Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письменная проверка профессиональных знаний и умений






Письменная проверка получила широкое распространение на уроках теоретического обучения благодаря своим преимуществам.

Во-первых, письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Во-вторых, результаты рассматриваемого вида проверки дают воз­можность педагогу анализировать развитие учащихся, выявлять ошибки, а следовательно, объективно оценивать достоинства и недостатки применяемой методики. В-третьих, письменная про­верка позволяет выявить знания, умения на I —IV уровнях.

Как и любой другой метод, письменная проверка имеет недо­статки. Главный недостаток состоит в том, что отсутствует непос­редственный контакт между преподавателем и учащимся, в ре­зультате преподавателю труднее наблюдать за логикой ответа уча­щегося. Преподавателю приходится затрачивать большое количе­ство времени для проверки работ учащихся.

Одной из форм письменной проверки является технический диктант. Технические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, решению задач, провес­ти обобщение изученного и т.д. По форме технический диктант представляет перечень вопросов, которые диктует преподаватель учащимся и на которые они сразу не должны писать ответ. На технические диктанты целесообразно выносить вопросы, ответы на которые требуют примерно одинакового и небольшого по дли­тельности промежутка времени от всех учащихся, независимо от уровня знаний предмета. Диктанты должны снять часть нагрузки с других форм проверки знаний.

Перечень вопросов, которые целесообразно выносить на элек­тротехнический диктант:

- буквенное обозначение физических величин;

- определение физических величин, единиц измерения;

- формулировка законов, математическое выражение зависи­
мости между параметрами технических объектов;

- графическое представление связи между параметрами техни­
ческих объектов и т.д.;

- назначение измерительных приборов, описание правил ра­
боты с ними.

Приведем пример электротехнического диктанта по теме «Элек­трические цепи переменного тока»:

«Катетами треугольника напряжений на... напряжение, а напряжение источника есть... Емкостное сопротивление обратно пропорционально...


 


Чем больше емкость конденсатора, тем его сопротивление..., чем мень­ше частота тока, тем емкостное сопротивление...».

Рассмотрим технологию проведения технического диктанта. До начала изучения необходимо пометить вопросы, знание которых целесообразно проверить у каждого учащегося в форме диктанта, продумать, сколько диктантов будет проведено при изучении дан­ной темы, установить длительность каждого диктанта, составить его текст.

Методика проведения технических диктантов несложна. Воп­росы учащимся, как правило, диктует преподаватель или исполь­зуется магнитофонная запись, время ответа строго регламентиру­ется (1 минута), число вариантов — один или два. Практика про­ведения физических диктантов в средней школе показывает, что вопрос диктанта достаточно повторить два раза. Услышав вопрос первый раз, учащиеся уясняют его суть, повторение вопроса дает возможность уточнить его. Преимущество использования аудиоза­писи состоит в том, что преподаватель получает возможность на­блюдать за работой всей группы, этим увеличивается объектив­ность оценки; кроме того, можно неоднократно применять одну и ту же запись. Целесообразно научить учащихся приемам расчета своей оценки за диктант. Если вопросы диктанта равноценны, их можно оценивать долями балла, например 0, 5, если диктант со­стоит из десяти вопросов. После диктанта можно дать учащимся правильные ответы, а затем попросить рассчитать оценку и сооб­щить, кто и какие оценки получил за диктант.

Контрольные работы по теоретическим дисциплинам прово­дятся с целью определения умений учащихся применить полу­ченные знания к решению задач определенного типа. Содержание контрольных работ составляют задачи текстовые, эксперименталь­ные.

Контрольные работы — обязательная и систематическая форма проверки и учета знаний и умений учащихся. Их следует проводить по основным темам технических предметов. Для объек­тивного получения результатов контрольной работы необходимо сообщить учащимся типы задач, выносимые на нее, нормы оценок. Эта психологическая подготовка учащихся к работе повышает их ответственность за результаты, приучает их к планированию своей деятельности. Одним из вопросов, который решает преподаватель при подготовке к контрольной работе, является количество вари­антов. В практике используются 2, 4, 6, 8 и более вариантов конт­рольной работы. Однако большое количество вариантов приводит к увеличению затрат времени на их составление, при этом нужно подобрать много вариантов одинаковой сложности. Перечисленные трудности объективны, но их необходимо преодолеть. Какое же ко­личество вариантов можно считать оптимальным? На наш взгляд,


в первые годы работы можно ограничиться двумя — четырьмя ва­риантами. По мере того как преподаватель нарабатывает методи­ческий материал, число вариантов увеличивается. С накоплением опыта возможно проведение «уровневой» контрольной работы. «Уровневая» контрольная работа дает учащимся возможность вы­бора того варианта, в выполнении которого он уверен. В этом слу­чае преподаватель одновременно предлагает три текста контрольной работы по теме, разъясняя, что полное и правильное выполнение каждой обеспечивает получение оценок 3, 4, 5.

Использование «уровневой» контрольной работы будет успеш­ным, если в процессе овладения методикой решения задач ста­вить учащихся перед выбором задания. При другой методике уча­щимся указывается время, необходимое для выполнения задания, или указывается трудность задачи в баллах. При такой организа­ции самостоятельной работы учащиеся смогут проконтролировать себя. Предлагаем подумать над таким вопросом: как поступить, если учащиеся выбрали более легкий вариант, выполнили его и у них осталось время?

Рассмотрим элементы методики подготовки контрольной ра­боты.

1. Важно определить цель контрольной работы. Контрольная
работа может быть направлена на выявление уровня сформиро­
ванности умений по решению задач определенного типа. В этом
случае она бывает кратковременной. Контрольная работа прово­
дится после изучения большой темы или раздела, тогда проверя­
ется система умений по расчету задач нескольких типов.

2. Число задач в контрольной работе зависит от требований
программы, цели которой ставит преподаватель. Не следует в кон­
трольную работу включать теоретический вопрос. Он требует мно­
го времени на обдумывание и ответ. Ответить на теоретический
вопрос учащиеся зачастую не могут, потому что письменная речь
у них плохо развита. Рекомендуется в контрольную работу вклю­
чать 3 — 4 задачи.

3. Контрольная работа может быть комплексной, направлен­
ной на проверку знаний по физике, общеотраслевым и специаль­
ным предметам. В этом случае ее содержание обсуждается с препо­
давателем указанных дисциплин и оценка выставляется за каж­
дый элемент знаний.

4. Содержание контрольной работы должно быть разнообразным.
Это означает, что контрольная работа должна включать задачу
на расчет параметров технических объектов, задачу на графи­
ческое построение (например, на построение векторных диаг­
рамм), экспериментальную задачу (фрагмент лабораторной ра­
боты и т.д.).

К неписьменной форме контроля технических знаний отно­сятся рефераты, которые используются для обобщения знаний,


знакомства с историей науки. Подвести итоги работы учащихся над рефератом можно на специальном семинаре или на уроке.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал