Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кого брать на работу
«Правильные люди делают правильные вещи» («Right people do right things») Надеюсь, что вы тщательно выполнили предыдущее задание. А теперь внимательно посмотрите, что вы написали. Не удивлюсь, если в списке требований есть и высшее образование, и иностранный язык, и коммуникабельность, и другие не менее приятные качества. А уж список знаний и навыков занимает целый абзац. Ну и, конечно, опыт работы от N лет. Я угадал? Вы не одиноки: почти все так делают. То есть ищут готовых мегапрофи. 1/1 получают проблему пресловутого кадрового голода: недостаток кандидатов (особенно «вменяемых»), высокие зарплатные требования и т.д. А значит, сами роют себе очень глубокую яму. Потому что если проследить дальше, то все это приводит к тому, что в компании работают слабые сотрудники1, либо компания переплачивает персоналу, либо и то, и другое. Последствия глубоко печальны -вплоть до разорения. Как же быть? Брать готовых сотрудников или нанимать новичков и обучать их? Дебаты на эту тему слышны постоянно. Вот руководитель, отчаявшись найти профессионала за приемлемые деньги, начинает набирать и стажировать молодежь. А потом большинство увольняются (или их приходится увольнять), не только не принеся прибыль, но и не окупив затраты на свое содержание. 1/1 шеф решает: «Все, только профи: минимум 5 лет опыта по специальности, и т.д.». Но профи не приживаются, уходят2. Круг замыкается. Конечно, когда мы нанимаем сотрудника, мы хотим получить от него скорейшую отдачу. Однако не все так однозначно.
1 Если не удается найти тех, кто соответствует вашим высоким критериям. Часто так и бывает. 2 См. п. 6.12 «Путь сотрудника в компании». Итого: плюсы и минусы есть в обоих случаях. По моему мнению, опытных сотрудников резонно нанимать, если: 1. В компании вообще нет соответствующей компетенции и нет надежды / времени вырастить ее в ком-либо из нынешних сотрудников. Например, компания в целом (или ее отдельная подсистема, такая как логистика) находится в состоянии запуска (start-up), и «все делается впервые». Правда, и здесь стоит предостеречь от веры в «варягов». Сейчас появляется все больше кандидатов, которые умеют себя прекрасно «продавать» работодателю, однако, по сути, работать не умеют и/или не хотят. 2. В компании нет формализованных бизнес-процессов, регламентов, стандартов, и вы не планируете их в ближайшее время создавать. В этом случае есть шанс, что опытный сотрудник все же сможет работать «нормально» (хотя в этом случае обычно и сам руководитель точно не может сказать, что такое «нормально»). 3. Вы реализуете проект с вполне конкретными сжатыми сроками. Здесь нет времени на обучение. Однако чтобы сплотить команду разнородных профи, вам потребуются недюжинные навыки лидерства. 4. Вы берете временный персонал (типа сезонных рабочих) по относительно квалифицированным специальностям, например каменщиков. Тут проводить длительное обучение явно не резон. Во всех остальных случаях лучше брать новичков. 1. Если вы мыслите долгосрочными категориями, то вы не просто берете Васю или Машу, а строите себе команду. И люди, выросшие в ней «с нуля», - ваша «надежда и опора». Конечно, люди порой увольняются, однако вокруг все больше примеров, когда человек, пришедший на стартовую позицию секретаря или операциониста, поднимается до директора по персоналу или коммерческого директора. Именно такие люди составляют костяк компании: верны ей, являются носителями ее корпоративной культуры, понимают ее бизнес до мелочей, являются истинными профессионалами. ПРИМЕР 80. Ольга, руководитель отдела плакирования крупного пищевого холдинга: «А еще новички, как правило, более лояльны к компании и благодарны своему руководителю за то, что взял их на работу без опыта и дал возможность вырасти профессионально. Девушки, которых я брала на работу, реально говорили мне «спасибо». 2. Если у вас в компании есть четкие бизнес-процессы, регламенты и стандарты, то задача сотрудника - просто качественно их выполнять. И все. Обучить этому можно, причем учить с нуля - гораздо проще, т.к... 3....новичок - это «чистый лист». - То есть у него пока нет представления о том, «как правильно» работать, относиться к клиентам и т.п. И это большое благо для вас: вы можете передать ему свое представление (важно, чтобы оно у вас было целостное, разделяемое всеми руководителями компании, проверенное на практике и доказавшее свою жизнеспособность). ~ Еще важнее то, что ему легко привить привычку работать по стандартам. К примеру, те, кто внедрял у себя в компании систему СИМ, знают, как нелегко заставить «старых» сотрудников качественно заносить в базу информацию обо всех контактах с клиентами. Это же относится и к сотрудникам, которые работали на аналогичной должности в другой компании, в которой стандартов не было или они не соблюдались. В то же время новички принимают стандарты как должное с первого дня работы, если с ними правильно поработали. Все это напоминает мне анекдот, где негр1 смотрит на своих 10 грязных, оборванных детей и спрашивает себя, что проще: этих отмыть или новых сделать? Бизнес-практика показывает, что часто рентабельнее второе. И еще о «варягах». С их наймом связано несколько серьезных рисков. Зачастую новому сотруднику на вашу компанию наплевать. Он может использовать вас как источник клиентской базы, трамплин для следующего карьерного шага, временный заработок и т.д. Почти каждый день я отговариваю того или иного клиента брать «готовых профи». К моим словам прислушиваются, но, увы, не всегда. И нередко я - раньше или позже - узнаю, что нанятый «суперспециалист» с треском провалил работу, испортил коллектив, а порой и проворовался. Посему совет. В грамотно выстроенном бизнесе профессионалы высокого уровня нужны редко2: в основном чтобы выстроить и отладить тот или иной бизнес-процесс. Ранее я уже писал, что чем лучше работает процесс, тем ниже нужна квалификация для его исполнителей. Так вот, грамотное решение - для построения процесса обратиться к высококвалифицированному специалисту, не принимая его в штат компании. Тем самым вы сэкономите огромное количество денег, времени и нервов3. Возможно как разовое, так и регулярное сотрудничество. В любом случае, это обойдется вам в разы дешевле, чем содержание такого специалиста в штате4.
|