Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Конструктивная деятельность служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности
Конструктивная деятельность служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности. В процессе конструирования формируются и развиваются движения рук, мелкая моторика пальцев, зрительные сенсомоторные координации, целенаправленные действия с предметами на основе сочетания зрительного и осязательного восприятия; совершенствуются представления о пространственных признаках объектов, навыки пространственного ориентирования на плоскости; происходит усвоение необходимой пространственной терминологии; развиваются коммуникативные навыки. Обучение конструированию детей с нарушением зрения требует применения специальных приемов и методов обучения. Большое значение имеют подготовительные занятия в форме дидактических игр и упражнений, на которых дети знакомятся с различными объемными и плоскостными формами, учатся сравнивать предметы по форме, величине; выявлять структуру объектов, их различные пространственные признаки и свойства, соотносить части и целое. В связи с этим содержание данной программы тесно взаимосвязано с различными видами детской деятельности: формированием элементарных математических представлений, ознакомлением с окружающим миром; изобразительной, игровой, трудовой деятельностью; развитием зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики. Конструктивная деятельность опирается на сенсорные знания. Поэтому при обучении детей конструированию должна вестись работа по коррекции представлений, формированию сенсорных эталонов, развитию умения соотносить эти эталоны с реальными объектами окружающей действительности. Особую сложность для детей со зрительной патологией представляют задания, в которых действия совершаются с объемным материалом, требующим формирования представлений о трехмерности пространства. Эффективным средством для формирования понимания пространственных ситуаций и их практического воспроизведения на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста является использование графических моделей, которые предъявляются детям на этапе формирования конструктивной деятельности наряду с конкретным предметом или готовой постройкой. При изготовлении образца для незрячих детей не следует применять обыкновенный строительный материал, т.к. при обследовании детьми постройки разрушаются. Для образца лучше применять строительный материал с разные способами крепления деталей между собой. Программа содержит примерную тематику занятий. Воспитатель вправе выбирать тему из предложенной тематики или определять ее самостоятельно. Выполнение задания следует организовывать индивидуально, с учетом возможностей каждого ребенка, состояния его зрения и общего развития. Коррекционно-педагогическая работа на занятиях по конструированию должна иметь тесную взаимосвязь с восстановительным лечением зрительной патологии: следует учитывать состояние зрения каждого ребенка, этап восстановительного лечения, рекомендации врача-офтальмолога относительно зрительных нагрузок и видов упражнений, наиболее эффективных для активизации и стимуляции зрительных функций глаза.
|