Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сохранение природного потенциала для будущих поколений и улучшение окружающей среды






Стратегической целью государственной политики в области охраны окружающей среды является обеспечение экологически благоприятных условий для жизнедеятельности общества и граждан.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

– повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала при обеспечении целостности природных комплексов и удовлетворении потребностей общества в настоящем и будущем;

– обеспечение устойчивого снижения вредных воздействий на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности путем:

· экологизации социально-экономического развития на национальном, отраслевом и региональном уровнях (предупреждение загрязнения);

· совершенствования организационных, технических и планировочных решений по снижению негативного воздействия на окружающую среду (смягчение загрязнения);

– повышение уровня экологической безопасности, снижение угрозы жизнедеятельности населения и ущерба экономике страны от опасных гидрометеорологических явлений, чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

– реабилитация загрязненных и иных экологически дестабилизированных территорий, восстановления их биосферных функций.

Реализация поставленных задач должна базироваться на следующих основополагающих принципах: соблюдение и обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду; полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде; полнота, открытость, достоверность и своевременность экологической информации; запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и здоровья человека; ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды; приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.

Приоритетными направлениями обеспечения экологической устойчивости в долгосрочной перспективе станут:

– изменение институциональной среды в области охраны окружающей среды путем улучшения организационно-функциональной схемы взаимодействия государственных органов при решении задач экологизации социально-экономического развития на национальном, отраслевом и региональном уровнях;

– расширение возможностей для участия граждан, общественных объединений, бизнес-сообщества в формировании и контроле за реализацией государственной экологической политики;

– повышение уровня компетентности и профессиональной подготовки управленческих кадров, принимающих решения в области природопользования и охраны окружающей среды;

– расширение охвата и повышение качества статистической информации, являющейся основой для принятия решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, путем адаптации концептуальной структуры «движущие силы – давление – состояние – воздействие – реакция» (ДСДСВР);

– совершенствование государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды в части осуществления функций прогнозирования экологических рисков устойчивого социально-экономического развития, планирования экологической политики в отраслевом разрезе, контроля реализации и корректировки планов и программ, соблюдения требований законодательства;

– улучшение правовых, организационно-экономических и информационных условий для формирования ответственного и ресурсосберегающего потребления товаров, а также экологически безопасного их производства субъектами хозяйствования;

– стимулирование внедрения технологических и организационно-управленческих инноваций, способствующих снижению объема использования токсичных материалов в технологических процессах, ресурсоемкости производства и продукции, в первую очередь, на производственных объектах, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду;

– повышение надежности и эффективности механизмов финансирования природоохранной деятельности через возобновление практики формирования фонда охраны природы, определение приоритетных направлений и прозрачных механизмов распределения его средств, внедрение механизмов платежей за экосистемные услуги;

– расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности путем присоединения и ратификации актуальных для республики международных договоров и соглашений, проведение совместных научных исследований и разработок, внедрение международных экологических стандартов.

В качестве критериев эффективности природоохранной политики выступают:

– затраты на охрану окружающей среды, в процентах к ВВП;

– международный рейтинг Беларуси по индексу экологической эффективности.

Таблица 6 – Интегральные показатели охраны окружающей среды

         
Затраты на охрану окружающей среды, в процентах к ВВП 1, 2-1, 3 1, 5-2, 0 1, 5-2, 0 2, 0-3, 0
Международный рейтинг Беларуси по индексу экологической эффективности   - -  

 

Основными составляющими экологической политики являются: обеспечение экологической безопасности и сохранение благоприятной окружающей среды; рациональное использование природно-ресурсного потенциала; сохранение биологического и ландшафтного разнообразия; эффективное обращение с отходами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал