![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие тенденции социально-экономического развития капиталистического мира в XX в. и 1920 - 1930-х гг.
Причины бурного характера экономического подъёма 1920-х гг. в разных странах и его воздействие на политическую обстановку на Западе. Связь экономического подъёма с новой научной революцией. Развитие науки и основные технические новшества межвоенного периода. Современные теории происхождения циклических экономических кризисов. Масштабы мирового экономического кризиса 1929 -1933 гг. Традиционные способы решения правительствами социально-экономических проблем. Кейнсианство и его основные идеи. Переход к активному государственному регулированию экономических процессов (на примере политики английского правительства в XX в.). Изменение характера экономических циклов после второй мировой войны. Приспособление частнопредпринимательского капитализма эпохи свободной конкуренции к условиям XX в. (" Механизм саморегуляции" современного капитализма.) И Рекомендованы к изданию учебно-методической комиссией исторического факультета ОмГУ Новейшая история стран Европы и Америки 1918-1945 гг.: Методические указания и планы семинаров (для студентов IV курса очного отделения исторического факультета) / Сост. СВ. Фоменко. - Омск, Омск, госуниверситет, 2002. - 24 с. Омск, госуниверситет, 2002 Предисловие При подготовке к семинарам и экзаменам по новейшей истории можно пользоваться литературой любых лет издания. (Для изучающего историю межвоенного периода учебник 1958 г. оказывается иногда даже более информативным, нежели аналогичные учебники последних лет). Но при работе с этой литературой требуется учитывать одно важное обстоятельство: конъюнктурно-апологетические трактовки социальной реальности, господствовавшие в советском обществоведении в течение многих десятилетий, зарубежную историю исказили ничуть не меньше, чем отечественную. В научной литературе прослеживается доктринёрское стремление предречь капитализму как можно более скорую кончину со всеми вытекающими отсюда последствиями. Межвоенная история Запада изображается как период неуклонного упадка и загнивания капитализма с использованием соответствующей терминологии. Так, отрезок времени с 1924 по 1928 гг. обычно называется периодом временной частичной стабилизации капитализма, т.е. обозначается термином, который появился впервые ещё в материалах VI конгресса Коминтерна в 1928 г., когда коммунисты поспешили сделать вывод о приближении нового тура пролетарских революций и войн. То, что было порождено настроениями революционного нетерпения, долгое время продолжало использоваться учёными для характеристики периода промышленного подъёма 20-х годов. Хотя ещё Энгельс писал, что " наше понимание истории есть прежде всего руководство к изучению, а не рычаг для конструирования", в литературе советского периода прослеживается также стремление подогнать конкретную национальную историю под некую единую общую схему. Так, авторы говорят о " временной частичной стабилизации капитализма" в Великобритании 20-х годов, хотя британская экономика в это десятилетие находилась в кризисном состоянии, а политическая ситуация " стабилизировалась" в стране лишь после всеобщей забастовки 1926 г. Экономический кризис 30-х годов во Франции пришёлся не на 1929 -32 гг., как пишут многие авторы, а на 1930 - 36-е, и т. п. Наконец, существенным недостатком большинства исследований является обеднение истории, сведение всего многообразия общественной жизни к истории классовой борьбы. При подготовке к семинарам нужно помнить об этих недостатках имеющейся литературы. Главное внимание следует уделить поиску исторических фактов, освещающих тот или иной вопрос. Что же касается интерпретации этих фактов, то задача семинаров как раз и состоит в том, чтобы совместными усилиями подойти к интерпретации, соответствующей уровню современной науки. Роль семинаров резко повышает то, что темы этих занятий в лекциях не освещаются. В течение семестра предстоит изучить проблемы, связанные с 4 темами: Ноябрьская революция в Германии; Народный фронт во Франции; германский фашизм и международные отношения 1938 - 39-х гг. Из-за недостатка литературы в библиотеке порядок изучения этих тем в разных группах изменяется.
|