Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Архитектор, строитель, оперативный управляющий
Теперь есть смысл рассмотреть другое разделение ролей. В большей мере они относятся к руководителю, чем к владельцу. В своей деятельности босс может играть 3 роли: ■ архитектора бизнеса; • стартап-менеджера1; • оперативного управляющего. В роли архитектора руководитель проектирует бизнес: процессы, оргструктуру, систему управления и т.д. Так реальный архитектор создает проект здания. В роли стартап-менеджера руководитель занимается тем, что создает систему по плану, разработанному «архитектором». Так строитель воплощает здание согласно архитектурному проекту. В роли оперативного управляющего руководитель «рулит» уже созданным бизнесом. Так, построив завод, нанимают директора, который им теперь управляет. А владелец - это тот, кто заказал создание данного завода. Еще пример. Если провести аналогию с машиной, то архитектор - это ее конструктор, стартап-менеджер - руководитель производства, где создается конкретный автомобиль, а оперативный управляющий - это водитель, который будет этой машиной управлять. Все это делается для владельца автомобиля. Часто данное разделение ролей не осознают, а первые две из них вообще не замечают. В итоге бизнес создается спонтанно, «как Бог на душу положит». Это как если бы строитель или рабочий на заводе делали все «на глазок», без чертежей. И грустно, и смешно... А руководитель (зачастую - сам собственник СМБ) все свое время - часто по 10 и более часов в сутки - тратит на то, что решает многочисленные оперативные вопросы, тушит постоянно возникающие «пожары». И этому бегу по кругу не видно конца и края... Но главная беда даже не в этом. А в том, что такой бизнес работает только за счет энергии и талантов своего первого лица2. Не оставляя ему времени на другие дела и сферы жизни. А как только он отходит в сторону, система начитает давать сбои. Я знаю множество небольших компаний, где главные продавцы - их владельцы. А так называемые менеджеры по продажам -убыточны. Поняв это, хозяин либо решается выстроить систему продаж - тогда компания ракетой взмывает вверх, либо неосознанно продолжает цепляться за роль главного исполнителя - тогда все остается, как раньше. Или постепенно деградирует - энергия одного человека не безгранична. Да и при активном участии босса подобный доморощенный бизнес скоро упирается в потолок его компетентности, времени и сил. О грамотном открытии филиалов, продаже франшизы - и говорить не приходится Желательно сразу проектировать и запускать свой бизнес правильно. А также постоянно уделять время развитию его архитектуры. Структурировать бизнес можно и позже1. Хотя это сложнее: ребенка проще воспитывать, пока он «лежит поперек лавки». ПРИМЕР 10. Юрий Анушкин, HR-директор крупной компании: «Есть очень большая категория собственников, которые просто попали «в струю», «в тему», начали с чего-то маленького и потом «логично» росли вместе с рынком и бумом первого десятилетия XXI века. Очень многие из них явно не проектировали свои бизнесы, но четко реагировали на ситуацию и появлявшиеся возможности. Именно им важно осознать, где они и что им теперь делать».
|