![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема урока в методике профессионального обучения
Урок остается ведущей организационной формой обучения. Более 300 лет назад Я.А.Коменский в книге «Великая дидактика» описал классно-урочную систему обучения. На протяжении нескольких столетий урок видоизменялся (лекция, лабораторная работа, семинар и т.д.), но оставался удобной формой организации учебного процесса. В уроке взаимодействуют все компоненты структуры учебного процесса (рис. 25). Взаимосвязь этих структурных компонентов происходит благодаря деятельности преподавателя и учащихся. Урок продолжает оставаться творчески развивающейся формой обучения. Так, в 1960-е гг. липецкие учителя провели исследования по совершенствованию форм учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках по общеобразовательным предметам; в 1970-е гг. стали известны разработки учителей Татарии по применению структуры проблемного урока; в 1980-е гг. вышла работа М. П. Щетинина по оптимизации временных рамок урока. В последние годы, благодаря поискам исследователей и мастеров производственного обучения ПТУ, родилась идея совмещенного (бинарного) урока специальной технологии и производствен-
Рис. 25. Структура процесса обучения
ного обучения. В то же время следует признать, что в различных методических рекомендациях и пособиях для преподавателей ПТУ не рассматривается теория урока технических дисциплин с учетом особенностей содержания и ведущих структурных элементов деятельности преподавателя и учащихся. Остановимся на основных компонентах урока. В теории обучения подробно исследована традиционная структура урока (рис. 26). На первом этапе урока, как правило, преподаватель опрашивает учащихся по домашнему заданию. Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют небольшую контрольную работу, решают задачи у доски, отвечают на вопросы программированного контроля и т.д. На следующем этапе урока преподаватель последовательно излагает учебный материал, иллюстрирует основные положения теории демонстрационными экспериментами, средствами наглядности. Учащиеся при этом слушают, наблюдают, ведут конспект и т.д. На третьем этапе формируются умения по решению типовых задач, закрепляется изученный материал, учащиеся работают с литературой. И наконец, домашнее задание, в процессе выполнения которого еще раз закрепляются основные понятия и теоретические положения изучаемой науки. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в традиционной структуре урока отражается последовательность решения основных дидактических задач. При такой структуре урока ведущую деятельность в процессе обучения выполняет преподаватель, который реализует объяснительно-иллюстративный подход к обучению. Деятельность учащихся носит репродуктивный характер. В различной методической литературе описанная структура урока представляется как нормативная. После 1960-х гг. прошла апробацию структура урока в условиях проблемно-развивающего обучения. Перечислим основные компоненты этого типа урока. 1. Актуализация опорных знаний и способов деятельности учащихся. Под актуализацией понимается восстановление в памяти учащихся опорных понятий, обеспечивающих основу формирования новых технических понятий, законов, методов расчета параметров технических объектов и т.д. Как мы уже отметили, опорными понятиями рассматриваемой темы могут быть понятия, взятые из предыдущего урока, а также физические, математические понятия. 2. Формирование новых понятий и способов деятельности. Сам 3. Применение сформированных знаний и умений. В отличие от за В методике профессионального обучения на данном этапе важно применение задач с профессиональной направленностью. Учащимся важно понять применение изученной системы знаний в практической или учебно-профессиональной деятельности. Рассматривая структуру проблемного урока, следует указать, что в методике обучения преподаватель решает не только дидактические задачи (актуализации, формирования, применения), он моделирует (планирует) обучающую деятельность. Следовательно, преподаватель конструирует методическую подструктуру конкретного урока, исходя из целевой установки, отбора и структурирования содержания, а также управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся.
|