Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема урока в методике профессионального обучения






Урок остается ведущей организационной формой обучения. Более 300 лет назад Я.А.Коменский в книге «Великая дидактика» описал классно-урочную систему обучения. На протяжении не­скольких столетий урок видоизменялся (лекция, лабораторная работа, семинар и т.д.), но оставался удобной формой организа­ции учебного процесса. В уроке взаимодействуют все компоненты структуры учебного процесса (рис. 25).

Взаимосвязь этих структурных компонентов происходит бла­годаря деятельности преподавателя и учащихся. Урок продолжа­ет оставаться творчески развивающейся формой обучения. Так, в 1960-е гг. липецкие учителя провели исследования по совершен­ствованию форм учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках по общеобразовательным предметам; в 1970-е гг. стали известны разработки учителей Татарии по применению структу­ры проблемного урока; в 1980-е гг. вышла работа М. П. Щетинина по оптимизации временных рамок урока.

В последние годы, благодаря поискам исследователей и масте­ров производственного обучения ПТУ, родилась идея совмещен­ного (бинарного) урока специальной технологии и производствен-

 

 

Рис. 25. Структура процесса обучения


 


 

ного обучения. В то же время следует признать, что в различных методических рекомендациях и пособиях для преподавателей ПТУ не рассматривается теория урока технических дисциплин с уче­том особенностей содержания и ведущих структурных элементов деятельности преподавателя и учащихся.

Остановимся на основных компонентах урока. В теории обуче­ния подробно исследована традиционная структура урока (рис. 26).

На первом этапе урока, как правило, преподаватель опраши­вает учащихся по домашнему заданию. Учащиеся отвечают на воп­росы, выполняют небольшую контрольную работу, решают зада­чи у доски, отвечают на вопросы программированного контроля и т.д.

На следующем этапе урока преподаватель последовательно из­лагает учебный материал, иллюстрирует основные положения теории демонстрационными экспериментами, средствами нагляд­ности. Учащиеся при этом слушают, наблюдают, ведут конспект и т.д.

На третьем этапе формируются умения по решению типовых задач, закрепляется изученный материал, учащиеся работают с литературой. И наконец, домашнее задание, в процессе выполне­ния которого еще раз закрепляются основные понятия и теорети­ческие положения изучаемой науки.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в традиционной структуре урока отражается последовательность решения основных дидактических задач. При такой структуре уро­ка ведущую деятельность в процессе обучения выполняет препо­даватель, который реализует объяснительно-иллюстративный под­ход к обучению. Деятельность учащихся носит репродуктивный характер. В различной методической литературе описанная струк­тура урока представляется как нормативная.

После 1960-х гг. прошла апробацию структура урока в условиях проблемно-развивающего обучения. Перечислим основные ком­поненты этого типа урока.

1. Актуализация опорных знаний и способов деятельности уча­щихся. Под актуализацией понимается восстановление в памяти учащихся опорных понятий, обеспечивающих основу формиро­вания новых технических понятий, законов, методов расчета па­раметров технических объектов и т.д. Как мы уже отметили, опор­ными понятиями рассматриваемой темы могут быть понятия, взя­тые из предыдущего урока, а также физические, математические понятия.


2. Формирование новых понятий и способов деятельности. Сам
термин «формирование» нацеливает преподавателя на выбор при­
емов, методов обучения, активизирующих деятельность учащих­
ся, например, по применению метода учебного эксперимента,
для которого нужна материально-техническая база, чтобы техни­
ческое исследование учащийся проводил на своем рабочем месте.
Таким образом, объяснительно-иллюстративный подход в обуче­
нии сменяется проблемным.

3. Применение сформированных знаний и умений. В отличие от за­
крепления, этот этап урока характеризуется решением учебно-
познавательных задач различного типа.

В методике профессионального обучения на данном этапе важно применение задач с профессиональной направленнос­тью. Учащимся важно понять применение изученной системы знаний в практической или учебно-профессиональной деятель­ности.

Рассматривая структуру проблемного урока, следует указать, что в методике обучения преподаватель решает не только дидак­тические задачи (актуализации, формирования, применения), он моделирует (планирует) обучающую деятельность. Следователь­но, преподаватель конструирует методическую подструктуру кон­кретного урока, исходя из целевой установки, отбора и структу­рирования содержания, а также управляет учебно-познаватель­ной деятельностью учащихся.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал