![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендуемый библиографический список
1. Гренье Ф. Дневник «странной войны». Сентябрь 1939 - июнь 1940. М., 1971. 2. Смирнов В.П. Франция в XX веке: Пособие для студентов вузов. М., 2001. С.140-165. 3. Смирнов В.П. Новейшая история Франции (1918-1975 гг.). М., 1979.С.163-199. 4. История Франции. Том 3. М., 1973. С.200-229. 5. Ратиани Г.М. Конец «третьей республики» во Франции. М., 1964. 6. История второй мировой войны (1939-1945 гг.). В 12-ти томах. М., 1974-1982. (Материал по Франции выбрать из I-III томов). 7. Лавров Л.П. История одной капитуляции. М., 1964. 8. Борисов Ю.В. Новейшая история Франции (1917-1964 гг.). М., 1966. 9. Смирнов В.П. «Странная война» и поражение Франции (сентябрь 1939 г. - июнь 1940 г.). М., 1963.
Содержание Предисловие 3 ТЕМА 1. НОЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ГЕРМАНИИ 4 ТЕМА 2. ГЕРМАНСКИЙ ФАШИЗМ 11 ТЕМА 3 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 15 ТЕМА 4. НАРОДНЫЙ ФРОНТ ВО ФРАНЦИИ 23
Автор-составитель Светлана Владимировна Фоменко
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ 1918 - 1945 гг.
Планы семинаров и методические указания для студентов IV курса очного отделения исторического факультета
Введение Данный курс является продолжением курса новой истории и ещё полвека назад именовался в отечественной историографии " третьим периодом новой истории". Позднее за новым витком исторического развития Запада, начало которому положила первая мировая война и революционные события в крупнейшей стране мира - России, закрепилось название новейшей истории. В западной историографии подобного деления всемирной истории на новую и новейшую не существует. В английских университетах новую или современную историю (modern history) просто делят на раннюю и позднюю и при этом очень часто заканчивают академические курсы серединой XX в. или 1945 г. Тем не менее в странах Запада имеются понятия, более или менее близкие нашей " новейшей истории" - такие как contemporary history (современная история) или current history (текущая история). Правда, хронологические рамки этих " историй" очень широки и чуть ли не каждым крупным учёным определяются по-своему. (Так, по убеждению известного французского историка М. Ферро, " великие географические открытия, гуманизм и Реформация открывают " новое время", а оно уступает место современной эпохе, ведущей отсчёт от революции 1789 г." 1). Несмотря на эти разночтения в мировой науке, Великая война 1914-18 гг. - общепризнанный рубеж, завершающий одну страницу истории и открывающий другую. Мэтр современной британской историографии считает возможным говорить об " изменённом мире", возникшем в результате падения старого порядка в Европе после первой мировой войны" 2. В последнее десятилетие среди отечественных историков-новис-тов развернулась дискуссия по поводу хронологических рамок как новой, так и новейшей истории3. Одни предлагают считать началом но-
гВуллокА. Гитлер и Сталин: Жизнь и власть: Сравнительное жизнеописание: В 2 т. - Смоленск, 1994. - Т. 1. - С. 17. 3 См.: Козенко Б.Д., Садовая Г.М. О периодизации новой и новейшей истории в свете современных трактовок // Новая и новейшая история. - 1993. - №4; " Круглый стол": Проблемы периодизации новой и новейшей истории //Новая и новейшая история. - 1994.-№4-5; - 1995. -№ 1 идр. Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией исторического факультета ОмТУ Утверждена кафедрой всеобщей истории ОмГУ Новейшая история стран Европы и Америки 1918 - 1945 гг.: Учебная программа (для студентов исторического факультета по специальности 02. 07. 00 - история) / Сост. СВ. Фоменко. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. - 36 с. © Омский госуниверситет, 2002 вейшей истории 1914 г., другие - 1914 - 1918 гг., третьи - 1917 - 1918 гг., четвёртые, выделяя особый " переходный период" 1914 - 1923 гг., -1923 г. и т. д. Хронологические рамки нашего курса ограничены преимущественно 1918 -1945 гг., хотя во многих случаях суть происходящих в эти годы в отдельных странах и мире в целом процессов и событий невозможно понять без тщательного анализа истории периода первой мировой войны. (Особенно это относится к истории Германии и Италии.) Развитие стран Европы и Америки периода после 1945 г. изучается в отдельном курсе, непосредственно следующим за этим. Поэтому история стран Запада после второй мировой войны в данном курсе почти не затрагивается. Исключение составляют сюжеты, связанные с характеристикой общих тенденций развития капиталистической экономики в XIX - XX вв. и со становлением кейнсианской модели регулирования этой экономики. Помимо некоторой " расплывчатости" хронологических рамок изучаемого периода особенностью курса является и то, что многие его разделы должны осваиваться студентами самостоятельно. Это относится в первую очередь к истории малых стран Европы, к политической истории Великобритании и др. В дисциплину " Всеобщая история стран Европы и Америки" к настоящему времени не входит история стран Латинской Америки. Она изучается отдельно. Цели данного учебного курса неотделимы от целей общей дисциплины " Всеобщая история" и заключаются в том, чтобы, дав студенту прочные знания по новейшей истории стран Запада, подготовить высококвалифицированного историка, способного применять профессиональные знания и навыки в различных областях жизни, в том числе в рамках преподавательской, организационно-управленческой, научно-исследовательской, культурно-просветительской, экспертно-аналитической работы. Прослушав лекционный курс и познакомившись с широким кругом исторических источников и научно-исследовательской литературы, студент в ходе анализа социально значимых процессов и явлений всемирной истории периода 1918 - 1945 гг. должен усвоить основную совокупность фактов и материалов из истории стран Европы и Америки указанного периода и научиться использовать применительно к этим фактам важнейшие теории из области гуманитарных наук. Он должен закрепить своё умение пользоваться методами исторического исследования, овладеть профессиональной лексикой, повысить культуру мышления, умение выражать мысли в устной и письменной форме и т.п. Помимо лекций у студентов очного отделения предусмотрены семинарские занятия, планы которых изданы в виде брошюры " Новейшая история стран Европы и Америки 1918 -1945 гг. Планы семинаров и методические указания / Сост. СВ. Фоменко" (Омск, 2002). В конце семестрового курса сдаётся экзамен. Изучение курса студентами-заочниками также завершается экзаменом. Наряду с рекомендованной основной литературой можно пользоваться также вузовскими (университетскими) учебниками более ранних лет издания, содержащими в целом гораздо более богатый фактический материал, чем издания недавних лет. При этом, однако, следует иметь в виду, что эти учебники не позволяют получить достаточно адекватного представления о процессах, происходивших в западном обществе в 1920 - 1930-х годах, поскольку в основе их лежит фактически сталинская концепция новейшей истории, впервые наиболее чётко сформулированная в " Кратком курсе ВКП (б)", а затем в справке " Фальсификаторы истории". Этим же, к сожалению, страдает и большая часть имеющейся научной литературы, а также, как ни странно, и многие учебники последних лет, несмотря на то, что их авторы заявляют о разрыве с теоретико-методологическими подходами, навязываемыми исторической науке " во времена партийно-тоталитарного диктата". В научной и учебной литературе встречается доктринёрское стремление предречь капитализму как можно более скорую кончину со всеми вытекающими отсюда последствиями. Межвоенная история Запада изображается как период неуклонного упадка и загнивания капитализма с использованием соответствующей терминологии. Так, отрезок времени с 1924 по 1928 г. обычно называется периодом временной частичной стабилизации капитализма, т. е. обозначается термином, который появился впервые ещё в материалах VI конгресса Коминтерна в 1928 г., когда коммунисты поспешили сделать вывод о приближении нового тура пролетарских революций и войн. Хотя ещё Энгельс писал, что " наше понимание истории есть прежде всего руководство к изучению, а не рычаг для конструирования", в литературе прослеживается также стремление подогнать конкретную национальную историю под некую единую общую схему. Так, говоря о " временной частичной стабилизации капитализма" в Великобритании 1920-х гг., авторы подразумевают и стабилизацию британской экономики, хотя её в этот период в действительности не было. Экономический кризис 1930-х гг. во Франции пришёлся на 1930 - 1936 гг., а не на 1929 - 1932 гг., как пишут многие авторы, и т. п. Наконец, существенным недостатком большинства исследований является обеднение истории, сведение всего многообразия общественной жизни к истории классовой борьбы. При подготовке к семинарским занятиям и экзаменам нужно помнить об этих недостатках имеющейся литературы. На очном отделении курс рассчитан на 104 часа, включая 24 часа семинарских занятий и 80 часов лекций. Тематический план курса " Новейшая история стран Европы и Америки 1918 - 1945 гг."
Содержание курса 1. Проблема периодизации новой и новейшей истории Периодизация всемирной и новой истории в отечественной и зарубежной историографии. Обзор и характеристика основной литературы по курсу и имеющихся учебников. 2. " Послеоктябрьский революционный подъём" и его итоги Первая мировая война (Великая война) как " режиссёр" региональных и национальных экономических и политических кризисов. Февральская революция в России и обострение общеевропейской ситуации в 1917 г.: забастовки в военной промышленности Германии и Великобритании, волнения во французской и итальянской армиях. Влияние Октябрьской революции в России на массовое движение в капиталистических странах и на национально-освободительное движение народов колоний и зависимых стран. Революционная волна в Европе 1918-1919 гг.: события в Финляндии, Прибалтике, Австро-Венгрии, Германии, Венгрии, Словакии. Подъём массовых движений в Европе и в Америке в 1918 - 1920 гг. и его проявления. (" Послеоктябрьский революционный подъём".) Основные завоевания трудящихся в социально-экономической и политической областях. Демократизация политических режимов. Понятие " политический режим". Типологизация политических режимов XX в. Тоталитаризм и авторитаризм.
|