![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Компания глазами владельца
Давайте посмотрим на компанию с высоты птичьего полета. Что она из себя представляет? По своей сути, кампания - это механизм, который предназначен для того, чтобы приносить выгоду. Стабильно и предсказуемо. Как минимум, владельцам, а желательно еще и клиентам, сотрудникам, обществу в целом. Почему я говорю «выгоду», а не прибыль? Потому что людям нужны не только деньги. А еще и: • уверенность в завтрашнем дне; • психологический и физический комфорт; • общение, связи, влияние; • уважение и самоуважение; • интерес, возможность самореализации и т.д. Если компания все это обеспечивает — хотя бы акционерам, она успешна, иначе -нет. Мы еще обсудим это в дальнейших главах1. А пока сконцентрируемся на прибыли. Как сказал один мой клиент, владелец нескольких компаний, бизнес — это машина, которая «печатает» деньги для своего владельца. ПРИМЕР 2. Юрий Анушкин, HR-директар крупной компании: «Собственник начинает с идеи. С той «ниши», «фишки», из которой можно вытащить деньги. Без этого ничего не будет». ПРИМЕР 3. Антон Астафьев, владелец сети кафе, г. Пермь: «Мы, конечно, работаем не ради денег. И бизнес - это творческая самореализация. Только вот суждения эти приходят тогда, когда с прибылью все замечательно. Деньги - они как воздух: когда достаточно, их присутствие не замечаешь, а когда случается острая, а еще хуже, стабильная нехватка, то начинают занимать все мысли. И их добывание становится задачей №1». Как работает компания? По большому счету, очень просто: получает от клиентов заказы на некие товары или услуги, выполняет их, а на этом зарабатывает свою прибыль (рис. 1). 1 См. п.1.5 «Стейкхолдеры вашей компании», п. 6.10 «Мотивация сотрудников». Рисунок 1. Принципиальная схема бизнеса То есть компания - это «клиектопровод», который преобразует пожелания клиентов в прибыль для бизнеса. И чем больше его производительность и стабильнее работа-тем лучше. А теперь давайте сравним две компании (рис. 2): • А - Бизнес, работающий четко. Например, станция технического обслуживания автомобилей (СТОА) вырабатывает 11000 нормо-часов в месяц, что соответствует ее проектной мощности; • 5 - Бизнес, работающий со сбоями. Например, СТОА вырабатывает 3500 нормо-часов в месяц при проектной мощности 11000. Рисунок 2. Сравнение эффективности работы двух компаний Узнав такие цифры, собственник обычно хватается за голову. И ладно, СТОА -тут все хотя бы наглядно. А если это дизайн-студия? А если оптовая торговля, где «проектная мощность» абстрактна? Что такое «засоры», «наросты» и сбои? Все то, что снижает эффективность бизнеса. Например: ■ фирма дает рекламу, а потом никто не снимает трубку телефона на входящем номере; • неотлаженный станок «гонит брак»; • персонал не обучен и не мотивирован; • в компании нет стандартов работы. И так далее и тому подобное. Замечу, что часто вы не знаете, как на самом деле обстоят дела в вашем бизнесе. Хотя бы потому, что сотрудники нередко это скрывают, боясь «получить по шапке» или просто не понимая, зачем что-то менять. «Денежки-то плотють». Кто? Вы, конечно! Возможно, вы узнали в компании Б свой бизнес. Вы расстроились? Погодите, это еще не все. Если вы не монополист на своем рынке, то за возможность выполнить заказ клиента с вами борются другие компании. Причем среди них есть и А, и А", и А", то есть те, у кого бизнес налажен отлично (рис. 3). А что же остальные? Как говорят, «бизнес - это война, где пленных скупают за бесценок»1, и сейчас тому много живых примеров, Рисунок 3. Конкуренция за клиента. Кто выживет? Что же делать? «Прочищать трубу» своего бизнеса и выстраивать компанию таким образом, чтобы заторы в ней не образовывались в будущем. Вы можете делать это самостоятельно, а можете вызвать профессионального «клиентопроводчика» -консультанта, который поможет вам выполнить эту непростую работу. ПРИМЕР 4. Андрей Веселое, основатель Группы Компаний EXTERNET: «Необходимо; а) " прочищать" (чтобы были вторичные продажи); б) Вкладываться в маркетинг (чтобы эффективнее привлекать новых клиентов)». Михаил Рыбаков. Привлечение клиентов - тоже часть «трубы», причем часто засоры бывают именно здесь. Нужно отлаживать систему, и одними денежными вложениями тут не обойтись. Это один из самых популярных запросов моих клиентов. 1Бакшт K.A. «Построение отдела продаж с нуля до максимальных результатов»
