![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Территориальное размещение производительных сил
Стратегической целью совершенствования размещения производительных сил является диверсификация структуры экономики и занятости регионов и городов, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений в социально-экономическом развитии территорий, снижение территориальных диспропорций в уровне и качестве жизни и, в конечном счете, повышение эффективности производства. В качестве критериев достижения поставленной цели определено уменьшение разрыва областей и г. Минска по уровню ВРП на одного занятого в экономике (с 1, 4 раза в 2013 году до 1, 1 раза в 2030 году), а также выручки от реализации продукции, работ, услуг по коммерческим организациям в расчете на одного среднесписочного работника с 2, 2 раза в 2013 году до 1, 7 раза в 2030 году. Размещение новых производств предусматривается в трудоизбыточных регионах с учетом углубления специализации и возможностей для развития кооперативных связей и формирования территориальных кластеров. Особое внимание будет уделено размещению в малых и средних городах небольших производств с экспортным потенциалом. Основными направлениямиразвития и размещения производительных сил на первом этапе (2016–2020 годы) станут: – размещение новых производств с учетом процессов урбанизации и прогнозируемой демографической ситуации; – формирование промышленных площадок, производственной и социальной инфраструктуры с преимущественным их размещением в создаваемых региональных центрах развития; – приоритетное размещение производительных сил и социальных инфраструктурных объектов вдоль международных транспортных коридоров; – формирование территориальных производственных кластеров и интегрированных структур в виде холдингов, промышленных зон с развитием внутри- и межрегиональных связей; – размещение предприятий по углубленной переработке сельскохозяйственной продукции с учетом специализации отдельных сельскохозяйственных зон; – дальнейшее развитие агрогородков и превращение их в центры расселения и размещения производительных сил в сельской местности. Меры и инструменты достижения поставленных задач: – концентрация бюджетных средств на прорывных инвестиционных проектах, поддержка создания новых организаций; – стимулирование создания в регионах новых производств, в первую очередь, в дотационных районах, где доходы бюджета значительно ниже среднеобластных; – развитие региональной сети инфраструктуры, оказывающей услуги организациям промышленности (услуги сертификации, консалтинга, аутсортинга, лизинга, обучения кадров и др.); – применение научно обоснованной, регионально ориентированной системы дотаций и субсидий отдельным районам и производителям сельхозпродукции; – государственная поддержка проведения мелиоративных и культуртехнических работ, дополнительного вовлечения выведенных из оборота сельскохозяйственных земель. На втором этапе (2021-2030 годы) предусматривается: – формирование во всех регионах многосекторной экономики, базирующейся на V и VI технологических укладах, социальных инновационных технологиях, обеспечивающих переход к новым стандартам качества жизни и среды обитания населения; – развитие новых «точек роста» с эффективным их встраиванием в региональную экономику при комплексном использовании природных ресурсов, научно-технического потенциала, малого и среднего предпринимательства; – создание новых производств в периферийных районах с учетом их трудового потенциала, природных и местных сырьевых ресурсов; – развитие городов-спутников всех областных центров. Меры и механизмы решения поставленных задач: – стимулирование производства высокотехнологичных товаров посредством создания совместных предприятий с зарубежными инвесторами, трансферта технологий из государственного сектора в негосударственный, предоставление государственной поддержки организациям, производящим высокотехнологичную продукцию; – обеспечение равных условий хозяйствования и конкуренции для всех субъектов независимо от форм собственности; применение грантовой поддержки экспортеров; – создание условий для осуществления долгосрочного кредитования и стимулирования организаций, осуществляющих приоритетные для региона проекты; – формирование региональных инновационно-промышленных кластеров на основе высокотехнологичных предприятий – «точек роста» – с вовлечением в производственную кооперацию субъектов малого и среднего предпринимательства, научных институтов и центров; – формирование многоуровневой инновационной инфраструктуры, включающей региональные образовательные комплексы, технологические парки, бизнес-инкубаторы, центры поддержки предпринимательства, трансферта технологий, обеспечивающих коммерциализацию и материализацию научных достижений; – привлечение дополнительных ресурсов для проведения научных исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (государства, бизнеса, науки, образовательных учреждений), включая разработку инструментов и механизмов их финансовой поддержки; – усиление инновационной направленности прямых иностранных инвестиций.
|