![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
БИЛЕТ № 25⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
1. Вопрос: Государство и церковь. Светские и теократические государства. Ответ: Государство – особая организация политической власти, которая осуществляется специальным аппаратом, распространяется на всю территорию, ее население, обладает суверенитетом, издает правовые веления и взимает налоги. Церковь – это организация, которая объединяет приверженцев (сторонников) той или иной религии. Отношение государства и церкви исторически складывались по-разному: - в одних случаях государство подчиняло себе церковь (в России это было практически постоянно); - иногда церковь подчиняла себе государство (Римская католическая церковь – Франция, Арабский халифат); - иногда они находились в отдельных социальных нишах (сосуществовали); В настоящее время различают два основных типа взаимодействия государства и церкви, которые характеризуются: 1. Светское государство: - церковь отделена от государства; - ни одна из церквей не является основной, - устанавливается свода религиозной идеи и религиозных вероисповеданий, - государство не вмешивается во внутреннюю деятельность церкви; - церковь не участвует в работе государственных органов; - государство лишь нормативно определяет порядок деятельностии церковных конфессий; В России (светское государство) такой порядок установлен ст. 14 Конституции РФ, а также ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.). 2. Теократическое государство: - государственная власть осуществляется от имени Бога; - выделяется главная церковь (нормативно закреплена основная религия); - духовная власть существенно влияет на власть гос-ва (все государственные решения согласуются с идеологией правящей церкви); - источниками права являются религиозные тексты, - реальная власть вручается исполнительным органам, которые контролируются церковью (Саудовская Аравия, Иран, Ливия, Египет). Вместе с тем есть исключение среди светских государств, где конституционно закреплена главная религия (Англия, Швеция, Норвегия), во главе церкви стоит Монарх. Среди теократических государств выделяется клерикальное государство - это Ватикан (абсолютная теократическая монархия, во главе его стоит высший религиозный деятель). 2. Вопрос: Функции и принципы права. Ответ: Право – это система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, установленных и охраняемых государством. Разнообразие взглядов на право позволяет выделить его специфические признаки как государственного регулятора общественных отношений: это явление общественное; общеобязательность права. Право распространяет свою силу на всех субъектов, которые находятся на территории действия правовой системы; нормативность права. Заключается в том, что оно состоит из правил поведения, регулирующих значительных круг типовых общественных отношений; неперсонофицированность права. Право в нормативной форме не направлено на конкретного субъекта, носит универсальный характер. Персонофицированность наступает лишь тогда, когда субъект вступает в конкретные правоотношения; связь с государством: право выступает основным государственным регулятором общественных отношений; оно охраняется государством и в необходимых случаях используется принудительная сила государства; право устанавливается государством и формально выражается в официальных актах; системность права, куда входят следующие элементы: а) отрасль прав (совокупность правовых норм, которые регулируют родственные, общественные отношения); б) институты права (совокупность правовых норм, которые регулируют близкие общественные отношения в рамках отрасли, напр. конституц. право, а в нем избират. право); в) подотрасли права (объединение нескольких институтов).
|