![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конструирование технологической карты проведения лабораторных работ
Основная функция, которую выполняют лабораторные работы, — практическое овладение учащимися обобщенными техническими умениями. Анализируя содержание лабораторных работ по общеотраслевым дисциплинам, нетрудно заметить, что в качестве обобщенных технических умений выступают методы. Для того чтобы выполнить любую лабораторную работу по исследованию электрических цепей, электрических машин, необходимо провести моделирование схемы, измерение параметров, осуществить расчет и анализ режимов работы. Планирование лабораторных работ осуществляется с помощью методических рекомендаций к проведению лабораторных работ по техническим дисциплинам. Рассмотрим традиционную структуру методики проведения лабораторных работ. В методических рекомендациях указываются: - тема лабораторной работы из программы по предмету; - цель лабораторной работы (нужно учесть, что формулировки - краткие теоретические положения (в этой части руководство - перечень оборудования и аппаратуры для проведения лабора - принципиальная (монтажная) схема проведения лаборатор - порядок выполнения, краткое описание приемов деятельно - выводы по работе; - контрольные вопросы. Приведенная структура методических рекомендаций в настоящее время используется во всех типах учебных заведений (училищах, техникумах, вузах). В то же время нельзя признать, что она организует деятельность учащихся, не раскрывая логической последовательности выполнения операций и приемов проведения лабораторного исследования. Все ли учащиеся знакомятся с теоретическими положениями? Чаще всего не все. Учащиеся приступают к выполнению работы, не осознавая того, что должны получить в результате исследования. Чтобы изменить существующее положение, необходимо в руководстве к лабораторным работам раскрыть программу проведения исследования и всю последовательность выполняемых опера- ций по определению параметров исследуемых электротехнических устройств. При этом время лабораторной работы увеличивается до двух учебных часов. Например, при изучении цепей постоянного тока целесообразно объединить темы «Изучение последовательного соединения приемников электрической энергии и проверка напряжения в отдельных приемниках по закону Ома» и «Изучение параллельного соединения приемников электрической энергии и проверка первого закона Кирхгофа» в одну «Изучение разветвленной электрической цепи постоянного тока с линейными приемниками». Формулируется цель проведения лабораторной работы. Затем указывается предмет исследования. Это необходимо для того, чтобы конкретизировать область исследования. Например: электрическая цепь постоянного тока, содержащая...; электрическая цепь, включающая...; электрическая машина, трехфазный трансформатор и т.д. Далее определяется метод исследования. Ведущими методами исследования в технических дисциплинах являются: измерение, моделирование, анализ параметров электрических цепей, векторные диаграммы и т.д. Выбрав методы, учащиеся представляют выполняемые виды деятельности: все необходимые электрические приборы (их типы); измерительные комплексы; источники напряжения; приемники (резисторы, лампы накаливания, конденсаторы, катушки индуктивности и др.); элементы управления. После этого следует показать принципиальную схему исследования, чтобы учащиеся понимали место подключения перечисленных приборов на лабораторном стенде. Далее следует этап проведения лабораторной работы, который включает: - подбор аппаратуры; - сборку электрической цепи; - подключение источников питания. Следующий, основной этап — проведение лабораторной работы. Он включает в себя перечень заданий. Содержанию задания соответствуют методы исследования и основные элементы контроля. Этот этап лучше всего представить в виде технологической карты (табл. 16). Таблица 16
|