![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политика регионального развития
Стратегическая цель региональной политики – комплексное равновесное развитие каждого региона с учетом эффективного использования его ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ в интересах обеспечения высоких стандартов жизни населения и позитивного вклада регионов в национальную конкурентоспособность и безопасность. Критериями достижения поставленной цели выступают: – уменьшение регионального разрыва по показателю ВРП на душу населения (с 1, 8 раза в 2013 году до 1, 4 раза в 2030 году) и номинальной начисленной заработной платы (с 1, 4 раза в 2013 году до 1, 2 раза в 2030 году); – полное обеспечение социальных стандартов уровня жизни во всех районах республики. Региональные стратегии должны быть переориентированы с политики равномерного развития всех районов и небольших городских поселений на приоритетное развитие районов и городов, располагающих для этого благоприятными градостроительными и социально-экономическими предпосылками и являющихся центрами и подцентрами региональных систем расселения. На первом этапе (2016–2020 годы) приоритетными задачамирегиональной политики являются: 1. Формирование и поддержка региональных центров развития путем: – создания в городах, выступающих перспективными центрами роста региональной экономики, индустриальных площадок для организации субъектами МСП производства товаров (работ, услуг) и их реализации; – стимулирования кластерного развития экономики регионов, в том числе на основе создания комплексной системы государственной поддержки кластерных проектов, что позволит ускорить процесс внедрения новых организационных форм интеграции и кооперации субъектов хозяйствования, осуществляющих различные виды экономической деятельности. 2. Сокращение необоснованной межрегиональной дифференциации в уровне жизни населения, что предполагает: – создание новых высокопроизводительных рабочих мест, совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом потребностей локальных рынков труда; – повышение мобильности трудовых ресурсов, стимулирование экономической активности незанятых граждан, содействие самозанятости населения и предпринимательской деятельности, прежде всего в сельской местности; – рост уровня заработной платы, взаимоувязанного с производительностью труда и другими показателями эффективности производства; – развитие и эффективное функционирование социальной инфраструктуры, улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства граждан. 3. Структурная перестройка региональной экономики предусматривает: – создание новых инновационных производств и организаций, использующих ресурсо- и энергосберегающие технологии, обеспечивающие выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, и ориентированных на экспорт; – ускоренное развитие производств и видов деятельности по углубленной переработке местных сырьевых ресурсов без ущерба для экологической ситуации; – модернизацию действующих промышленных организаций (в том числе градообразующих организаций в малых и средних городах) путем расширения практики субсидирования из местных бюджетов части процентных ставок по кредитам на обновление технологического оборудования и внедрение новых технологий; – совершенствование системы поддержки экспортоориентированных организаций, в том числе расширение набора инструментов поддержки (прежде всего ориентированных на малые и средние предприятия, начинающих экспортеров), облегчение условий ее предоставления; – развитие различных форм аграрной интеграции. 4. Создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности: – поддержка малого бизнеса в регионах на основе франчайзинга (договорных отношений между крупным и малым бизнесом, связанных с использованием фирменной марки, «бренда» крупной компании); – дальнейшее формирование малого бизнеса в малых и средних городах, сельской местности на основе субконтрактации (как филиалов, участков, обслуживающих предприятия в крупных городах); – формирование региональной инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства; – создание сети центров кластерного развития как основного элемента инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; – внедрение форм финансового стимулирования приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в сферах производства и оказания социальных услуг; – развитие новых форм организационно-технологического взаимодействия субъектов малого и среднего бизнеса (аутсорсинг, инсорсинг, краудсорсинг и др.), что позволит существенно снизить издержки производства и обращения, повысить конкурентоспособность их продукции на рынке, в том числе внешнем. 5. Укрепление ресурсной базы местных бюджетов за счет: – увеличения доли налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов; – снижения дотационности местных бюджетов; – сближения уровня налоговых и неналоговых доходов бюджетов районов в пределах областей; – эффективного управления долгом органов местного управления и самоуправления на основе: · соблюдения предельного размера долговых обязательств и расходов по их обслуживанию и погашению, установленных законодательством; · минимизации платежей исполнительных комитетов в качестве гарантов. 6. Решение проблем отстающих в своем развитии районов от среднереспубликанского уровня посредством: – стимулирования размещения в них новых организаций и производств; – развития производств, связанных с обслуживанием сельского хозяйства, переработкой сельхозпродукции, выпуском изделий из местного сырья; – развития агро- и экотуризма. 7. Преодоление инфраструктурных и институциональных барьеров в социально-экономическом развитии регионов на основе: – развития государственно-частного партнерства в форме объединения государственных и частных ресурсов в рамках социально значимых региональных проектов, заключения специальных соглашений (соглашения о разделе продукции, концессионные соглашения, государственные контракты, инвестиционные контракты и другие); – делегирования полномочий государства в лице органов местного управления и самоуправления частному сектору; – финансирования государством развития инфраструктуры для комплексного социально-экономического развития территорий; – привлечения бизнеса к решению социальных задач регионов (здравоохранение, образование, культура); – дальнейшего формирования региональной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов; – предоставления льгот, нефинансовых стимулов, создания условий для притока инвестиционных ресурсов; – создания региональных структур по поддержке инвестиционной деятельности, содействия в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов; – расширения практики применения государственных грантов и гарантий инвесторам, участвующим в реализации региональных программ и вкладывающих средства в создание новых организаций приоритетных видов экономической деятельности; – формирования инвестиционной открытости и привлекательности региона, его инвестиционного имиджа. 8. Повышение эффективности и финансовой устойчивости градообразующих организаций малых и средних городских поселений за счет: – более эффективного использования местных сырьевых и энергетических ресурсов, имеющихся региональных преимуществ, внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, создания новых производств конкурентоспособной продукции; – создания производств с экспортным потенциалом, в том числе путем кооперации со средними и крупными промышленными организациями. Организационно-экономические механизмы достижения поставленных задач предусматривают: – разработку местных повесток (стратегий) устойчивого развития для городов областного подчинения и 5-6 районов каждой области с целью обеспечения динамичного развития территориальных хозяйственных систем с учетом рационального использования местных ресурсов и сохранения окружающей среды; – расширение функций местных органов власти по координации и контролю социально-экономического развития региона; – улучшение оперативного взаимодействия с организациями всех форм собственности и видов экономической деятельности по комплексному развитию территории. На втором этапе (2021–2030 годы) политика регионального развитиябудет нацелена на расширение местного самоуправления в решении социально-экономических и экологических проблем, сокращение дотационности районов и обеспечение высокого уровня жизни населения во всех регионах. Основными задачами в долгосрочной перспективе станут: 1. Совершенствование административно-территориального деления. 2. Углубление специализации экономик регионов, раскрывающих их потенциальные возможности и конкурентные преимущества на внутреннем и внешних рынках товаров и услуг за счет: – замещения традиционных производств высокотехнологичным сектором; – дальнейшего развития производств и видов деятельности, использующих местное сырье и ресурсы, а также связанных с обслуживанием сельского и лесного хозяйства; – углубления региональной аграрной специализации, создания узкоспециализированных зон производства сельскохозяйственной продукции; – внедрения экологобезопасных систем земледелия, бережного и эффективного использования продуктивных земель, исключающих деградацию, снижение плодородия и загрязнение почв; – обеспечения приоритетного развития сельскохозяйственных организаций, занимающихся производством экологически безопасного сырья и продуктов. 3. Опережающее развитие городов и районов, выступающих центрами региональных кластеров, что предусматривает: – субсидирование затрат на создание и организацию деятельности центров кластерного развития; – предоставление организациям кластерного развития помещений для размещения участников кластера, а также земельных участков (без проведения аукционов и взимания платы за право заключения договора аренды) и оборудования для индустриальных площадок, необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры для организации предпринимательской деятельности по производству товаров (работ, услуг); – субсидирование части затрат на создание специализированной инфраструктуры кластерного развития (создание и организация деятельности центров коллективного пользования оборудованием, испытательных лабораторий, центров трансфера технологий, опытных производств, обеспечение функционирования интернет-порталов), предусмотренной кластерным проектом, прошедшим конкурсный отбор. 4. Повышение социальных стандартов жизни населения по мере экономического роста, их дифференциация с учетом особенностей расселения населения, прежде всего для сельских районов, посредством: – дифференциации системы социальных льгот и выплат, позволяющей оказывать дополнительные виды социальной поддержки жителям сельской местности, специалистам наиболее востребованных на рынке труда профессий; – оптимизации территориального размещения сети учреждений социального обслуживания, укрепления их материально-технической базы; – развития социально-культурных центров, имеющих многофункциональный характер; – расширения практики посещения отдаленных населенных пунктов комплексными мобильными выездными бригадами, имеющими в своем составе специалистов различных служб. 5. Стимулирование территориальной мобильности трудовых ресурсов путем: – приоритетного развития малых и средних городских поселений, агрогородков, городов-спутников столицы и областных центров республики; – укрепления межрегиональных связей, преодоления оторванности периферийных регионов от больших городов страны, трансъевропейских и национальных транспортных коридоров, основных сетей и объектов энергетической, научной, телекоммуникационной и иной инфраструктуры; – проведения активной миграционной политики, направленной на привлечение в районы с кризисной демографической ситуацией трудовых мигрантов с высокими качественными характеристиками, широкое освоение технологий маркетинга территорий. 6. Углубление трансграничного сотрудничества за счет: – формирования кооперационных технологических цепочек с производствами в странах ЕАЭС (в форме холдинговых структур и трансграничных кластеров в приграничных областях) и создания совместных с ними маркетинговых альянсов на рынках третьих стран; – развития импортозамещающих производств, нацеленных на рынок Таможенного союза, в том числе за счет создания филиалов и сборочных производств ТНК на территории республики с постепенным ростом локализации производства. Организационные меры предусматривают: – разработку для всех административно-территориальных единиц областей местных повесток (стратегий) устойчивого развития; – переход от централизованного перераспределения государственных ресурсов между административно-территориальными единицами на стимулирование самофинансирования регионов.
|