И еще о «наростах» Как я уже говорил, книга написана для собственников бизнеса: с точки зрения защиты их интересов. Собственник - это основа компании. Именно он - создатель и двигатель бизнеса, он несет основные риски. Однако самому лично всего не сделать. 1/1 постепенно он начинает нанимать руководителей и сотрудников, внешних подрядчиков. Каждый из них стоит бизнесу определенных денег. И ладно бы всегда приносил желаемый результат! Увы, очень часто польза от них стремится к нулю, а порой и отрицательна: профессионализм очень многих- «ниже плинтуса». Как вы считаете, много ли пользы от менеджера по персоналу, недавней выпускницы психфака, которая, будучи гуманистом и не умея грамотно набирать сотрудников, настаивает на повышении окладов: «А то к нам никто не идет»? 1 Уважаемые собственники, делегировать можно не все. По крайней мере, в СМБ. К примеру, даже если в вашей компании работает профессиональный маркетолог, то вопросы стратегического маркетинга - какой продукт и на каких рынках мы предлагаем, с кем конкурируем, каковы наши ключевые отличия и преимущества -он за вас не решит. Это стержневые вопросы бизнеса, и ответить на них может только высшее руководство кампании. ПРИМЕР 5. Михаил Филиппов, учредитель и директор компании «ОфисМакс», г. Нижний Новгород: «А кто такой маркетолог? Кто такой кладовщик, водитель, секретарь - мне понятно. Я недавно слышал от своего приятеля-предпринимателя (у него 3 аптеки): «Дела идут плохо, я нанял маркетолога». Я спрашиваю: «А что он делает?» Приятель в ответ: «Анализирует статистику продаж». Нет слов. По мне, маркетолог - это такое же мифическое и ругательное слово, как ПиАрщик. Никто не знает, что он делает, но стоит о-очень дорого!» Михаил Рыбаков. Господа маркетологи, мотайте на ус! Многие собственники пока не ощущают от вас пользы. Я часто слышу подобные высказывания. Более того, интересы наемного персонала всегда в той или иной степени расходятся с интересами бизнеса2. Наемники всегда заинтересованы в поддержании своих рабочих мест, высоких зарплатах и иных выгодах больше, чем в развитии компании. 1 Я хочу заранее извиниться перед всеми теми, чью необходимость я поставлю под сомнение в этой книге: кадро 2 В дальнейших главах я дам практические инструменты, как это расхождение уменьшить. Однако полностью По сути, сотрудники - часть тех самых «наростов», хотя в этом нет их вины. А любые перемены разрушают привычное, лишают людей стабильности. Вы думаете, они этому рады1? Да и вообще, как сказал один мой коллега, люди не любят оптимальные процессы. Поэтому руководить структурированием своего бизнеса, разгребанием накопившихся завалов предстоит вам лично. Или все останется как есть. ПРИМЕР 6. Антон Астафьев, владелец сети кафе, г. Пермь: «Был опыт в 2007 году. Нанимал профессионального менеджера по персоналу. Поставил задачу внедрить корпоративную культуру в компании. На тот момент 2 кафе, около 100 человек сотрудников. Но тогда я и сам слабо понимал, что такое корпоративная культура и как ее можно построить. А вернее сказать, изменить, т.к. корпоративная культура всегда есть там, где есть организация: вот только вопрос, насколько она способствует достижению целей компании. Задача была расплывчата и результат не описан, так что ничего не получилось. А менеджер стоил денег..,» Далее я постараюсь развеять «миф о профессионалах». Как бы ни было заманчиво для вас найти того, кто «закроет» вам те или иные вопросы вашего бизнеса, во многих из них вам необходимо разобраться самому, если и не глубоко, то хотя бы понимать суть. Чтобы грамотно ставить задачи и контролировать их выполнение. Чтобы вас не «разводили». Хорошая новость в том, что ключевых мыслей в каждой области очень немного.
|