Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка тестовых заданий






Педагогическая тестология в последнее время интенсивно раз­вивается как прикладная отрасль научно-педагогических знаний. В развитии любой области научного знания важную роль играют базовые понятия. Основным понятием теории тестов является «пе­дагогическое (учебное) задание». Задания могут формулироваться как в тестовой, так и в нетестовой форме. К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:

- правильность предметного содержания задания;
- логичность высказывания;

- правильность формы;

- краткость;

- наличие определенного места для ответов;

- правильность расположения элементов задания;

- одинаковость правил оценки ответов;

- одинаковость инструкции для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания.


По типу ответов выделяют две большие группы тестовых зада­ний: открытой и закрытой формы. Задания открытой фор­мы сформулированы так, что готового ответа нет, а испытуемые должны вписать ответы самостоятельно в отведенном для этого месте. Если в заданиях предусмотрены готовые варианты ответов, то такую форму заданий можно назвать закрытой. Задания закры­той формы могут иметь разнообразную внутреннюю конструкцию. Придерживаясь предложенной классификации, рассмотрим различ­ные конструктивные формы, их достоинства и недостатки, область применения тестовых заданий открытой и закрытой формы.

Задания открытой формы. Они относятся к наиболее распрост­раненным формам учебных заданий. Учебные задания такого типа постоянно используются в учебном процессе — во время изложе­ния нового материала, для активизации когнитивной деятельно­сти учащихся, в процессе устного и письменного контроля. В зада­ниях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельству­ющий о его знании соответствующего раздела темы. Само задание формулируется в форме вопроса или высказывания. Для выполне­ния задания открытой формы необходимо продолжить (допол­нить) недостающую часть утверждения для того, чтобы оно стадо истинным. Вместе с тем у заданий открытой формы есть несом­ненные достоинства, благодаря которым данная форма использу­ется в тестовом контроле:

- нет возможности угадывать правильный ответ (вероятность
угадывания правильного ответа особенно высока при проведении
итогового контроля);

- задания открытой формы удобно использовать при диагнос­
тике стандартизированного объема учебных элементов по учеб­
ной дисциплине, учебной эрудиции учащихся.

Тестовые задания открытой формы состоят из следующих час­тей: инструкции, самого задания в утвердительной или вопроси­тельной форме и эталона правильного ответа.

В инструкции к заданию содержатся указания, какие действия должен выполнить испытуемый для успешного решения данного задания. Инструкция должна быть краткой. В инструкции, по воз­можности, следует использовать простые предложения, избегая сложных конструкций, причастных и деепричастных оборотов. Если это целесообразно, можно привести примеры выполнения зада­ния с аналогичной инструкцией. На этапе апробации теста имеет смысл оценить качество инструкций, понимание их испытуемы­ми. Если учащиеся не понимают, что от них требуется выполнить в задании, значит, инструкцию необходимо пересмотреть. Для однотипных заданий часто используется одна инструкция.

Следом за инструкцией располагается смысловая часть зада­ния, с помощью которой проверяется знание испытуемым соот-


ветствующего объема учебного материала. В заданиях открытой формы в этой части предусматривается пустое место для ответа испытуемого.

Эталон ответа представляет собой недостающее в задании сло­во, словосочетание, дату, число, буквенное обозначение физи­ческой величины и т.д., т.е. данные, которые должен вписать в задание испытуемый, чтобы предлагаемое утверждение стало ис­тинным. Наличие эталонов ответов позволяет оптимизировать про­цесс проверки выполненных учащимися тестов.

Рассмотрим несколько примеров заданий открытой формы.

Задания на дополнение или вставку.

Дополните:

Водно- и водно-дисперсионные краски — это лакокрасочные материалы, содержащие________.

Эталон: воду.

Дополните:

Намагниченные стальные пластины в МПТ называют.

Эталон: полюсом.

Наиболее эффективными (с точки зрения количества прове­ряемых учебных единиц в единицу времени) являются открытые задания в виде таблиц. В этом случае формулировки получаются однотипными, компактными и более понятными для испыту­емых.

Задания на свободное изложение. Для выполнения та­кого рода заданий необходимо самостоятельно найти конструк­тивное решение: воспроизвести формулировку, дать характерис­тику, написать формулу, проанализировать явление, выполнить принципиальную схему и т.д. Например:

Дополните:

Выпрямительные диоды используют для_____.

Эталон: выпрямления переменного тока.


 


Задания с кодировкой. Задания с кодировкой исполь­зуются в том случае, когда проверяются номенклатурные зна­ния, т.е., выполняя задание, учащиеся должны перечислить какие-либо свойства, явления, факты, конструктивные части устройства и т.д., при этом возможны различной полноты пра­вильные ответы. В связи с этим возникает проблема адекватности оценок. Например, если испытуемый перечисляет пять из семи правильных ответов, то оценивать его ответ как верный или как

неверный?

