Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие тенденции социально-экономического развития капиталистического мира в XX в. и 1920 - 1930-х гг.






Причины бурного характера экономического подъёма 1920-х гг. в разных странах и его воздействие на политическую обстановку на Западе. Связь экономического подъёма с новой научной революцией. Развитие науки и основные технические новшества межвоенного пе­риода.

Современные теории происхождения циклических экономических кризисов. Масштабы мирового экономического кризиса 1929 -1933 гг. Традиционные способы решения правительствами социально-экономических проблем. Кейнсианство и его основные идеи.

Переход к активному государственному регулированию эконо­мических процессов (на примере политики английского правительства в XX в.). Изменение характера экономических циклов после второй мировой войны.

Приспособление частнопредпринимательского капитализма эпо­хи свободной конкуренции к условиям XX в. (" Механизм саморегуля­ции" современного капитализма.)

И


Рекомендованы к изданию учебно-методической комисси­ей исторического факультета ОмГУ

Новейшая история стран Европы и Америки 1918-1945 гг.:

Методические указания и планы семинаров (для студентов IV курса очного отделения исторического факультета) / Сост. СВ. Фоменко. - Омск, Омск, госуниверситет, 2002. - 24 с.

Омск, госуниверситет, 2002


Предисловие

При подготовке к семинарам и экзаменам по новейшей ис­тории можно пользоваться литературой любых лет издания. (Для изучающего историю межвоенного периода учебник 1958 г. ока­зывается иногда даже более информативным, нежели аналогич­ные учебники последних лет). Но при работе с этой литературой требуется учитывать одно важное обстоятельство: конъюнктур­но-апологетические трактовки социальной реальности, господ­ствовавшие в советском обществоведении в течение многих деся­тилетий, зарубежную историю исказили ничуть не меньше, чем отечественную.

В научной литературе прослеживается доктринёрское стрем­ление предречь капитализму как можно более скорую кончину со всеми вытекающими отсюда последствиями. Межвоенная исто­рия Запада изображается как период неуклонного упадка и загнивания капитализма с использованием соответствующей тер­минологии. Так, отрезок времени с 1924 по 1928 гг. обычно на­зывается периодом временной частичной стабилизации капита­лизма, т.е. обозначается термином, который появился впервые ещё в материалах VI конгресса Коминтерна в 1928 г., когда ком­мунисты поспешили сделать вывод о приближении нового тура пролетарских революций и войн. То, что было порождено настро­ениями революционного нетерпения, долгое время продолжало использоваться учёными для характеристики периода промыш­ленного подъёма 20-х годов.

Хотя ещё Энгельс писал, что " наше понимание истории есть прежде всего руководство к изучению, а не рычаг для конструи­рования", в литературе советского периода прослеживается так­же стремление подогнать конкретную национальную историю под некую единую общую схему. Так, авторы говорят о " временной частичной стабилизации капитализма" в Великобритании 20-х годов, хотя британская экономика в это десятилетие находилась в кризисном состоянии, а политическая ситуация " стабилизиро­валась" в стране лишь после всеобщей забастовки 1926 г. Эко­номический кризис 30-х годов во Франции пришёлся не на 1929 -32 гг., как пишут многие авторы, а на 1930 - 36-е, и т. п.


Наконец, существенным недостатком большинства иссле­дований является обеднение истории, сведение всего многообра­зия общественной жизни к истории классовой борьбы.

При подготовке к семинарам нужно помнить об этих недо­статках имеющейся литературы. Главное внимание следует уде­лить поиску исторических фактов, освещающих тот или иной воп­рос. Что же касается интерпретации этих фактов, то задача семи­наров как раз и состоит в том, чтобы совместными усилиями по­дойти к интерпретации, соответствующей уровню современной науки.

Роль семинаров резко повышает то, что темы этих занятий в лекциях не освещаются.

В течение семестра предстоит изучить проблемы, связанные с 4 темами: Ноябрьская революция в Германии; Народный фронт во Франции; германский фашизм и международные отношения 1938 - 39-х гг. Из-за недостатка литературы в библиотеке поря­док изучения этих тем в разных группах изменяется.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал