Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отдавая всегда и никогда не опустошаясь
Большинство религиозных знаменитостей подстраивали свою жизнь под стать растущей славе. Но хотя слава Кэтрин росла, как атомный гриб, даже перешагнув за шестьдесят, она всегда оставалась «артистом небольшой труппы». В то время, когда «Организация Кэтрин Кульман» была сформирована в 1957 году, ее ежегодный доход превышал один миллион долларов. Все жег она упорно отказывалась делать то, что делают большинство «артистов большого полета от религии». Она никогда не издавала журнала. Она редко отправляла свои деньги по почте, хотя никто так не управлялся с почтовыми делами, как Кэтрин Кульман. Она редко говорила о деньгах на своих собраниях. Она никогда не делала на сцене объявлений с целью оказать давление на публику. Она не использовала трюков для привлечения внимания. Она никак не подпадала под категорию «денежного насоса». Она оставалась, до самой смерти, «простушкой из Миссури». Ее единственным способом расширить служение в ранние годы было радио. Однажды в 1958 году, когда она боролась за радиошоу в одной местной студии, ее друг представил ей молодого инженера по звуку Стива Зеленко, который работал на «Канале II» в Питтсбурге. Зеленко, принадлежавший к Римско-католической Церкви, стоял около студии и несколько минут слушал, как она заканчивает свою передачу. Когда она вышла из студии, он мрачно спросил: «Боже мой, леди, не могли бы вы заняться чем-то другим?» Кэтрин тут же наняла его. Почти шесть месяцев Стив сражался с ее старым оборудованием и в конце концов пришел к ней сказать: «Послушайте, мисс Кульман, это все — старая рухлядь. Не могли бы вы делать что-то более профессиональное? Если вы хотите делать что-то для Бога, оно должно быть сделано хорошо». Кэтрин принимала критику подобного рода. Она предоставила Стиву свободу разместить всю звуковую студию в ее расширяющихся офисных помещениях в «Карльтон-Хаус». Средства на вещание были ограничены. Но он смог достать денег на покупку оборудования, и с новыми возможностями расширил количество шоу с начального уровня (4 станции) до 20, 30 и в конце — почти до 60 станций. В то время как большинство людей, работавших с ней, получали указания, Стив знал, как их давать. И хотя ей не нравился его набор слов, она любила его прямоту и откровенность. Иногда он прерывал ее в середине записи, вырываясь из своей инженерской будки, и говорил: «Мисс Кульман, вы же можете сделать лучше. Вы же величайшая. Люди по всей Америке настраивают свои приемники, чтобы слушать вас. Вырежьте всю эту сентиментальную болтовню и проповедуйте Слово». Он бросался назад в будку, перематывал ленту и давал ей знак: «пошли». Она редко отвечала на его критику, разве что улучшая качество в следующий раз. С другой стороны, Кэтрин не давала промашки, когда речь заходила о технике вещания. Ей нравилось, как ведущий Билл Мартин представлял ее, и она хранила эту ленту, используя его голос в течение четырех лет после его смерти. Она была экспертом в редактировании записей и могла сказать Стиву, с точностью до секунды, где включить запись, а где живой звук. Ввиду нехватки времени, особенно в последние годы своего служения, она часто включала выдержки из «служений с чудесами» или приглашала специальных гостей. Она была мастером экспромта и умела смотреть на часы, чтобы до секунд выдержать время своих передач. Несмотря на то, что некоторым людям не нравилась ее манера выходить в эфир: «Привет! Вы, конечно, ждали меня?,.» и несмотря на странный театральный голос, Кэтрин была профессионалом, и она знала это. Тем не менее, Кэтрин оставалась «артистом малой сцены». «Служения с чудесами» по пятницам в «Карнеги- холл» всегда следовали одному сценарию, и всегда происходили десятки исцелений каждую неделю. Воскресные служения в зале «Стэмбог», где люди называли ее «пастором», покрывали весь восточный Огайо, а также западную Пенсильванию. Буквально сотни алкоголиков и случайных прохожих были спасены через ее служения. Доктор Меткалф, конечно, руководил мужским хором в триста голосов, а также он вел концертный хор из двухсот молодых людей. Все же Кэтрин не менялась. Она не меняла стиль своей прически, она не меняла методов проведения богослужений. Она со всем управлялась сама. Она проводила изучение Библии по понедельникам вечером в Первой пресвитерианской церкви. Она вела брачные церемонии, панихиды, инструктировала организаторов, вела прославление, делала объявления, и вела большую часть молитв. В Кливленде у нее было 17 тысяч прихожан. В Вилинге, Западная Вирджиния, она привлекла к себе 18 тысяч за одну неделю, и фотографии исцеленных на ее собраниях ежедневно появлялись на первой странице местной «Ньюс Реджистер». Женщина 56 лет, глухонемая с четырех лет, посещала богослужения со своей дочерью, которая переводила проповеди Кэтрин на язык жестов. Однажды, сидя дома у радио, дочь услышала, как ее мать сказала медленно: «Я слышала, как мисс Кульман смеется по радио», С того момента она слышала и говорила отлично. Случилось также то, что сама Кэтрин считала невозможным. Известные теологи начали благословлять, и даже с энтузиазмом благословлять, ее служение. Среди них был Вейд Джампер, канадский баптист и эксперт по синтезу ре-" Д- Бакингем лигии и психологии. В своей статье в «Торонто стар» от 6 июня 1964 года Джампер защищал служение Кэтрин: «Служение Кульман уникально с теологической точки зрения. Здесь я имею в виду то, как изображается Бог в этих служениях. Он — щедрый и сострадающий Создатель и Воссоздатель, который свободно дает чудесные исцеления. Эта концепция находится в контрасте с тем Богом, который часто изображается как Бог, у которого есть любимчики, и который скупо дает чудеса в обмен на человеческую праведность. Некоторые служения с исцелениями напоминают мне священный аукцион. Бог — невидимый ведущий, а люди, ищущие исцеления — покупатели, наличные деньги — вера человека. Только самые «богатые» (с самой сильной верой) могут приобрести ограниченное число исцелений. На такого рода собраниях исцеления, вероятно, прежде всего зависят от прикосновения и молитвы центральной фигуры — евангелиста. На таком служении очереди на исцеление и карточки с номерками, судя по всему, необходимы. Бывает, что случаются исцеления, но бывает много неудач. Некоторые владельцы карточек с номерами так и не получают желаемого личного внимания от целителя. Другие же, получившие внимание целителя, но не сумевшие ответить на его команду исцелиться, чувствуют себя отвергнутыми, поскольку им сказали, что у них мало веры. Приняв диагноз целителя по поводу своего духовного состояния и возложив вину за свою продолжающуюся болезнь на слабость веры, они возвращаются домой еще более удрученными, чем они прибыли на служения. И им гораздо тяжелее нести новые эмоциональные и духовные раны, чем физическую болезнь. Некоторые люди, наблюдая этих разбитых духовно и физически «отказников», прекращают следовать за Богом. Если Бог такой — заставляющий людей страдать за нехватку их веры, — то я не хочу иметь такого Бога и не хочу никаких служений с исцелениями. Бог не такой, заявляет мисс Кульман. Проблема не с Богом, а с неправильным пониманием Бога. Я думаю, что тысячи обращении в христианство и исцелений доказывают, что ей с успехом удалось найти и донести до Других истинную природу Бога — Бога, Чья сила направляется Его любовью к Его людям. Надлежащий фокус на свободной любви Божьей возводит исцеление на его законное место. Каждое истинное исцеление, независимо от техники его проведения, — это дар от Бога, зависящий, в первую очередь, от любви Божьей, а не от силы веры больного. Есть надежда, что другие люди, благословленные даром исцеления, подобно мисс Кульман, последуют ее примеру. А до тех пор я должен утверждать, что ее служение — это нечто уникальное. Ибо я полагаю, что говоря так, я действительно воздаю славу Богу, а не мужчине (или женщине)». При таком согласии Бога с человеком, видимо, Кэтрин достигла той степени уверенности, на которую она так долго уповала. Все же, как и многих знаменитостей, Кэтрин постоянно преследовал внутренний страх, что она не сможет сохранить свой имидж перед публикой. Это — тот самый возвращающийся ночной кошмар, что никто не придет на ее проповедь, и глубинный ужас, что однажды Святой Дух будет отнят от нее и она останется бессильной, неспособной излучать веру и надежду, останется стареющей и некрасивой. А потому она создала свой собственный шкаф компенсаций, из которого в течение многих лет она доставала различные одеяния, чтобы скрыть свои страхи и беспокойства. Когда она умерла, у нее осталось более 75 кафедральных платьев, висящих в подвале, плюс множество платьев для телевидения, каждое из которых стоило больше сотни долларов. Она следила за своими расходами — большинство платьев были модельными, и она просила продавцов откладывать их, пока не упадет цена. Надев их всего несколько раз, она часто предоставляла своим сотрудницам — Мэгги, Марион и особенно Руфи, у которой был тот же размер, право выбора. Некоторые из самых счастливых воспоминаний этих женщин связаны с теми случаями, когда Кэтрин брала их в свой чудесный дом в Фокс-Чэпеле порыться в шкафах и взять то, что они выберут — наряды, вязаные вещи и даже ниспадающие кафедральные платья. Никто не сомневался, что Кэтрин любила изысканные туалеты. В последние годы Кэтрин была частым посетителем модных магазинов (бутиков) на бульваре Вилшир и на Беверли-Хиллз. Калифорнийский репортер, пишущий для журнала «Лос-Анджелес» уверял, что знает женщину, которая клялась, что в один памятный вечер она обнаружила Кэтрин, крутящуюся перед зеркалом в одном из самых дорогих магазинов на Западном побережье. «Молодая барышня, — говорила Кэтрин продавщице, — я не смогу общаться с Богом в таком платье!» Ей нравились дорогие украшения и антикварные вещи — все, что компенсировало ей разочарование от того, что она — женщина в мужском мире, мире служения Богу. В то же время ее чрезмерное внимание к одежде создавало впечатление, что она причисляет себя к знати, вроде герцога Виндзорского, который, как говорят, воспитывался иначе, чем простые смертные. Много лет спустя после того, как герцог отрекся от английского престола, он признался: «Я никогда ничего не поднимал в своей жизни. Когда я снимаю свою одежду, я просто бросаю ее на пол. Я знаю, что всегда есть кто-то позади меня, кто поднимет ее». И хотя Кэтрин родилась простолюдинкой и осталась ею до конца жизни, она всегда жаждала быть герцогиней — так же, как всякий бедняк мечтает быть принцем. Все же она знала, когда она возвращалась к своей «приемной семье» в Питтсбурге или Янгстауне, что чрезмерное количество «знатности» разрушит ее отношения с теми, кого она любила: поляков, ирландцев, угольщиков и сталелитейщиков, простых парней с улицы, алкоголиков — тех неприкаянных людей, которое видели в ней образ Божий. Возможно, репортер неправильно понял заявление Кэтрин в магазине от «И. Магнин». Не то, чтобы Кэтрин не могла общаться с Богом в «таком платье», а скорее то, чего она постоянно боялась — Бог не будет говорить с простыми людьми через нее. Правда, она любила свои дорогие платья, драгоценные камни, роскошные отели и поездки первым классом. А потому ей приходилось постоянно рассказывать (как оправдание) все эти истории о том, как она ночевала в индюшатнике в Айдахо, и о том, что она ходила в общую баню за 5 центов, когда была слишком бедна, чтобы позволить себе комнату с душем. Это давало ей самой, как она считала, необходимое отождествление с бедняками теперь, когда она жила как королева. Все же оставались сомнения, рассказывала Кэтрин эти истории, чтобы произвести впечатление или чтобы напомнить себе свое прошлое, подобно тому, как в античные времена царь давал поручение одному из своих солдат ехать с ним в его повозке и шептать ему на ухо: «Помни, царь тоже смертен». Кэтрин преследовала идея о количестве прихожан. И хотя это было оправдано с точки зрения психологии — иметь полные залы, — нечто в ней самой жаждало удовлетворения от сознания того, что «тысячи не смогли попасть и потому вернулись домой». Это чувство имело глубокие корни в земле Конкордии: «Смотри, мама, я говорила тебе, что смогу сделать это сама». Как и большинство неуверенных в себе людей, она была ниспровергателем авторитетов, хотя большинство из тех, кого она ниспровергла, были гораздо ниже нее на королевской шкале. Ей нравилось говорить об актерах и актрисах кино, которые посещали ее «собрания с чудесами» в Калифорнии, — как сильные, так и слабые актеры. Они появлялись инкогнито в темных очках, ища, подобно всем остальным в зале «Святыня», духовной реальности. Одним из устоявшихся ритуалов перед каждым собранием был следующий: организаторы разыскивали в зале знаменитостей и докладывали Кэтрин в ее гримерной. Она всегда уважала желание «звезд» быть анонимно на собрании, но ей нужно было знать, что они там были, сидели и ждали, подобно королям и принцам, стучащимся в ее дверь. Когда Бетти Хаттон в одно дождливое воскресенье появилась в зале «Святыня», Кэтрин буквально скомандовала: «Позаботьтесь, чтобы ей дали место в первом ряду. Можно кого-то подвинуть, ноя хочу, чтобы она была передо мной». Ее просьба была исполнена помощниками, которые понимали, что это более важно для Кэтрин, чем для мисс Хаттон. После ее личной аудиенции у папы римского Павла в Ватикане она послала сообщения в несколько крупнейших газет Америки вместе с фотографией, где папа держит ее за РУКУ» — «Его святейшество поздравляет мисс Кульман с «чудесной работой», которую она делает, и благословляет ее: Делайте ее отлично"». Самые стойкие протестанты из ее последователей могли не понять, но для миллионов людей папа является наместником Христа на Земле... и для необразованной девушки из Конкордии в штате Миссури получение его благословения оправдало бы многое из того, что было в прошлом. Но, с другой стороны, Кэтрин, конечно, ничего не нужно было доказывать. Весь мир знал, что она была подручной Бога, избранной. Дочерью судьбы. Все же, похоже, она так и не могла выйти из образа маленькой рыжей девчонки, которая пользуется кремом от веснушек Спиллмена, пытаясь скрыть их, чтобы сделать себя более привлекательной для окружающих. «Видели ли вы ту статью в " Муви лайф " *?» — засмеялась она, когда я как-то заглянул в ее офис. Я признался, что «Муви лайф» — это не тот журнал, который я держу на полке в ванной. Кэтрин засмеялась.
|