Для такого рода заданий предлагается использовать кодировку. Кодируется количество баллов, выставляемых ученику в зависи­мости от полноты его ответа. Например:

Дополните:

К конструктивным элементам термического конденсатора относятся___________

Эталон: выводы, вольфрамовая вставка, корпус, диэлектрик, токопро-водящие пластины.

Кодировка осуществляется различными способами. Например: два правильных ответа — 1 балл; три-четыре правильных ответа — 2 балла; пять правильных ответов — 3 балла. Можно за каждый правильный ответ присваивать 0, 5 балла.

Тестовые задания закрытой формы. Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы: инструк­цию, формулировку самого задания (предпочтительнее в утвер­дительной форме), варианты ответов и эталон. Таким образом, закрытые формы тестовых заданий отличаются от открытых нали­чием готовых вариантов ответов, из которых учащийся должен выбрать правильный (правильные). Вместе с тем закрытые тесто­вые задания могут иметь разнообразную внутреннюю конструк­цию при сохранении общего дидактического смысла. Это позво­ляет создать различные варианты теста на одном и том же дидак­тическом материале, но с различными количественными и каче­ственными характеристиками.

В зависимости от целей тестирования, возможностей и опыта разработчика в тесте могут быть использованы разнообразные кон­струкции тестовых заданий закрытой формы. Далее рассмотрим

некоторые из них.

В наиболее распространенном виде тестовых заданий закрытой формы предлагается несколько вариантов ответов (от 2 до 5), сре­ди которых один верный. Неправильные, но правдоподобные от­веты в зарубежной литературе называются дисшракторами (от англ. to distract — отвлекать). В общем случае, чем лучше подобраны дистракторы, тем лучше задание. Талант разработчика теста в пер­вую очередь проявляется в разработке содержательно корректных и статистически эффективных дистракторов. Например:


Выберите правильный вариант ответа: Ротор с рабочей обмоткой в МПТ называют 1)станиной

2) якорем

3) полюсом
Эталон: 2.

Выберите правильный вариант ответа:

Отключающим элементом разборного трубчатого предохранителя является

1)привод

2) плавкая вставка

3) разъединитель

4) контактный нож
Эталон: 2.

Особенность другого вида тестовых заданий закрытой формы состоит в следующем. Содержание каждого последующего ответа вбирает в себя (кумулирует) содержание предыдущих и, кроме того, содержит дополнительную информацию, причем самый полный ответ не обязательно является правильным. Оптимальное количество ответов в указанных заданиях — два-три; в заданиях с четырьмя и более ответами принцип кумуляции используется до­вольно редко. Это прежде всего связано с громоздкостью получа­емых заданий и, как следствие, снижением качества самого зада­ния. Например:

Выберите правильный и наиболее полный ответ:

Конструктивными элементами термического конденсатора являются

1) выводы, вольфрамовая вставка

2) выводы, вольфрамовая вставка, диэлектрик

3) выводы, вольфрамовая вставка, диэлектрик, стабилизатор
Эталон: 2

Выберите правильный и наиболее полный ответ:

К специальным конденсаторам относятся

1) термический конденсатор, фотоконденсатор

2) термический конденсатор, фотоконденсатор, тензаконденсатор

3) термический конденсатор, фотоконденсатор, тензаконденсатор, лавинный конденсатор

Эталон: 2.

В следующих видах тестовых заданий при формировании ответов требуется знание сочетаний свойств, признаков, знаков и т.д. — обычно по два или по три. Такое построение ответов связано с тем, что иногда требуется малым количеством заданий охватить большой объем учебного материала. Практика к тому же показы­вает, что, если проверяется знание учащимися каких-либо свойств, конструктивных элементов, классификации технических устройств


 


и т.д., эффективнее в каждый ответ включать не одно слово (свой­ство, признак), а несколько.

При построении заданий по принципу сочетания дополнительно используется правило цепочки, когда последнее слово пер­вого ответа становится первым словом второго и т.д. Например:

Выберите правильный вариант ответа: Основными узлами АД являются

1) статор и обмотка

2) обмотка и контактные кольца

3) контактные кольца и ротор

4) ротор и статор
Эталон: 4.

Задания с несколькими правильными варианта­ми ответов. Помимо заданий с несколькими вариантами отве­тов, среди которых один правильный, выделяют задания, в ко­торых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки класси­фикационных и номенклатурных знаний. Задания с одним пра­вильным ответом отличаются от заданий с несколькими правиль­ными ответами вероятностью угадывания правильного ответа и степенью сложности. Время, затрачиваемое на решение этих зада­ний, также различно. Это прежде всего связано с тем, что, когда учащемуся предлагается задание с несколькими правильными ва­риантами ответов, он находится в условиях неполноты информа­ции, т.е. не знает, сколько правильных ответов имеется в зада­нии, поэтому вынужден рассматривать каждый ответ. В случае, когда правильный ответ один, учащийся, найдя его, остальные может не рассматривать (если он уверен в правильности своего

выбора).

