятся в том, что народное единство определяется отнюдь не политическим принципом гражданства, а культурным или биологическим родством. В этом они находят понимание у немалого числа современных российских политиков и чиновников.

Такие установки позволяют скинхедам без труда отличать «чужаков» по внешним физическим (т. е. «расовым»!) признакам или, реже, по особенностям одежды. Не веря в то, что коррумпированные власти способны навести порядок в стране, скинхеды берутся осуществить это своими силами, пусть и путем нарушения закона. Будучи уверены в том, что все беды происходят по вине «чужаков», они искренне полагают, что избавление от последних приведет страну к процветанию и всеобщему благоденствию.

Усвоению таких идей всемерно способствуют алармические рассуждения журналистов, демонизирующих мигрантов и представляющих их абсолютным злом, несущим местному («коренному») населению одни лишь беды и страданья. Это накладывается на уже существующую матрицу, изображающую людей не равноправными гражданами России, а, прежде всего, представителями отдельных этносов, и этнизирующую многие социальные и политические проблемы. Кроме того, следует также учитывать смену поколений и высокую активность молодежной когорты, имеющей совершенно иной по сравнению со старшим поколением социальный опыт, связанный с суровой конкуренцией практически во всех сферах жизнедеятельности общества и, прежде всего, в бизнесе и трудоустройстве. Немаловажную роль в социализации новых поколений играют этноцентристские ценности, которые современная система образования целенаправленно прививает учащимся в ущерб общегражданским. Такие представления, разделяющиеся немалым числом ученых, навязываются подросткам школой, рисующей Россию отдельной цивилизацией со своими особыми «менталитетом» и ценностями. Но последние при ближайшем рассмотрении оказываются тождественными тем, которые обычно ассоциируются именно с русским народом. Тем самым, остальные народы России оказываются вне рамок представленной таким образом «русской (российской) цивилизации»[360]. Усвоенный в школе этот образ «инородцев» находит дополнительное подтверждение как в ксенофобских публикациях ряда популярных газет, так в еще большей степени в регулярных телевизионных передачах (новостных передачах, авторских программах, кинофильмах), списывающих все беды России на счет мигрантов или каких-либо иных внешних сил.

При этом на волне преобразований, начавшихся на рубеже 1980-1990-х гг., кардинально изменился образ Запада в глазах россиян. Из негативного он на время превратился в позитивный, породивший эйфорию и покончивший с представлением о Западе как вековом враге. Позднее эйфория прошла, вновь усилились антиамериканские настроения, но позитивный образ «белого человека», «арийца», сохранился, ибо он имплицитно или эксплицитно содержался в популярных версиях цивилизационного подхода, поддерживался рядом модных направлений в современной художественной литературе и иной раз даже озвучивался СМИ. Мало того, такой образ вдохновляет современных неоконсерваторов, опирающихся на западную консервативную или ультраконсервативную мысль, представленную, в частности, именами С. Хантингтона и, особенно, П. Бьюкенена[361]. Что же касается неонацистской версии «арийской идеи», то она с избытком представлена на сайтах, созданных в Интернете русскими радикалами. Наконец, такие настроения питаются официальной антииммигрантской риторикой и политикой, подчеркивающими резкие различия между «коренными жителями» и «мигрантами» и фактически не оставляющими места для гражданской идентичности. Зато в таком контексте эвфемизм «коренные жители» включает коннотации, связанные с образом «белого человека». И не случайно вот уже больше пятнадцати лет обыватели нередко используют для мигрантов термин «черные».

Именно такое видение окружающего мира привлекает немалое число подростков, упорно занимающихся поиском «врага», с которого следует спросить за все беды, перенесенные обитатели России за последние 15-20 лет. Вряд ли есть необходимость специально доказывать, что такой «враг» с легкостью обнаруживается в лице «инородцев», «мигрантов», «чужаков». Мало того, в отличие от далекого «заморского врага», этот «враг» оказывается рядом, т. е. легко доступен для «мщения». Он позволяет удовлетворить жажду подростков к «героическим подвигам», при этом не слишком подвергая себя опасности отпора, ибо, как правило, объектами нападения оказываются беззащитные люди, иногда – малолетние дети мигрантов.

Как мы видели, с середины 1990-х гг. движение скинхедов развивалось по нарастающей. Зародившись в мегаполисах, во второй половине 1990-х гг. оно уже усвоило расистскую «арийскую» идеологию и перешло к практическим действиям – избиениям «чужаков». Вначале скинхеды нападали на одиноких прохожих и нещадно их избивали, затем стали применять холодное оружие, чтобы наносить своим жертвам тяжелые увечья. Позднее начались организованные погромы на рынках, и, наконец, в самые последние годы скинхеды уже не брезгуют убийствами людей, прибегая при этом к таким крайним мерам как теракты. При этом расширяются возрастные рамки движения скинхедов, ибо теракты устраиваются не школьниками-подростками, а студентами престижных вузов. Это свидетельствует о росте эффективности радикальной пропаганды, ибо, если подростки руководствуются в основном эмоциями, то студенты действуют более осмысленно, опираясь на усвоенные ими человеконенавистнические концепции. Кроме того, в последние годы на место аморфной сетевой организации начали приходить более структурированные группы во главе со своими лидерами.

Трудно не заметить, что эскалация активности скинхедов, наблюдавшаяся в 2001-2002 гг., происходила на фоне ужесточения государственной иммиграционной политики и внедрения программы патриотического воспитания. Такие государственные программы, делавшие ставку исключительно на жесткие силовые методы и пренебрегавшие кропотливой разъяснительной работой, подталкивали радикально настроенную молодежь к тому, чтобы вносить свою лепту в «борьбу с нелегальной иммиграцией», оправдывая свои кровавые деяния ссылками на государственные интересы. К этому надо добавить слабую эффективность государственных мероприятий, которая гасилась высокой коррумпированностью чиновников и правоохранительных органов, а также низкой законопослушностью граждан на всех уровнях, начиная от наделенных высокими полномочиями лиц до простых обывателей. Кроме того, с начала 2000-х гг. социологи стали отмечать резкий рост общественных настроений, направленных на дискриминацию мигрантов. Все это не только побуждало скинхедов «решать проблему» своими собственными силами, но и легитимировало их действия в их собственных глазах и в глазах окружающих. Наконец, обращает на себя внимание тот факт, что иной раз скинхеды не только получают моральную поддержку со стороны стражей порядка, но и проходят подготовку под руководством сотрудников ОМОНа.

Все же при наличии высокого уровня ксенофобии и обеспокоенности по поводу «наплыва мигрантов» большинство людей, как показывают социологические опросы, не склонны поддерживать радикальные меры, предлагаемые скинхедами. Судя по опросу читателей, проведенному либеральной газетой «Московские новости» в марте 2004 г., 88% респондентов не хотели бы, чтобы их ребенок стал скинхедом, и лишь 2% отнеслись бы к этому одобрительно[362]. Более широкое обследование, проведенное тогда же Фондом «Общественное мнение», показало, что 33% респондентов стояли за запрещение движения скинхедов, тогда как против этого выступали 12%[363]. Осенью того же года социологи из ВЦИОМа обнаружили, что негативно к скинхедам относились 60% респондентов, а позитивно – 4, 6% (но среди подростков – 8, 2%). При этом около 70% респондентов поддержали бы ужесточение закона о наказании за разжигание межнациональной розни[364]. Опрос, проведенный через год, показал, что подавляющее число респондентов негативно относились к агрессивному национализму и были далеки от поддержки какого-либо насилия на национальной почве[365]. Наконец, опрос москвичей, проведенный в августе 2006 г., показал, что, несмотря на высокий уровень этнической ксенофобии, 76% из них негативно относились к скинхедам[366]. Следовательно, российское общество было еще не готово к поддержке радикального решения проблемы миграции. Но еще больше оно опасалось дестабилизации, которой грозила активность радикалов[367].

Тем не менее, в России наблюдается рост расистских настроений, выражающихся в дискриминации по расовым основаниям и нападениях на «расово чуждых». Еще в начале 1996 г. Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации отмечал рост активности расистских организаций, усиление расистских настроений у населения и симптомы расовой дискриминации в России[368]. 3 мая 2006 г. правозащитная организация «Международная амнистия» опубликовала доклад под названием «Российская федерация: разгул жестокого расизма». По мнению его составителей, «ситуация с расизмом в России несовместима с тем местом, которое страна занимает на международной арене, что подрывает ее положение в мире»[369]. Борьба с коричневой и расистской опасностью становится более чем актуальной, ибо список погибших от рук новоявленных расистов с устрашающей скоростью пополняется все новыми именами. Это еще раз напоминает нам о серьезности угрозы, нависшей над Россией, и о необходимости сплочения всех здравомыслящих людей, чтобы предотвратить превращение России в последний на Земле заповедник расизма. Для успешного преодоления расистских идеологем предстоит многое перестроить в мировоззрении современных обитателей России, включая и ученых.

Но особую опасность представляет непродуманная игра некоторых российских политиков с шовинистическими и расистскими лозунгами и попытки их наполнения иным содержанием в преддверии парламентских выборов. Им не удалось убедить радикалов в правильности своего видения исторической канвы нового праздника 4 октября, что привело к проведению скандального «Русского марша» в 2005 г. Вряд ли им удастся сделать это сегодня, и под лозунгом «Россия для русских» в парламент могут пройти расисты и шовинисты, способные повернуть страну на «арийский» путь развития, что приведет к новой катастрофе, от которой России уже не суждено будет оправиться.

 


[1] Ковлейский В., Королев А. Пять часов белого кошмара // Московский комсомолец, 20 марта 1997. С. 2.

[2] Чугаев С. А ждать ли нам пожара? И откуда? // Комсомольская правда, 8 ноября 2005. С. 4.

[3] Колесниченко А. Скинхеды и нацболы могут превратиться в «хунвейбинов» // Новые Известия, 6 сентября 2005. С. 2.

[4] Националист ли Вы? // Родительское собрание (ежемесячное приложение к газете «Московские новости»), март 2004 (№ 1-2). С. 7. Один из самых первых погромов кавказцев на рынке был устроен летом 1992 г. в Вологде силами Вологодского народного движения. См.: Емельяненко В. Кого не любит первая гильдия // Московские новости, 30 января – 6 февраля 1994 (№ 5). С. 11.

[5] Brown T.S. Subcultures, pop music and politics: skinheads and “Nazi rock” in England and Germany // Journal of Social History, 2004, vol. 38, no. 1. P. 157-178.

[6] Nasty, ubiquitous and unloved // Economist, 20 March 1999, Vol. 350, Issue 8111. P. 56-57.

[7] Богомолов А. Русские «фанатики» // Новые Известия, 8 сентября 2001. С. 5.

[8] Верховский А., Папп А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. М.: Институт экспериментальной социологии, 1996; Верховский А., Прибыловский В., Михайловская Е. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М.: Панорама, 1998; Тарасов А. Skinheads ou naturel // Неприкосновенный запас, 1999, № 5. С. 82.

[9] «Интернационализм? Да, это последнее прибежище идиота!!!» Листовка Национально-республиканской партии России. Архив автора.

[10] Митрохин Н. От «Памяти» к скинхедам Лужкова: идеология русского национализма в 1987-2003 годах // Неприкосновенный запас, 2003, № 5. С. 37-43.

[11] Иванов (Сухаревский) А.К. Моя вера - русизм! М.: Наследие предков, 1997. С. 62; Беляев Ю.А. Открытое письмо членам НРПР // Я - русский, 1998, № 2 (5). С. 2; Я - русский, 1998, № 4. С. 1.

[12] Бондаренко А. Русские националисты ориентируются на Самару // Независимая газета, 6 апреля 2001. С. 2.

[13] Пунанов Г. Скинхеды // Известия, 20 апреля 2002. С. 3. Защитникам скинхедов-погромщиков нравится их оправдывать ссылкой на «стихийный протест молодых москвичей против засилья иностранцев, попирающих их права». См.: Бальбуров Д. Право на расизм // Московские новости, 12-18 февраля 2002. С. 23. Уместно напомнить генеалогию этого аргумента, активно использовавшегося в дореволюционной России черносотенцами для объяснения еврейских погромов. Об этом см., напр.: Дейч М. Клио в багровых тонах. М.: Детектив-Пресс, 2006. С. 63. Кстати, и тогда погромщиков нередко называли «хулиганами».

[14] Иванов (Сухаревский) А.К. Моя вера – русизм! С. 4, 8. Объявляя свое учение «русизмом», Иванов сознательно заявлял себя продолжателем дела русских националистов, начавших свою деятельность еще в 1960-х гг. О них см.: Козлов В.А. Крамола: инакомыслящие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953-1982 годы // Отечественная история, 2003, № 4. С. 102-109.

[15] Иванов (Сухаревский) А.К. Моя вера - русизм! С. 15, 24.

[16] «Наша цель – это власть» // Московские новости, 16-22 апреля 2002. С. 2-3.

[17] Метелева С. Необыкновенный фашизм // Московский комсомолец, 23 апреля 2002. С. 2.

[18] Зверев А., Карамьян Е. Скиндер-сюрприз // Московский комсомолец, 13 ноября 2001. С. 2.

[19] Морозова Ф. Бритая голова покоя не дает // Литературная газета, 26 июня – 2 июля 2002. С. 5.

[20] Наш крест // Я - русский, 1998, № 1 (4). С. 1. В качестве политического символа ультраправой идеологии стилизованный христианский крест был впервые взят на вооружение Ку-клукс-кланом, а затем получил популярность у ряда неонацистских организаций (Американский фронт и Арийские нации в США, Британский Национальный фронт и пр.). Сегодня кельтский крест – один из излюбленных символов скинхедов.

[21] Тарасов А. Наци-скины в современной России. Аналитический доклад Московского Бюро по правам человека, 2004 (рукопись); Лихачев В. Нацизм в России. М.: Панорама, 2002. С. 119.

[22] Морозова Ф. Бритая голова покоя не дает // Литературная газета, 26 июня – 2 июля 2002. С. 5. О популярности неоязычества у русских неонацистов и ее причинах см.: Шнирельман В. А. Интеллектуальные лабиринты. М.: Academia, 2004. С. 123-311.

[23] Соколов-Митрич Д. Sieg Heil! Фашисты снова под Москвой // Известия, 30 мая 2002. С. 4-5. Во всех подробностях этот ритуал был показан по РЕН-ТВ 14 февраля 2004 г., где он был представлен как подготовка «погромщиков 21-ого века». Выступавший в программе Иванов (Сухаревский) представил скинхедов активными участниками войны против «чуждой цивилизации».

[24] А.А. Революционный национализм // Русский реванш, 1996, № 1. С. 1.

[25] Беляев Ю.А. Битва наций // Родные просторы, 1995, № 1 (25). С. 19.

[26] Беляев Ю.А. Мой выбор // Я - русский, 1998, № 1(4). С. 6.

[27] Интервью Ю. Беляева для НТВ 17 октября 1996. См. также: Верховский А., Папп А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. М.: Институт экспериментальной социологии, 1996. С. 128, 160-161, 311.

[28] Челноков А. Казаки и разбойники // Известия, 1 марта 1996. С. 2.

[29] Лихачев В. Нацизм в России. С. 119.

[30] Костюковский В. Особенности национального нацизма // Новые Известия, 14 февраля 2002. С. 1, 5.

[31] Карамьян Е. Москва коричневая // Россия, 5 февраля 2002. С. 20; 6 февраля 2002. С. 12.

[32] Бутузова Л. Взять и замазать // Московские новости, 25 июня – 1 июля 2002. С. 21.

[33] Дейч М. Родина в кавычках // Московский комсомолец, 9 апреля 2004. С. 4.

[34] Муждабаев А. Вице против наци // Московский комсомолец, 13 ноября 2001. С. 4.

[35] Мамедов В. А., Кочкин Ю. В., Ерыкалина А. Ю. Наци-скинхеды. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД РФ, 2006. С. 32-33; Liberation: Кремль вскармливает неонацистов для борьбы с «оранжевыми» и «голубыми» // Новости России, 7 июня 2006 (https://newsru.com/russia/07jun2006/neoss.html).

[36] Степенин М. Расследование // The New Times/Новое время, 2 апреля 2007. С. 28.

[37] Там же. С. 30.

[38] Тарасов А. Skinheads ou naturel. С. 85-86; он же. Бритоголовые. Новая фашистская субкультура в России // Дружба народов, 2000, № 2. С. 136-139; он же. Наци-скины. См. также: Мамедов В.А., Кочкин Ю.В., Ерыкалина А.Ю. Наци-скинхеды. С. 65-72.

[39] Сикевич З.В. Русские: «образ» народа. СПб.: Изд-во СПБ университета, 1996. С. 119-120.

[40] Аминов Д.И., Огаян Р.Э. Молодежный экстремизм. М.: Триада, 2005. С. 42-48.

[41] Беликов С. Бритоголовые. М.: Независимое издательство «Пик», 2003. С. 55, 134-137.

[42] Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации. М.: ЦСО РАО, 2005. С. 85.

[43] Резников Л. Превратности антисемитизма в России. Доклад на 4-ой Международной конференции по иудаике, 6 февраля 1997 г. Архив автора.

[44] См., напр.: Ксенофобия: вызов социальной безопасности на юге России / Под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2004. С. 12-13; Аминов Д.И., Огаян Р.Э. Молодежный экстремизм. С. 48; Трифонов А. Дни открытых убийств // Новое время, 11 июля 2006. С. 6.

[45] Как показывают социологи, этнические предубеждения более всего характерны для тех, чей социальный статус со временем понизился. См.: Русские: этносоциологические очерки / Под ред. Ю.В. Арутюняна. М.: Наука, 1992. С. 416, 421.

[46] Рстаки А. Дивизия «бритая голова» - 2 // Новая газета, 6-12 июля 1998. С. 3; Тарасов А. Горючая смесь, с. 8; он же. Экстремисты по вызову, с. 67-69; Добрынина С. Чума рабочих окраин // Новые Известия, 26 апреля 2002. С. 8.

[47] Млада В. Скинхеды бывают разные: коричневые, голубые, красные… // Столетие, 13 февраля 2006 (https://www.stoletie.ru/tayna/060213170906.html); Мамедов В.А., Кочкин Ю.В., Ерыкалина А.Ю. Наци-скинхеды. С. 80-81.

[48] Аминов Д.И., Огаян Р.Э. Молодежный экстремизм. С. 65-67.

[49] Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток… С. 90-91.

[50] Там же. С. 140-157.

[51] Собкин В.С., Федотова А.В. Отношение учащихся школ и студентов вузов к экстремизму // Толерантность в подростковой и молодежной среде / Под ред. В.С. Собкина. (Труды по социологии образования. Т. IX. Вып. XVI). М.: Центр социологии образования, 2004.

[52] Предварительные результаты этого обследования под руководством В. Собкина были представлены на Московской городской научно-практической конференции «Проблемы формирования этнотолерантных отношений в полиэтнической среде», проведенной в Московском педагогическом колледже № 13 в середине марта 2006 г. Информация получена от А. Брода.

[53] Жуковская Ю. Русские смелые, евреи умные, а татары добрые? // Комсомольская правда, 6 апреля 2007. С. 8-9.

[54] Богомолов А. Русские «фанатики».

[55] Руководитель этой группы Денис Герасимов был в январе 2004 г. арестован в Праге за разжигание расовой розни и антисемитизм. Он предстал перед судом осенью того же года, но был оправдан присяжными заседателями.

[56] Праворадикальные рок-группы получили в России популярность еще в первой половине 1990-х гг., благодаря омской группе «Гражданская оборона» Е. Летова, московской группе «Коррозия металла» С. Троицкого и др. См.: Чернов С. Рок против демократии: механика и коррозия // Тум-балалайка, март-апрель 1997. С. 20-21.

[57] Нехорошев Г. У настоящих скинхедов шнурки на ботинках белые// Деловая хроника, 21 января 2002; Тарасов А. Наци-скины; Лихачев В. Нацизм в России. С. 114; Беликов С. Бритоголовые. С. 18-19, 108-110; Аминов Д.И., Огаян Р.Э. Молодежный экстремизм. С. 22.

[58] Архипов А. Паука превратят в козла // Стрингер, май 2002.

[59] См., напр., список в кн.: Мамедов В.А., Кочкин Ю.В., Ерыкалина А.Ю. Наци-скинхеды. С. 52-53.

[60] О нем и его идеологии см.: Верховский А., Прибыловский В., Михайловская Е. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М.: Панорама, 1998. С. 24-25; Шнирельман В.А. Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя // Неоязычество на просторах Евразии / Под ред. В.А. Шнирельмана. М.: Библейско-Богословский институт, 2001. С. 24-27.

[61] Железный марш, 1995, № 13, № 14; Карамьян Е. Москва коричневая // Россия, 6 февраля 2002. С. 12.

[62] Гаспарян А., Легостаев И. Паук и Ко: Чтоб угорела вся страна… // Московский комсомолец, 30 ноября 1996. С. 2.

[63] Лихачев В. Нацизм в России. С. 114.

[64] Атеней, 2001, № 2. С. 91-94.

[65] Лихачев В. Нацизм в России. С. 111; Беликов С. Бритоголовые. С. 103-107.

[66] Беликов С. Бритоголовые. С. 15.

[67] Там же. С. 23-26.

[68] Гомонова С., Поминова Е., Филатова И. Банда «патриотов» - 2 // Известия, 8 сентября 2006. С. 1, 6; Гнединская А. Студентов-юристов обвиняют в терроризме // Московский комсомолец, 26 марта 2007. С. 5.

[69] Невелев Д. Внимание: бритоголовые // Огонек, май 1995 (№ 19). С. 31.

[70] Кудрявцева Е. Черно-белый боевик // Огонек, 1998, № 21 (май). С. 23-24; Авербух В. Ребята с нашего двора // Известия, 24 июня 1998. С. 5; Богомолов А. Русские «фанатики»; Беликов С. Бритоголовые. С. 145-146. См. также: Кудрявцева Т.В. Пути преодоления расовой дискриминации в отношении выходцев из Африки в современной России // Гендерные проблемы переходных обществ / Под ред. Н.Л. Крыловой, Н.А. Ксенофонтовой. М.: Институт Африки, 2003. С. 220-225.

[71] Ремнева К. «Бритоголовые» маршируют по улицам Москвы // Общая газета, 28 мая – 3 июня 1998. С. 13.

[72] Карамьян Е. Новый московский интернационал // Московский комсомолец, 20 ноября 1997. Правда, по словам журналистки, взявшей позднее интервью у чернокожих студентов РУДР, ни о каком серьезном сопротивлении говорить не приходилось, а, прочитав статью в МК, скинхеды в тот же день избили еще несколько студентов. См.: Кудрявцева Е. Черно-белый боевик // Огонек, 1998, № 21 (май). С. 23-24. Мало того, сообщение об отпоре, который лумумбовцы дали скинхедам, вызвало гнев возмущения у автора газеты «Завтра», усмотревшего в этом «сколачивание отрядов … по наведению в Москве своего, интернационального порядка». См.: Антонов В. Московский Карабах // Завтра, 1998, № 3. С. 2.

[73] Васинский А. Белые вороны // Известия, 23 сентября 1997. С. 5.

[74] Тарасов А. Наци-скины.

[75] Беликов С. Бритоголовые. С. 14-15.

[76] Хорошо знающий эту среду писатель Д. Нестеров вовсе не случайно делает главного героя своего романа о скинхедах язычником, поклонником Перуна и любителем не только нацистской литературы, но и фэнтези на славянскую тему. См.: Нестеров Д. Скины. Русь пробуждается. М.: Ультра-культура, 2003. См. также: Шевченко А. Молодые ультраправые // Политический журнал, 5 октября 2004. О неонацистском крыле в неоязыческом движении см.: Прибыловский В. Русское неоязычество – квазирелигия национализма и ксенофобии // Верховский А., Михайловская Е., Прибыловский В. Политическая ксенофобия. Радикальные группы. Представления лидеров. Роль церкви. М.: Панорама, 1999. С. 123-133; Шнирельман В.А. Неоязычество и национализм. Восточноевропейский ареал. М.: ИЭА, 1998; он же. Русское неоязычество: поиски идентичности или неонацизм? // Страницы, 1999. Т. 4, № 1. С. 124-135.

[77] С осени 1996 г. эта партия формировала свой отряд «штурмовиков» исключительно из скинхедов, причем учебным пособием для них служила «Хрестоматия немецкой молодежи», выпущенная в 1938 г. в Германии для гитлерюгенд. Ранее под началом РНС скинхеды регулярно устраивали в Москве рейды, заканчивавшиеся избиением «гостей столицы». Кроме того, РНС взяла на себя ответственность за взрыв синагоги в Ярославле осенью 1996 г. См.: Рстаки А. Дивизия «бритая голова» // Новая газета, 18-24 мая 1998. С. 10; Филимонов Д. Коричневая Россия // Известия, 9 июня 1998. С. 5.

[78] После суда над Касимовским в 1999 г. его партия тут же распалась.

[79] У русских неоязычников и неонацистов термин «солнцеворот» («коловрат») используется как эвфемизм для свастики.

[80] Тарасов А. Наци-скины; Лихачев В. Нацизм в России. С. 118-119; Терентьев Д. Бритые души // Совершенно секретно, февраль, 2006, № 2. С. 4-7. См. также: Шолль Ш. «Ваш Коль тоже еврей» // Московские новости, 28 июня – 5 июля 1998. С. 6-7.

[81] См., напр.: На здании Музея Мологского края написали «Долой христианство» // Регионы.ру, 28 ноября 2006 (https://www.regions.ru/news/2031528/).

[82] Bigotry monitor, 2002, vol. 2, no. 28 (July 19).

[83] Торгова М. Интервью с А.К. Ивановым-Сухаревским // АиФ-Москва, 2001, № 45. С. 2.

[84] Нехорошев Г. У настоящих скинхедов шнурки на ботинках белые. Подробнее об особенностях скин-движения см.: Беликов С. Бритоголовые. С. 149-159.

[85] Мамедов В.А., Кочкин Ю.В., Ерыкалина А.Ю. Наци-скинхеды. С. 36-39.

[86] Аминов Д.И., Огаян Р.Э. Молодежный экстремизм. С. 83-84; Мамедов В.А., Кочкин Ю.В., Ерыкалина А.Ю. Наци-скинхеды. С. 92-93. Все это подтверждает и Д. Нестеров. См.: Нестеров Д. Скины. Русь пробуждается.

Правда, по словам Тарасова, западные скинхеды не признают русские организации Blood & Honor и Hammerskins-Russia, считая славян «недочеловеками». См.: Соколов Дм. Царицынский погром заказали «Идущие вместе» // Политком, 7 июня 2002 (https://www.compromat.ru/main/marginaly/tsaritsino.htm).

[88] О женских группах см.: Беликов С. Бритоголовые. С. 219; Мамедов В.А., Кочкин Ю.В., Ерыкалина А.Ю. Наци-скинхеды. С. 41. По наблюдениям московских социологов, активное участие девушек-подростков в драках – это новое явление, возникшее в последние 10-15 лет. См.: Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток. С. 84, 86.

[89] Богомолов А. Если враг не сдается, его не замечают // Новые Известия, 22 марта 2002. С. 1, 5; Гетманский К., Кириллов Р., Спирин Ю. «Бритоголовые отрезали мне палец» // Известия, 1 декабря 2003. С. 1-2.

[90] Авербух В. Ребята с нашего двора; Тарасов А. Наци-скины; Лихачев В. Нацизм в России. С. 117; Богомолов А. Русские «фанатики»; Беликов С. Бритоголовые. С. 164-176.

[91] Бронштейн Б. Евреи кавказской национальности // Новая Газета, 9-15 июня 2003. С. 15.

[92] Белоцерковский Г. Скинхедовская «зараза» дошла до Ростова // Парламентская газета, 23 ноября 2005. С. 8.

[93] Примаченко М. Неформалы – большие формалисты // Сегодня, 12 октября 1996. С. 9; Тарасов А. Skinheads ou naturel. С. 81.

[94] Беликов С. Бритоголовые. С. 20-21.

[95] Волкова А. Нацисты как они есть // АиФ-Москва, ноябрь 2001, № 45. С. 2; Богомолов А. Русские «фанатики»; Беликов С. Бритоголовые. С. 18-19.

[96] Тарасов А. Экстремисты по вызову // Свободная мысль – XXI, 2003, № 7. С. 65; он же. Наци-скины; он же. Меняющиеся субкультуры. Опыт наблюдения за скинхедами // Свободная мысль, 2006, № 5. С. 19. См. также: Паин Э.А. Этнополитический маятник. М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 186.

[97] Магомедова М. «Точного числа скинхедов никто не знает» // Новые Известия, 2-8 июня 2006. С. 4.

[98] Александров Г. Фашистов заказывали? // АиФ-Москва, 12 апреля 2006. С. 26.

[99] Уколов Р. Бритоголовые метаморфозы // Известия, 20 мая 2003. С. 9; Кириллов Р. Предъявлено обвинение участникам нападения на иностранных студентов // Известия, 2 декабря 2003. С. 10; Аминов Д.И., Огаян Р.Э. Молодежный экстремизм. С. 21-22.

[100] Есть у преступности и детское лицо // Парламентская газета, 18 мая 2006. С. 1-2.

[101] Тарасов А. Экстремисты по вызову, с. 63-65; он же. Наци-скины.

[102] Тарасов А. Skinheads ou naturel. С. 81.

[103] Тишков В.А. Культура толерантности в России и стратегии противодействия экстремизму // Диагностика толерантности в средствах массовой информации / Под ред. В.К. Мальковой. М.: ИЭА, 2002. С. 30-31.

[104] Есть у преступности и детское лицо // Парламентская газета, 18 мая 2006. С. 1-2.

[105] Тарасов А. Экстремисты по вызову, с. 67; он же. Наци-скины. См. также: Дятлов В.И. Современные торговые меньшинства: фактор стабильности или конфликта? М.: Наталис, 2000. С. 12, 96-97. О том, что многие скинхеды происходят из среднего класса, пишет и Беликов. См.: Беликов С. Бритоголовые. С. 210-211. По словам журналиста Е. Карамьяна, обмундирование скинхеда стоило в 1997 г. не менее 200 долларов. См.: Карамьян Е. Бритый череп – почти задница // Московский комсомолец, 22 апреля 1997. С. 4. Надо полагать, что в развитии движения скинхедов были заинтересованы определенные дельцы, торговавшие соответствующей атрибутикой. Не случайно, в первом же номере журнала «Под ноль» рядом с расистскими лозунгами соседствовала реклама курток «бомбер», удобных джинсов, солдатских ботинок. А сегодня скинхед по имени Тесак мечтает торговать одеждой для скинхедов, считая это прибыльным бизнесом. См.: Барабанов И. Нападения на темнокожих, демократическую оппозицию и антифашистов – бизнес, поставленный на поток и способный приносить неплохие деньги // The New Times/Новое время, 2 апреля 2007. С. 18.

[106] Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М.: Наука, 2005. С. 72, 101.

[107] Аминов Д.И., Огаян Р.Э. Молодежный экстремизм. С. 51-52.

[108] Подробнее об этом см.: Шнирельман В.А. Интеллектуальные лабиринты. М.: Academia, 2004. С. 324-337; он же. Российская школа и национальная идея // Неприкосновенный запас, 2006, № 6 (50). С. 232-249. См. также: Тарасов А.Н. Обновление гуманитарного образования // Свободная мысль – XXI, 1999, № 11. С. 42-50.

[109] По этой причине в начале 2000-х гг. наблюдался резкий рост подростковой преступности. Если в 2001 г. среди привлеченной к ответственности молодежи подростки 15-17 лет составляли 27, 6%, то в 2002 г. – уже 45, 5%. См.: Аминов Д.И., Огаян Р.Э. Молодежный экстремизм. С. 28-29.

[110] A study in red // Pulse, April 2002. P. 16; Мамедов В.А., Кочкин Ю.В., Ерыкалина А.Ю. Наци-скинхеды. С. 75.

[111] Кожевникова Г. Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2006 году. Доклад Центра «СОВА» 1 апреля 2007 (https://xeno.sova-center.ru/29481C8/8F76150).

[112] Российские юристы также отмечают сращивание скинхедов с уголовной средой. См.: Аминов Д.И., Огаян Р.Э. Молодежный экстремизм. С. 7.

[113] Тарасов А.Н. Меняющиеся субкультуры. Опыт наблюдения за скинхедами // Свободная мысль, 2006, № 5. С. 20-25, 31. См. также: Терентьев Д. Провинциальный неонацизм: от Воронежа до Владивостока // Совершенно секретно, февраль 2006, № 2. С. 7-8.

[114] Аминов Д.И., Огаян Р.Э. Молодежный экстремизм. С. 52.

[115] См., напр.: Яшин И. Всех перебил фашист // Новая газета, 5-11 марта 2007. С. 16-17.

[116] Антонов К. Скинхедов посчитали просто разбойниками // Известия, 29 марта 2006. С. 6.

[117] Аминов Д.И., Огаян Р.Э. Молодежный экстремизм. С. 64; Мамедов В.А., Кочкин Ю.В., Ерыкалина А.Ю. Наци-скинхеды. С. 79.

[118] Васильев Ю. «Я ненавижу черных» // Московские новости, 9-15 июля 2002. С. 19.

[119] Стрижевская М. Раненные родиной // Политический журнал, 1 августа 2005 (https://www.politjournal.ru/index.php? action=articles& dirid=67& tek=3929& issue=113). Именно такие аргументы составляют суть «нового расизма». Подробно об этом см.: Шнирельман В.А. Расизм: вчера и сегодня // Pro et Contra. 2005. Том 9. № 2. С. 41-65.

[120] Ремнева К. «Бритоголовые» маршируют по улицам Москвы.

[121] Калинина Ю., Новиков В., Белоновский А., Сорока Е. Чужие // Московский комсомолец, 13 августа 1996. С. 2.

[122] Дятлов В.И., Дорохов Д.А., Палютина Е.В. «Кавказцы» в российской провинции: криминальный эпизод как индикатор уровня межнациональной напряженности // Вестник Евразии, 1995, № 1. С. 54-57.

[123] Калинин А. «Ты здесь никто, Ваня!» // Литературная газета, 7-13 апреля 2004. С. 3.

[124] Голикова З. Люди иного рода // Литературная газета, 30 мая – 5 июня 2001. С. 7.

[125] Речь шла о московском армянине, давно жившем и работавшем в городе и убитом на рынке в Ясенево.

[126] Карамьян Е. Москва коричневая // Россия, 5 февраля 2002. С. 20.

[127] Иващенко Е. По обе стороны погрома // Московские новости, 6-12 ноября 2001. С. 3.

[128] Найденов И. Убить «черного» // Родительское собрание (ежемесячное приложение к газете «Московские новости»), март 2004 (№ 1-2). С. 4.

[129] Опросы // Московские новости, 6-12 ноября 2001. С. 3.

[130] Архив автора.

[131] Рынки без иностранцев. ВЦИОМ, пресс-выпуск № 603, 21 декабря 2006 (https://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/3772.html).

[132] Амелина Я. Проблема «кавказцев» волнует четыре пятых населения Москвы // Росбалт, 6 марта 2004 (www.rosbalt.ru /2004/03/06/147962.html).

[133] Эта идеология и вытекающие из нее практические действия наглядно представлены в романе Д. Нестерова, хорошо знакомого с настроениями и нравами скинхедов. См.: Нестеров Д. Скины. Русь пробуждается. Мало того, книга самого Нестерова популярна среди скинхедов, и в последние годы нападения и убийства ими «инородцев» в вагонах электричек совершаются по детально описанному им сценарию. Такую операцию они называют «белый вагон». См., напр.: Такташев Р. Убийцы воспользовались стоп-краном // Газета, 31 мая 2006. С. 8; Ткачев В. Семеро «смелых» убивали одного // Новые Известия, 13 марта 2007. С. 6; Степенин М. Расследование // The New Times/Новое время, 2 апреля 2007. С. 28.

[134] Возможна ли сегодня в принципе «дружба народов»? // Вечерняя Москва, 6 декабря 2006. С. 5.

[135] Плугарев И. Россия охвачена мигрантофобией // Независимая газета, 26 мая 2003. С. 11.

[136] Московские фобии – «кавказцы» и «иноэтничные мигранты» // Маркетинг и консалтинг, 27 мая 2005 (https://www.iamik.ru/? op=full& what=content& ident=21889).

[137] Рудницкая А. Их город и их район // Московские новости, 28 мая – 3 июня 2004. С. 27.

[138] Кусова С.А. Россия между «Норд-Остом» и Бесланом. М.: Academia, 2005.

[139] Стрижевская М. Раненные родиной.

[140] Малахов В.С. Расизм и мигранты // Неприкосновенный запас, 2002, № 5. С. 31-32.

[141] Для кого-либо другого в России термин «лицо такой-то национальности» применяется крайне редко. Правда, иногда журналисты ухитряются изобретать такие термины как «лица среднеазиатской национальности» или даже «лица восточной национальности». См.: Шаповалов А. Кому на Дону жить хорошо… // Независимая газета, 5 декабря 2003. С. 4; Крюков А. Дон кишит оборотнями // Новые Известия, 18 марта 2004. С. 7. Об этом явлении см.: Малькова В.К. «Не допускается разжигание межнациональной розни…» М.: Academia, 2005. С. 17, 40-41.

[142] О том, что среди них – немало таких же граждан России, как и все остальные, мало кто вспоминал. См., напр.: Егорова Е. Лицо московской национальности // Московский комсомолец, 13 апреля 2001. С. 3; Калинина Ю. Покорение Кавказом // Московский комсомолец, 26 июля 2001. С. 3.

[143] О психологическом воздействии таких заголовков см.: Малькова В.К. «Не допускается разжигание межнациональной розни…» С. 98-100.

[144] См., напр.: Калинина Ю. Покорение Кавказом; Бычкова Е. Почему мы не любим «лиц кавказской национальности» // Аргументы и факты, ноябрь 2002 (№ 45). С. 6; Порет Т. Сами мы люди не местные // Московский комсомолец, 27 мая 2002. С. 11.

[145] См., напр.: Бабченко А. Нелегальная Россия // Московский комсомолец, 27 июня 2001. С. 2.

[146] Киринициянов Ю. Беженцы подступают к границам России // Российская газета, 20 октября 2001. С. 3; Романчева И. Редкий талиб не доберется до Москвы // АиФ – Москва, ноябрь 2001 (№ 48). С. 1. Любопытно, что за пятнадцать лет до этого аналогичная ситуация наблюдалась в Нидерландах, где журналисты запугивали местных обитателей наплывом массовой иммиграции тамилов из Шри Ланки, используя такие чувствительные метафоры как «волны», «наплыв», «вторжение». См.: van Dijk T.A. Elite discourse and racism. Newbury Park: Sage, 1993. P. 370-375.

[147] Бабченко А. Нелегальная Россия… Между тем, такие показатели «критического порога», приводимые сегодня не только журналистами, но и чиновниками, не имеют никаких научных оснований.

[148] Калинина Ю. Покорение Кавказом.

[149] Кусова С.А. Россия между «Норд-Остом» и Бесланом. С. 55, 59. О роли СМИ в формировании «языка вражды» см. также: Ильин В.И. Отечественный расизм // Рубеж. Альманах социальных исследований. Сыктывкар, 1994. Вып. 5. С. 189-204; Роль средств массовой информации в профилактике и нейтрализации этнического экстремизма / Под ред. В.В. Амелина. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2002; Язык мой… Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ / Под ред. А.М. Верховского. М.: РОО Центр Панорама, 2002; Малькова В.К., Тишков В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М.: ИЭА РАН, 2002; Диагностика толерантности в средствах массовой информации / Под ред. В.К. Мальковой. М.: ИЭА РАН, 2002; она же. «Не допускается разжигание межнациональной розни…» М.: Academia, 2005; Титов В.Н. Мультикультурная коммуникация как фактор адаптации иммигрантов в городской среде // Общественные науки и современность, 2003, № 6. С. 131-134; Плугарев И. Россия охвачена мигрантофобией // Независимая газета, 26 мая 2003. С. 11; Гакаев З.Ж. Этнические стереотипы в прессе (на примере освещения конфликта в Чечне). Автореф. канд. дисс. М.: ООО Накра принт, 2003; Кожевникова Г. Язык вражды через год после Беслана // Мониторинг дискриминации и национал-экстремизма в России / Под ред. Ю. Башиновой, Н. Таубиной. М.: Фонд «За гражданское общество», 2006; она же. Российские СМИ как инструмент поощрения ксенофобных настроений // Там же, с. 55-68.

[150] Калинина Ю. Гадкий привкус свободы // Московский комсомолец, 30 октября 2002. С. 2. Комиссия Госдумы по политическому урегулированию и соблюдению прав человека в Чеченской республике признала эту статью «злоупотребляющей свободой массовой информации» и «разжигающей межнациональную рознь». См.: Кусова С.А. Россия между «Норд-Остом» и Бесланом. С. 82.

[151] Морозова Л. Патриоты или преступники // Новости Югры, 17 ноября 2005.

[152] Федоров Л. Россия косоглазая, желтолицая, черноволосая… // Московская правда, 19 сентября 2002. С. 10.

[153] Калинина Ю. Особое мнение // Московский комсомолец, 1 августа 2005. С. 2.

[154] Бондаренко В. Возмездие по Невзорову // Завтра, апрель 1998. № 13. С. 8.

[155] Рубцова Е. Милицейский грабеж // Новые Известия, 24 сентября 2002. С. 5.

[156] Жуковская Ю. Русские смелые, евреи умные, а татары добрые? // Комсомольская правда, 6 апреля 2007.

[157] Антонов В. Московский Карабах: закон Госдумы ведет к разжиганию межнациональных конфликтов в столице // Завтра, январь 1998, № 3. С. 2.

[158] Сарбучев М., Рютин С. «Охота» на русских // Завтра, май 1998, № 21. С. 4.

[159] См., напр.: Беликов С. Бритоголовые. С. 28-46; Морозова Ф. Бритая голова покоя не дает // Литературная газета, 26 июня – 2 июля 2002. С. 5. См. также: Плугарев И. Россия охвачена мигрантофобией // Независимая газета, 26 мая 2003. С. 11; Малькова В.К. «Не допускается разжигание межнациональной розни…» С. 117-124. Любопытно, что журналисты искусно отводят гнев скинхедов от чиновников, ответственных за волокиту с выдачей иммигрантам необходимых документов, за невнятную иммиграционную политику, высокий уровень коррупции и пр. и направляют этот гнев против самих иммигрантов. При этом широко публикующиеся в СМИ завышенные данные о размерах миграции отличаются поразительной неточностью и противоречивостью и являются по сути малодостоверными. Об этом см.: Малькова В.К. «Не допускается разжигание межнациональной розни…» С. 101-108.

[160] Самоторова А. «Я мог бы стать шахидом» // Московские новости, 2-8 апреля 2004. С. 24-25.

[161] Кудрявцева Е. Черно-белый боевик // Огонек, 1998, № 21 (май). С. 23-24. При этом скинхед искренне полагал, что Казахстан входит в состав России, и благородно заявлял, что поэтому не намерен трогать казахов. Что касается евреев, то он простодушно признавался: «Сложно стало. Евреи стали сильно на русских похожи».

[162] Беликов С. Бритоголовые. С. 236.

[163] Мамедов В.А., Кочкин Ю.В., Ерыкалина А.Ю. Наци-скинхеды. С. 94-95.

[164] Подробно об этом см.: Нестеров Д. Скины. Русь пробуждается. М.: Ультра-культура, 2003.

[165] Беликов С. Бритоголовые. С. 62, 91-92, 178. Это подтверждают и другие. См., напр.: Карамьян Е. Бритый череп; Соколов А. Ксенофобия в деятельности правоохранительных органов // Национализм, ксенофобия и нетерпимость в современной России / Под ред. С. Лукашевского, Т. Локшиной. М.: Московская Хельсинская группа, 2002; Зубченко Е., Панков А. Наша милиция их бережет // Новые Известия, 28 сентября 2006.

[166] Метелева С. Необыкновенный фашизм. Также см.: Барабанов И. Нападения на темнокожих, демократическую оппозицию и антифашистов – бизнес, поставленный на поток и способный приносить неплохие деньги // The New Times/Новое время, 2 апреля 2007. С. 19; Степенин М. Расследование // Там же. С. 28.

[167] Карамьян Е. Москва коричневая // Россия, 6 февраля 2002. С. 12.

[168] Московкина Е. Удар по почкам – и нация стала чище // Московский комсомолец, 16 ноября 2001. С. 8. Через два года после этого суда в России развернулась кампания против «оборотней в погонах», выявившая беспрецедентную коррупцию, злоупотребление служебным положением и сращивание с преступностью, царившие в МВД как в центре, так и на местах. См., напр.: Косалс Л. 02 – телефон недоверия // Новая газета, 7-9 апреля 2003. С. 8-9; Михалыч С. Генеральская уборка // Новая газета, 26-29 июня 2003 (№ 45). С. 1-2; Шлейнов Р. На ковер или под сукно // Там же. С. 3; Шаповалов А. «Чистки» перманентного характера // Независимая газета, 27 ноября 2003. С. 4; Сас И. Оборотни уже на Житной // Независимая газета, 30 октября 2003. С. 7; Александров Г. И снова «оборотни» // Аргументы и факты, 21-27 марта 2007. С. 22. См. также: Афанасьева Е., Петров Н. Дело ведут паханы // Новая газета, 7-13 августа 2000. С. 1, 3.

[169] Пурсанов Ю. Как выжить в городе, если у Вас проблемы с лицом // Огонек, 1998, № 21 (май). С. 19; Торгашев А. Я не знаю, чего ждать от этих сумасшедших людей // Там же. С. 21-22; Арифджанов Р. Российская милиция работает гораздо хуже советской // Известия, 17 апреля 1998. С. 1-2; Юнусов А. Азербайджанцы в России – смена имиджа и социальных ролей // Диаспоры, 2001, № 1. С. 124. В 2000-2001 гг. число недовольных работой милиции выросло с 30% до 40%. См.: Общественное мнение – 2002. М.: ВЦИОМ, 2002. С. 39.

[170] Каганайте А. Московская особая // Новая газета, 11-17 января 1999. С. 11.

[171] Романова А.Г. Состояние законности при осуществлении правоохранительной деятельности сотрудниками органов внутренних дел // Преступность и власть / Под ред. А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2000. С. 48-49.

[172] Рубцова Е. Милицейский грабеж // Новые Известия, 24 сентября 2002; Смирнов А. Милиция с большой дороги // Новые Известия, 21 сентября 2002. С. 1, 5.

[173] Целмс Г. «Я ненавижу – значит, я существую» // Русский курьер, 17 декабря 2004. С. 29.

[174] Милиция любит насилие // Газета-ру, 15 февраля 2006 (https://www.gazeta.ru/2006/02/15/oa_188849.shtml).

[175] Нехорошев Г. Экстремизм в ассортименте. Кто дает националистам деньги на карманные расходы // Политический журнал, 3 июля 2006, № 24 (https://www.politjournal.ru/index.php? POLITSID=beb023a999757e4b63042beacc6fe3d3& action=Articles& dirid=115& tek=5945& issue=167).

[176] Васильев Ю. Не стихийное бедствие // Московские новости, 6-12 ноября 2001. С. 1-2; Соколов Д. Царицынский погром заказали «Идущие вместе» // Политком, 7 июня 2002; Тарасов А. Экстремисты по вызову, с. 71.

[177] Шаргунов С. Хайль вместе // Новая газета, 23-25 сентября 2002. С. 2. См. также: Мамедов В.А., Кочкин Ю.В., Ерыкалина А.Ю. Наци-скинхеды. С. 21.

[178] Шаргунов С. Хайль вместе.

[179] Метелева С. Необыкновенный фашизм. Наличие такого рода тесных контактов подтверждал и Иванов (Сухаревский). См.: Пунанов Г. Скинхеды.

[180] Тарасов А. Горючая смесь; он же. Экстремисты по вызову, с. 72-74. Даже вице-мэр Москвы В. Шанцев вынужден был тогда признать, что бритоголовых использовала в своих целях какая-то иная сила. См.: Муждабаев А. Вице против наци // Московский комсомолец, 13 ноября 2001. С. 4.

[181] Анисимов Е. С больной головы на бритую… // Комсомольская правда, 20 апреля 2002. С. 11; Тарасов А. Экстремисты по вызову, с. 63-64; Долганов В. Кругом одни евреи // Московская правда, 19 сентября 2002. С. 10. Юристы, специально занимавшиеся проблемой скинхедов, также полагают, что она чрезмерно раздута СМИ. См.: Аминов Д.И., Огаян Р.Э. Молодежный экстремизм. С. 36.

[182] Голякова Е. Через полвека фашисты взяли Мамаев курган // Российская газета, 27 октября 2001. С. 3.

[183] Клямкин И.М., Лапкин В.В. Русский вопрос в России // Полис, 1995, № 5. С. 90, табл. 4.

[184] Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. С. 130.

[185] Впрочем, Беликов, напротив, доказывает, что «по сравнению с другими молодежными неформальными группами российские бритоголовые обладают достаточно сложной и развитой идеологией». Однако сам он подчеркивает, что «на настоящем этапе скин-движению не требуются особо умные и грамотные» и что «сложной идеологией» обладает лишь очень небольшое число «элиты» скинхедов («старые скинхеды»). У других же излишний «интеллектуализм» вызывает лишь насмешливое презрение. См.: Беликов С. Бритоголовые. С. 5, 57, 64-67, 86. См. также: Аминов Д.И., Огаян Р.Э. Молодежный экстремизм. С. 71. В свою очередь «скины-интеллектуалы», составляющие до 20% участников движения, презрительно называют остальных «карликами» или «ушлепками» и гордятся своей «осмысленной» защитой русского народа и русской культуры от «разложения из-за проникновения инородцев». Понимая расу в духе «нового расизма», один из них объяснил журналистке, что «белый человек – это не столько цвет кожи, сколько твое поведение». См.: Стрижевская М. Раненные родиной.

[186] Любопытно, что осенью 1998 г. сходное расистское отношение к иммигрантам журналистка обнаружила в одной из московских школ, где его продемонстрировали 19 из 23 опрошенных ею подростков. См.: Долгинова Е. Существует ли вакцина от подросткового шовинизма? // Литературная газета, 28 октября 1998. С. 6. Похоже, с этим тогда были согласны и немало взрослых москвичей. Об этом см., напр.: Евстифеева Л. В Москве фашисты убили человека // Новая газета, 11-17 мая 1998. С. 1-2; Опрос ребром // АиФ – Москва, 1998, № 20. С. 3.

[187] Азбука славянских бритоголовых (https://wwwp.front.ru/litra/slavbrit.htm).

[188] В кого влюбляться патриоткам // Новороссийский рабочий, 16 ноября 2000. О решении по этому поводу Большого Жюри Союза Журналистов, отметившего непрофессионализм местных журналистов и признавшего необходимым привлечь Орлова к уголовной ответственности, см.: Большое Жюри Союза Журналистов // Язык мой… Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ / Под ред. А. М. Верховского. М.: Центр Панорама, 2002. С. 189-193.

[189] Свободина Н. Скинхеды спровоцировали избиения на «Байкал-Шамане» // Пресса Ирк.ру, Номер один, 16 августа 2006 (https://pressa.irk.ru/number1/2006/33/005002.html).

[190] Монгуш С. Ученые Тувы считают, что молча смотреть на то, как безнаказанно убивают будущую интеллектуальную элиту народа, нельзя // tuvaonline, 25 апреля 2006 (https://www.tuvaonline.ru/2006/04/25/tigi.html).

[191] Тарасов А. Горючая смесь, с. 8; он же. Экстремисты по вызову, с. 68.

[192] Зарахович Ю. Из России с ненавистью // ИноСМИ.ру, 3 августа 2005 (https://www.inosmi.ru/translation/221317.html).

[193] Борусяк Л. Молодые москвичи перестают стыдиться лозунга " Россия для русских! " // ИАЦ «СОВА». Раздел «Национализм и ксенофобия». 7 апреля 2005 (https://xeno.sova-center.ru/45A2A39/53CFE71). См. также: Великая Н. Зомби или революционеры // Свободная мысль – XXI, 2005, № 9. С. 79.

[194] Рубан Л.С. Дилемма XXI века: толерантность и конфликт. М.: Academia, 2006. С. 38-39.

[195] Собкин В.С., Николашина Е.В. Отношение московских подростков к мигрантам: культурная дистанция, временные сдвиги, национальная самоидентификация // Социокультурные трансформации подростковой субкультуры / Под ред. В.С. Собкина (Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XX). М.: Центр социологии образования, 2006.

[196] Яковлева Е. Взорванное сознание // Российская газета, 30 августа 2006. С. 7.

[197] Соловей В.Д. Регрессивный синдром. Варвары на развалинах III Рима // Политический класс, 2005, № 2. С. 20.

[198] Серебрянников П. Ненависть по рыночной цене // Новые Известия, 28 августа 2006. С. 4.

[199] Гудков Л.Д. Негативная идентичность. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

[200] A study in red.

[201] Васильев Ю. «Я ненавижу черных».

[202] Самоторова А. «Я мог бы…»

[203] На самом деле в древнескандинавской традиции руна «зиг» означала власть и энергию и была символом бога войны Тора.

[204] Беликов С. Бритоголовые. С. 38, 69. Между тем, вопреки аналогичным обвинениям со стороны украинских СМИ (Шульга Н.А. Великое переселение: репатрианты, беженцы, трудовые мигранты. Киев: Институт социологии НАН Украины, 2002. С. 216), специальные медицинские обследования, проведенные в Киеве, показывают, что иммигранты в основной своей массе отличаются лучшим здоровьем, чем местное население. См.: Ruble B.A. Creating diversity capital. Transnational migrants in Montreal, Washington, and Kiev. Washington, D. C. and Baltimore: Woodrow Wilson Center Press and The Johns Hopkins University Press, 2005. P. 175.

[205] Петр К. Ненавижу хачей // Родительское собрание (ежемесячное приложение к газете «Московские новости»), март 2004 (№ 1-2). С. 4.

[206] A study in red.

[207] Данилова М. В России нарастают экстремизм и ксенофобия // The Associated Press, (США) 9 июня 2004. Между тем, в середине 1990-х гг. наркобизнесом среди студентов Университета дружбы народов занимались не более 5%. В то же время из-за расовой дискриминации многие из студентов не могли найти в Москве работу, и нередко именно это толкало некоторых из них в криминальный бизнес. См.: Азова А. Потребность в диалоге // Московские новости, 11-18 июня 1995. С. 5; Кольчик С. Чернокожие конкуренты // Аргументы и факты, 1997, № 11. С. 4.

[208] Карамьян Е. Бритый череп.

[209] Авербух В. Ребята с нашего двора // Известия, 24 июня 1998. С. 5.

[210] Морозова Л. Патриоты или преступники // Новости Югры, 17 ноября 2005. Термин «эмигранты» здесь не опечатка и не оговорка. Скинхеды не отличают эмигрантов от иммигрантов, и называют приезжих именно этим термином.

[211] Сравн.: Blackburn G.W.Education in the Third Reich: a study of race and history of Nazi textbooks. Albany: State Univ. of New York, 1985. P. 140.

[212] Марчук М. «Бредовые идеи не утратили своей значимости» // Газета, 27 декабря 2005. С. 11; Печко В. Срок «Белого братства». Члены группировки призывали «очистить область от нерусских» и относили себя к «нации чистых арийцев» // Взгляд, 28 марта 2006 (https://www.vz.ru/society/2006/3/28/27681.html); Антонов К. Скинхедов посчитали просто разбойниками // Известия, 29 марта 2006. С. 6.

[213] Рстаки А. Дивизия «бритая голова» - 2.

[214] Беликов С. Бритоголовые. С. 5.

[215] Мохель Р., Бородина Е. Скины взяли рынок без боя // Московский комсомолец, 26 октября 2002. С. 5; Юрьева Л. Горящая точка // Московский комсомолец, 1 ноября 2002. С. 1.

[216] Беликов С. Бритоголовые. С. 58, 126-127.

[217] Богомолов А. Сегодня в России модно быть нацистом // Новые Известия, 26 марта 2002. С. 2. См. также: Аминов Д.И., Огаян Р.Э. Молодежный экстремизм. С. 51.

[218] Мамедов В.А., Кочкин Ю.В., Ерыкалина А.Ю. Наци-скинхеды. С. 84-88.

[219] Нестеров Д. Скины. Русь пробуждается. С. 75.

[220] Карамьян Е. Бритый череп… См. также: Резников Л. Превратности антисемитизма в России; Рагозин О. Бойня на Ичке // Московский комсомолец, 14 июня 1997. С. 8; Беликов С. Бритоголовые. С. 208-209.

[221] Карамьян Е. Москва коричневая // Россия, 5 февраля 2002. О подобном явлении в Екатеринбурге см.: Добрынина С. Чума рабочих окраин.

[222] Карамьян Е. Бритый череп…; Беликов С. Бритоголовые. С. 213. Даже сам Иванов (Сухаревский) рекомендует скинам избегать армии и идти в милицию, ибо, на его взгляд «именно там место русскому человеку». См.: Пунанов Г. Скинхеды.

[223] Резников Л. Превратности антисемитизма в России; Мамедов В.А., Кочкин Ю.В., Ерыкалина А.Ю. Наци-скинхеды. С. 83.

[224] A study in red.

[225] Зарахович Ю. Из России с ненавистью // ИноСМИ.ру, 3 августа 2005 (https://www.inosmi.ru/translation/221317.html).

[226] Об особенности арийского мифа в постсоветской России и его создателях см.: Шнирельман В.А. Интеллектуальные лабиринты. М.: Academia, 2004. С. 123-225. Сегодня одним из самых плодовитых пропагандистов арийского мифа в России является московский журналист и писатель А.И. Асов, псевдонаучные книги которого о «славянах-арийцах» регулярно выходят в издательстве «Вече».

[227] Как известно, сам Сталин называл себя грузином и воспитывался в грузинской среде. См.: Rieber A. Stalin as Georgian: the formative years // Stalin. A new history / Ed. by S. Davies, J. Harris. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006.

[228] Тарасов А. Skinheads ou naturel. С. 83; он же. Бритоголовые. С. 132-133.

[229] Нехорошев Г. У настоящих скинхедов шнурки на ботинках белые.

[230] Лихачев В. Нацизм в России. С. 115.

[231] Кельтский крест наряду с кельтскими орнаментами служит излюбленным символом Западных скинхедов. С осени 1994 г. при «Корпорации тяжелого рока» работал салон, делавший неонацистам и скинхедам татуировки, основанные на кельтских орнаментах. См.: Железный марш, 1995, № 14.

[232] Подробно см.: Лихачев В. Нацизм в России. С. 111-112; Беликов С. Бритоголовые. С. 102-103. Об особой роли символики у скинхедов см.: Аминов Д.И., Огаян Р.Э. Молодежный экстремизм. С. 88-99; Мамедов В.А., Кочкин Ю.В., Ерыкалина А.Ю. Наци-скинхеды. С. 107-118.

[233] Беликов С. Бритоголовые. С. 5.

[234] Там же. С. 69-72.

[235] Там же. С. 89.

[236] Рстаки А. Дивизия «бритая голова» - 2; Тарасов А. Экстремисты по вызову, с. 68; он же. Наци-скины. Любопытно, что этого мнения придерживается и их главный идеолог Иванов (Сухаревский). Он пишет: «Все по своим домам. Негры в Африку. Турки на Аму-Дарью! Евреи в пустыню Гоби!» См.: Иванов (Сухаревский) А. Моя вера – русизм. С. 34. См. также: «Наша цель – это власть» // Московские новости, 16-22 апреля 2002. С. 2-3.

[237] Беликов С. Бритоголовые. С. 30, 32. К сожалению, это весьма спорное положение, фактически легитимирующее «культурный расизм», уже вошло в ряд учебников по культурологи и конфликтологии и служит руководством к действию властям ряда регионов России. Об этом см.: Шнирельман В.А. «Несовместимость культур»: от научных концепций и школьного образования до реальной политики // Русский национализм: идеология и настроение / Под ред. А.М. Верховского. М.: Центр «СОВА», 2006.

[238] Беликов С. Бритоголовые. С. 68-69.

[239] Подробнее о культурном расизме см.: Шнирельман В.А. Расизм: вчера и сегодня // Pro et Contra. 2005. Т. 9. № 2; он же. Этничность, цивилизационный подход, «право на самобытность» и «новый расизм» // Социальное согласие против правого экстремизма / Под ред. Л.Я. Дадиани, Г.М. Денисовского. Вып. 3–4. М.: Институт социологии РАН, 2005.

[240] Карамьян Е. Москва коричневая // Россия, 5 февраля 2002. С. 20.

[241] Усилия властей подчас неэффективны // Московские новости, 6-12 ноября 2001. С. 2. В то же время Иванов (Сухаревский) подтверждал участие своих подшефных в погроме на Царицынском рынке. См.: Пунанов Г. Скинхеды.

[242] Васильев Ю. «Я ненавижу черных»; Самоторова А. «Я мог бы...» Футбольные фанаты составляют немалую долю и в других скин-объединениях. См.: Гетманский К., Кириллов Р., Спирин Ю. «Бритоголовые…»

[243] Беликов С. Бритоголовые. С. 116-119, 206; Анисимов Е. С больной головы на бритую… // Комсомольская правда, 20 апреля 2002. С. 11; Добрынина С. Чума рабочих окраин. Сегодня это начали признавать и сотрудники правоохранительных органов, считающие футбольных фанатов самым опасным «крылом скинхедов». См.: Аминов Д.И., Огаян Р.Э. Молодежный экстремизм. С. 20, 24.

[244] Jamalov R. The real fight club // Pulse, April 2002. P. 14-15.

[245] Козлов А.Ю. Ультраправые тенденции в футбольных фанатских группировках в России // Русский национализм: идеология и настроение / Под ред. А.М. Верховского. М.: Центр «Сова», 2006. С. 94-101; Молчанов О. Куда идут «безумные мясники»? // Вечерняя Москва, 15 февраля 2007. С. 36-37.

[246] Богомолов А. Русские «фанатики»; Smetanina A. War games // Pulse, April 2002. P. 15.

[247] Васильев Ю. «Я ненавижу черных». А. Тарасов подтверждает тесные связи между скинхедами и футбольными фанатами. См.: Соколов Д. Царицынский погром.

[248] Бутузова Л. Дружба врозь // Московские новости, 5-11 ноября 2002. С. 22.

[249] Беликов С. Бритоголовые. С. 146.

[250] ГУВД Москвы: в Москве нет скинхедов, а есть шпана // Вести.ru, 28 января 2005 (https://www.vesti.ru/news.html? id=68044). Правозащитники тоже подмечают тенденцию к использованию борьбы с ксенофобией для ужесточения политического режима и дискредитации политических оппонентов. См.: Верховский А., Кожевникова Г. Основные тенденции в развитии национал-радикального движения и государственного противодействия ему в 2005 году // Мониторинг дискриминации и национал-экстремизма в России / Под ред. Ю. Башиновой, Н. Таубиной. М.: Фонд «За гражданское общество», 2006. С. 19-20.

[251] Холодов С. Бывший интернационализм обернулся национальной нетерпимостью? // Московская правда, 5 апреля 2002. С. 3.

[252] Представитель ГУВД Ростовской области: «Нельзя смешивать экстремистские и хулиганские действия» // Регнум.ру, 31 марта 2006 (www.regnum.ru/news/616114.html).

[253] Кочергин А. Краснодарский край // Мониторинг дискриминации и национал-экстремизма в России / Под ред. Ю. Башиновой, Н. Таубиной. М.: Фонд «За гражданское общество», 2006. С. 132.

[254] Пахомова Е. Зуд Линча // Московский комсомолец, 8 сентября 2001. С. 1, 4; Ильичев В. Скинхеды! Горн зовет! // Московская правда, 19 сентября 2002. С. 10.

[255] Аминов Д.И., Огаян Р.Э. Молодежный экстремизм; Мамедов В.А., Кочкин Ю.В., Ерыкалина А.Ю. Наци-скинхеды. С. 40.

[256] Велехов Л. Москва и Питер соперничают в борьбе за звание колыбели русского неонацизма // Совершенно секретно, февраль 2006, № 2. С. 2.

[257] Редакция «Известий». Не признавая существования в России расистов, власть поощряет их // Известия, 14 мая 1998. С. 5; Уколов Р. Бритоголовые метаморфозы // Известия, 20 мая 2003. С. 9; Кириллов Р. Предъявлено обвинение участникам нападения на иностранных студентов // Известия, 2 декабря 2003. С. 10; Гордиенко А., Уколов Р. Кавказский бумеранг // Независимая газета, 11 октября 2004; Трофимов А. Бритоголовая статистика // Независимая газета, 25 октября 2005; Добрюха Е., Романов М., Деева Е. Фабрика скинхедов // Московский комсомолец, 24 ноября 2005. С. 6; Антонов К. Скинхедов посчитали просто разбойниками // Известия, 29 марта 2006. С. 6. См. также: Паин Э.А. Этнополитический маятник. С. 187; Аминов Д.И., Огаян Р.Э. Молодежный экстремизм. С. 27-28.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.072 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал