Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сохранение природного потенциала для будущих поколений и улучшение окружающей среды
Стратегической целью государственной политики в области охраны окружающей среды является обеспечение экологически благоприятных условий для жизнедеятельности общества и граждан. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: – повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала при обеспечении целостности природных комплексов и удовлетворении потребностей общества в настоящем и будущем; – обеспечение устойчивого снижения вредных воздействий на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности путем: · экологизации социально-экономического развития на национальном, отраслевом и региональном уровнях (предупреждение загрязнения); · совершенствования организационных, технических и планировочных решений по снижению негативного воздействия на окружающую среду (смягчение загрязнения); – повышение уровня экологической безопасности, снижение угрозы жизнедеятельности населения и ущерба экономике страны от опасных гидрометеорологических явлений, чрезвычайных ситуаций техногенного характера; – реабилитация загрязненных и иных экологически дестабилизированных территорий, восстановления их биосферных функций. Реализация поставленных задач должна базироваться на следующих основополагающих принципах: соблюдение и обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду; полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде; полнота, открытость, достоверность и своевременность экологической информации; запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и здоровья человека; ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды; приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов. Приоритетными направлениями обеспечения экологической устойчивости в долгосрочной перспективе станут: – изменение институциональной среды в области охраны окружающей среды путем улучшения организационно-функциональной схемы взаимодействия государственных органов при решении задач экологизации социально-экономического развития на национальном, отраслевом и региональном уровнях; – расширение возможностей для участия граждан, общественных объединений, бизнес-сообщества в формировании и контроле за реализацией государственной экологической политики; – повышение уровня компетентности и профессиональной подготовки управленческих кадров, принимающих решения в области природопользования и охраны окружающей среды; – расширение охвата и повышение качества статистической информации, являющейся основой для принятия решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, путем адаптации концептуальной структуры «движущие силы – давление – состояние – воздействие – реакция» (ДСДСВР); – совершенствование государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды в части осуществления функций прогнозирования экологических рисков устойчивого социально-экономического развития, планирования экологической политики в отраслевом разрезе, контроля реализации и корректировки планов и программ, соблюдения требований законодательства; – улучшение правовых, организационно-экономических и информационных условий для формирования ответственного и ресурсосберегающего потребления товаров, а также экологически безопасного их производства субъектами хозяйствования; – стимулирование внедрения технологических и организационно-управленческих инноваций, способствующих снижению объема использования токсичных материалов в технологических процессах, ресурсоемкости производства и продукции, в первую очередь, на производственных объектах, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду; – повышение надежности и эффективности механизмов финансирования природоохранной деятельности через возобновление практики формирования фонда охраны природы, определение приоритетных направлений и прозрачных механизмов распределения его средств, внедрение механизмов платежей за экосистемные услуги; – расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности путем присоединения и ратификации актуальных для республики международных договоров и соглашений, проведение совместных научных исследований и разработок, внедрение международных экологических стандартов. В качестве критериев эффективности природоохранной политики выступают: – затраты на охрану окружающей среды, в процентах к ВВП; – международный рейтинг Беларуси по индексу экологической эффективности. Таблица 6 – Интегральные показатели охраны окружающей среды
Основными составляющими экологической политики являются: обеспечение экологической безопасности и сохранение благоприятной окружающей среды; рациональное использование природно-ресурсного потенциала; сохранение биологического и ландшафтного разнообразия; эффективное обращение с отходами.
|