Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мир природы. Неживая природа. Расширять представления детей о различных природных объектах (воздух, магнит, электричество
Неживая природа. Расширять представления детей о различных природных объектах (воздух, магнит, электричество, солнечные лучи). Формировать представление о воздухе как материальной среде. При помощи доступных детям средств показать, что воздух есть вокруг нас. Знакомить с некоторыми простейшими свойствами воздуха: упругий, может занимать определенный объем (выдувание мыльных пузырей, надувание шаров); движение воздуха – ветер; сам воздух, двигаясь, может перемещать другие предметы; может оказывать сопротивление движению (парашют). Знакомить с особенностями солнечных лучей (образование тени от непрозрачных предметов). Познакомить детей с магнитом. Показать, что магнит притягивает к себе металлические предметы, что магнитные свойства проявляются и через преграду (воду, бумагу, дерево, картон, пластмассу). Знакомить с использованием электричества, водяного отопления, газа в быту для согревания жилища, приготовления пищи, освещения, для движения городского транспорта. Живая природа. Дополнять, расширять представления детей о многообразии растений и животных, проявляющемся в строении, поведении, способах жизнедеятельности. Формировать обобщенное представление о том, что каждое живое существо (растение, животное, человек) похоже на другое и вместе с тем отличается от него по признакам внешнего строения и способам жизнедеятельности. Расширять и обобщать представления детей о приспособлениях живых организмов к среде обитания. Формировать обобщенное представление об общей зависимости состояния растений и животных как живых организмов от соответствия условий среды их потребностям (оптимальная температура, свет, влага, место для обитания, пища). Уточнять представления об уходе за растениями и животными, направленном на удовлетворение этих потребностей; об основных трудовых процессах по уходу за живыми объектами уголка природы. Сравнивать объекты природы по признакам различия и сходства. Объединять их на основе общих признаков, использовать обобщающие понятия. Формировать представление о том, что такое «Красная книга», заповедник, как люди охраняют природу. Знакомить с животными и растениями, занесенными в «Красную книгу». Растительный мир. Расширять конкретные знания о растениях ближайшего окружения. Распознавать по названию, листьям, цветам, плодам, веткам, почкам, коре 5-6 видов деревьев, 4-5 садовых цветущих растений, 4-5 видов кустарников. Различать 6-7 травянистых растений луга и леса (по листьям и цветам); 5 видов грибов (по форме и окраске ножек и шляпок); 2 вида лесных ягод, 2-3 вида злаков (по высоте и форме колосьев); цветы. Формировать представление об общих и дифференцированных потребностях растений в свете, тепле, влаге, питательной почве. Различать некоторые съедобные и несъедобные грибы. Формировать обобщенные представления о культурных и дикорастущих растениях на основе следующих признаков: различное место произрастания, самосев дикорастущих и возделывание человеком культурных растений; значение культурных и дикорастущих растений в жизни человека; охрана и бережное отношение ко всем растениям. Формировать умение сравнивать и характеризовать овощи (8-9 видов) и фрукты (5 видов) по признакам формы, окраски, размера, вкуса. Закреплять представления детей о различных способах использования в пищу овощей и фруктов (в сыром, вареном и других видах); о местах произрастания растений (лес, поле, луг, парк, степь, бахча, огород, сад). Расширять представления о размножении растений. В уголке природы: распознавать 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветков, стеблей; знать их названия. Различать по окраске листьев светолюбивые (светлая окраска) и теневыносливые (темная окраска) растения; по толщине стеблей и листьев влаголюбивые (тонкие) и засухоустойчивые (толстые, мясистые) растения. Привлекать к уходу за растениями, учитывая их потребности в свете и влаге: поливать, рыхлить почву, очищать листья от пыли. Правильно размещать их по отношению к свету (в зависимости от потребностей растения). Пересаживать растения, требующие смены почвы. Практические работы. Проращивание семян фасоли (гороха), луковиц лука. Наблюдение за появлением листьев из почек на срезанных веточках, помещенных в сосуд с водой. Работа под руководством воспитателя на огороде детского сада; сбор выращенных овощей, фруктов. Пересаживание цветов. Сбор плодов и семян различных растений для зимней подкормки птиц. Животный мир. Различать животных ближайшего окружения (насекомых, птиц, домашних и диких животных). Знать их названия, различать по окраске, форме, размеру, издаваемым звукам, способам передвижения. Иметь представление о среде обитания, характере приспособления к условиям жизни. Обращать внимание детей на приспособленность животных к определенному способу передвижения: у прыгающих – задние ноги длиннее передних; у бегающих – все ноги одинаковые по длине; у плавающих – перепонки на ногах; у летающих – крылья; у лазающих по деревьям – загнутые когти и т.п. Соотносить выделенные признаки с местом обитания, образом жизни животных. Знакомить с приспособительными особенностями покрова тела животных для защиты от врагов: маскировочная окраска (заяц, белка, бабочка, кузнечик), иглы (еж), твердое покрытие (черепаха). Знакомить с новыми животными, нехарактерными для данной местности (северный олень, лев, тюлень и др). Расширять представления о размножении животных: птицы строят гнезда, откладывают яйца, высиживают их; звери строят жилища (нору, логово), рождают живых детенышей; рыбы мечут икру или рождают живых мальков. Наблюдать гнездование птиц. В уголке природы. Знакомить с жизнью декоративных птиц, аквариумных рыб. Помогать воспитателю менять воду в аквариуме. Заботиться о животных (кормить, поить, чистить клетки). Создавать условия, близкие к природным. Практические работы. Изготовление простейших кормушек для птиц. Подкармливание птиц в разные времена года. Экосистемы. Формировать обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем, парк, степь, джайляу, пустыня и др.). Расширять представления о проявлениях взаимосвязей организмов в экосистемах: одни растения и животные создают условия, соответствующие потребностям других; при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов (н-р, вырубка деревьев в лесу приведет к увеличению света и тепла – погибнут тенелюбивые растения и животные). Сезонные явления в природе. Формировать обобщенное представление о признаках сезона: состоянии неживой природы; основных явлениях погоды, типичных для данного сезона; состоянии растений и животных, приспособительных особенностях растений и животных разных экосистем к сезонным изменениям в природе; особенностях жизнедеятельности человека (одежда людей в различные времена года, типичные для времени года виды труда, отдыха; игры детей в различные времена года). Связывать изменения в живой природе с изменениями внешних условий. Вести календарь природы. Осень- день укорачивается, солнце все ниже в небе; похолодание, увеличение облачности; дожди и холодные ветры; изменение растений, опадание листьев, увядание трав; отлет перелетных птиц в теплые края, исчезновение насекомых; подготовка животных к зиме; сбор овощей, фруктов в садах и огородах, уборка урожая на полях; пересаживание цветов. Зима- покрытие земли снегом, а водоемов – льдом; морозы, солнце очень низко на небе; деревья и кустарники без листьев; отсутствие насекомых; забота людей о птицах. Весна – солнце находится выше на небе, удлинение дня; потепление; таяние снегов и освобождение рек ото льда; набухание почек, появление листьев и цветов; прилет птиц, гнездование; пробуждение животных от зимней спячки; весенние работы на огородах, в садах и полях; Лето – жаркая погода, обильные ливневые дожди, грозы; радуга; рост растений; созревание фруктов, овощей, зерновых; появление в лесу грибов, ягод.
|