Оценивание ответа учащегося осуществляется следующим об­разом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает 1 балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа — 0 баллов.

Тестовые задания на установление соответствия между элементами двух м н о ж е с т в. В заданиях на ус­тановление соответствия требуется связать между собой элемен­ты двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов: «Установите соответствие», названия двух столбцов и составля­ющие их элементы. Одно из требований к заданиям на соответ­ствие — это неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах. Рекомендуется, чтобы число элементов правого столб­ца было больше (хотя бы на один), чем левого, так как в про­тивном случае последнее задание будет выполняться методом исключения. Например:


Установите соответствие: Режим работы АД: 1) пуск двигателя 2) холостой ход 3) номинальная нагрузка Эталон: 1 г; 2 б; 3 а.

Относительное значение скорости скольжения S:

 

а) 0, 05

б) 0, 001—0, 005

в) 0, 1-0, 5

г) 1, 0

 

 

Задания на установление правильной последо­вательности. Задания данного типа позволяют проверить зна­ния, умения и навыки установления правильной последователь­ности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных инст­рукций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективные алгоритмы деятель­ности. Задания на установление правильной последовательности позволяют контролировать процесс профессионального станов­ления и вносить в него, по мере необходимости, те изменения, которые способствуют качеству подготовки специалистов.

Область применения заданий на установление правильной по­следовательности не ограничивается профессиональным обучением. В данной форме можно выражать содержание многих, если не всех, учебных дисциплин, упорядочивать различные по своему содер­жанию учебные элементы, развивать навыки и оценивать умение устанавливать правильную последовательность:

- исторических событий;

- процессов производственной деятельности;

- технологического цикла;

- выполнения практических заданий (например, по математи­
ке, химии и т.д.);

- этапов развития объектов и систем;

- этапов построения цепочек рассуждения (в том числе при
доказательстве теорем);

- проведения опыта, лабораторной работы и т.д.

Задание данного типа состоит из следующих конструктивных элементов:

1) инструкции для испытуемых, имеющей следующий вид:
«Установите правильную последовательность». Если данная фор­
ма является новой для учащихся, то инструкция сопровождается
примером;

2) содержания задания, где дается указание на события (объек­
ты), подлежащие упорядочению;

3) материала для ответа, представляющего собой неупорядо­
ченный перечень самих событий (объектов);

4) эталона ответа.


 


Отметим некоторые правила составления заданий на последо­вательность.

1. В задании не следует выстраивать слишком большие цепоч­
ки (оптимальное количество элементов, требующих упорядоче­
ния, — четыре-пять). Исключение составляют те задания, в ко­
торых требуется восстановить последовательность всего техноло­
гического цикла или перечня выполняемых работ, причем зна­
ние правильной последовательности профессионально необхо­
димо специалисту.

2. Правильная последовательность элементов задания должна
быть однозначной, т. е. внутри цепочки каждый элемент должен
занимать только одно строго определенное место.

Конкретным примером таких цепочек могут служить доказа­тельства некоторых математических теорем, в которых изменение порядка рассуждений не сказывается на конечном результате. В таком случае можно просто изъять один из двух параллельных элементов из цепочки.

Как уже указывалось выше, задания на установление правиль­ной последовательности могут применяться для реализации двух функций — контролирующей и обучающей. Контролирующая фун­кция этих заданий была описана ранее, что же касается обучаю­щей функции, то задания этого типа могут применяться в трена­жерных комплексах, в учебном моделировании, при формирова­нии профессиональных навыков. Например:

Установите правильную последовательность:

Действия ОДП при отключении разъединителей и отделителей с дутьевыми приставками:

A. Проверить нагрузку на присоединении
Б. Выполнить операцию отключения

B. Создать в резервуаре давление, соответствующее рабочему давлению аппарата

Г. Надеть диэлектрические перчатки, боты и стать подзащитный козырек Д. Проверить готовность к действию дутьевой приставки по наличию дутья

Эталон: А, Д, В, Г, Б.

Установите правильную последовательность:

Действия ОДП при переводе присоединений с одной системы шин на другую:

A. Отключить АПВ шин

Б. Убедиться в отсутствии напряжения в резервной системе шин

B. Проверить путем наружного осмотра готовность резервной системы шин к включению под напряжение

Г. Отключить шинные разъединители всех переводимых присоедине­ний от освобождаемой системы шин

Д. Включить шинные разъединители присоединений на резервную систему шин


Е. Включить АПВ шин

Ж. Убедиться по щитовым вольтметрам в отсутствии напряжения на освобожденной системе шин

3. Переключить питание цепей напряжения защит, автоматики и из­мерительных приборов на соответствующий трансформатор напряжения

Эталон: В, Б, А, Д, 3, Г, Ж, Е.

Задания на количественное сравнение. В заданиях на количественное сравнение учащимся предлагается сравнить две величины. Структура заданий данной формы содержит следую­щие элементы:

1) инструкцию для испытуемых, имеющую следующий вид:
«Сравните данные, приведенные в колонках 1 и 2, и укажите пра­
вильный ответ»;

2) варианты ответов, из которых учащиеся выбирают правиль­
ный для всех предложенных заданий:

а) данные, приведенные в колонке 1, больше данных, приве­
денных в колонке 2;

б) данные, приведенные в колонке 1, меньше данных, приве­
денных в колонке 2;

в) данные, приведенные в колонке 1, равны данным, приве­
денным в колонке 2;

3) сами задания, представленные в виде таблицы. Величины
первой и второй колонок сравниваются попарно между собой,
полученный результат выбирается из предложенных выше вари­
антов ответов;

4) эталоны ответов.
Например:

Сравните данные, приведенные в колонке 1 и 2, и укажите правиль­ный ответ:

A. Данные, приведенные в колонке 1, больше данных, приведенных в
колонке 2

Б. Данные, приведенные в колонке 1, меньше данных, приведенных в колонке 2

B. Данные, приведенные в колонке 1, равны данным, приведенным в
колонке 2

Г. Недостаточно информации для сравнения


Этот пример фактически содержит два задания. В подобных слу­чаях предлагается оценивать в 1 балл каждое из заданий таблицы; следовательно, максимально учащийся может получить за данное задание 2 балла. В таблицу рекомендуется включать не более 8—10 заданий, так как в противном случае можно ожидать появления ошибочных ответов, обусловленных утомляемостью учащихся.

Достоинства заданий в такой форме очевидны, и прежде всего это компактность самого задания. Кроме того, формулировки ва­риантов ответов для всех заданий одни и те же и разработчику не нужно дополнительно работать над составлением дистракторов. Как недостаток можно отметить, что решение такого типа зада­ний весьма утомительно для тестируемых и поэтому их нельзя широко использовать. Задания на количественное сравнение мо­гут иметь две колонки или дополняться еще одной колонкой, где содержится дополнительная информация.

Задания на логическое сравнение. Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид:

- инструкция: «Установите истинность или ложность утверж­
дений, записанных в колонках 1 и 2, и укажите правильный от­
вет»;

- варианты ответов:

а) оба утверждения истинны;

б) истинно только утверждение, приведенное в колонке 1;

в) истинно только утверждение, приведенное в колонке 2;

г) оба утверждения ложны;

д) невозможно установить истинность или ложность хотя
бы одного из утверждений;

- содержание задания (утверждения, определения, формулы
и т.д.), записанное в двух колонках;

- эталоны ответов.

В заданиях данной формы содержание колонок 1 и 2 логически не связано между собой, поэтому можно заметить, что две колон­ки используются только лишь для большей компактности зада­ний. Если информационный объем теста не играет важной роли, то вместо приведенной структуры можно использовать следую­щую:

- инструкция: «Определите истинность или ложность утверж­
дения и укажите правильный ответ»;

- варианты ответов:

а) утверждение истинно;

б) утверждение ложно;

в) невозможно установить истинность или ложность утвер­
ждения;

- содержание задания, данное в форме утверждений (высказы­
ваний, определений, формул и т.д.);

- эталоны ответов.


По существу, данная форма представляет собой разновидность альтернативных заданий, но вместо вариантов ответов типа «да» или «нет» используется приведенная выше структура. Основное преимущество данной формы — компактность формулировок. Приведем конкретные примеры.

Установите истинность или ложность утверждений, записанных в ко­лонках 1 и 2, и укажите правильный ответ:

A. Оба утверждения истинны

Б. Истинно только утверждение, приведенное в колонке 1

B. Истинно только утверждение, приведенное в колонке 2
Г. Оба утверждения ложны

Д. Невозможно установить истинность или ложность хотя бы одного из утверждений

 

№ п/п Колонка 1 Колонка 2
  Рабочая обмотка статора АД по сечению крупнее пусковой Стальные листы статора АД не изолируются
  Скорость магнитного поля статора АД зависит от частоты скольжения Обмотка статора АД может выполняться в виде петли
  Разрядник служит для защиты от перенапряжения Разъединитель служит для создания видимого разрыва
  Ток, проходящий вдоль транзистора, называется проходным Затвор в полевом транзисторе предназначен для регулирова­ния площади поперечного заряда

Эталон: 1 Б, 2 В, ЗА, 4 Г.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал