![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология урока производственного обучения 6.2.1. Конструирование урока производственного обучения
Урок производственного обучения является ведущей организационной формой формирования профессиональных умений и навыков. Как правило, планируется урок производственного обучения один раз в неделю и, в отличие от урока теоретического обучения, его временные рамки — шесть учебных часов. Проводятся уроки производственного обучения в учебной мастерской, где за каждым учащимся закреплено рабочее место. Ведет урок мастер производственного обучения; в первую половину дня урок проводится для одной подгруппы, во вторую — для другой подгруппы учащихся. Методика проведения урока зависит от содержания учебно-производственных работ. Однако структура урока производственного обучения не зависит от содержания программы и включает определенные элементы (табл. 17). Таблица 17
Окончание табл. 17
К формам организации деятельности учащихся на уроках производственного обучения относятся: индивидуальная, групповая (фронтальная) и бригадная (звеньевая). При индивидуальном обучении учащийся прикрепляется к высококвалифицированному рабочему. Индивидуальная форма характерна для обучения непосредственно на производстве. В зависимости от особенностей производства учащийся работает вместе с рабочим на одном рабочем месте или отдельно на выделенном для него месте (станке, машине, агрегате) поблизости от наставника. Групповая, или фронтальная, форма характерна для организации процесса обучения в мастерских профессиональных учебных заведений. Фронтальная форма организации работы учащихся заключается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. Мастер может руководить одновременно работой всей группы, применяя групповой инструктаж, коллективное обсуждение ошибок. Таким образом, методическое руководство учебным процессом облегчается, однако при этом есть и свои трудности. Так, например, не всегда удается обеспечить всех учащихся одинаковыми заданиями из-за отсутствия материалов, эффективность обучения зависит от темпа работы учащихся. Бригадная, или звеньевая, форма организации обучения учащихся предполагает деление группы на бригады по три-четыре человека, каждая бригада выполняет свое задание. При этом происходит разделение труда как между звеньями, так и внутри звена. Например, при монтаже квартирной проводки каждая бригада получает свое задание. При этом в бригаде все работы по монтажу распределяются между учащимися, т. е. каждый получает задание на выполнение определенных операций или комплекса операций, а затем собранная бригадой схема испытывается. При выполнении заказа предприятий партия продукции может оказаться большой. В таком случае целесообразно весь технологический процесс разделить на части и каждой бригаде поручить выполнение определенной части работы, при этом все члены бригады выполняют одинаковую работу. При бригадной форме усложняется руководство учебным процессом со стороны мастера, которому приходится осуществлять одновременно контроль за выполнением разнообразных работ. Эта трудность преодолевается путем применения письменных инструкций, которые подготавливаются для каждой бригады и содержат подробные указания для самостоятельной работы учащихся. В зависимости от содержания и целей урока структура занятия меняется. В производственном обучении различают следующие уроки: формирования профессиональных умений и навыков; тренировочные; контрольно-проверочные; производительного труда.
|