![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологическая безопасность и благоприятная окружающая среда
Стратегической целью в области обеспечения экологической безопасности и благоприятной окружающей среды является сохранение локальных и региональных экосистем для нынешнего и будущего поколений, защита населения от вредных воздействий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Таблица 6.1 – Показатели экологической нагрузки
Для достижения данной цели необходимо: – предотвратить наступление (смягчить последствия) экологических угроз устойчивому социально-экономическому развитию, обусловленных, прежде всего, последствиями изменения климата, потерей биологического разнообразия, деградацией сельскохозяйственных земель; – обеспечить создание системы особо охраняемых природных территорий, репрезентативной по отношению ко всем типичным и редким природным ландшафтам и биотопам; – снизить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а в случае их возникновения гарантировать минимизацию конечного ущерба окружающей среде и ликвидацию негативных последствий для экосистем; – повысить уровень экологической безопасности территорий за счет оптимизации размещения производственных объектов и пространственной организации населенных пунктов (систем их жизнеобеспечения); – последовательно снизить экологическую нагрузку территорий до уровня, обеспечивающего стабильное улучшение состояния окружающей среды; – обеспечить реабилитацию загрязненных и иных экологически дестабилизированных территорий, восстановление их природных свойств. Приоритетными направлениями государственной политики являются: – создание системы управления экологическими рисками природного и техногенного характера, формирование нормативной правовой базы по обеспечению экологической безопасности; – законодательное закрепление института стратегической экологической оценки (СЭО) с интеграцией элементов СЭО в методологию, методику и практику разработки документов планирования и прогнозирования социально-экономического развития административно-территориальных единиц различного уровня; – институциональное реформирование инспекционной деятельности в области охраны окружающей среды (экологического контроля), повышение статуса контрольно-надзорных служб, укрепления их материально-технической базы, совершенствование нормативных правовых актов в области экологического контроля; – выведение на современный технологический уровень всех систем получения гидрометеорологической и радиационно-экологической информации путем внедрения автоматизированных средств измерения и обработки данных, использования новых методов дистанционного зондирования и прогнозирования, обеспечения своевременного предоставления информации различным потребителям и вхождения в глобальные информационные сети; – нормирование величины нагрузок на окружающую среду и регулирование их пространственного распределения, усиление контроля за соблюдением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду; – интеграция функции планирования природоохранной деятельности в систему планирования отраслевого и территориального социально-экономического развития; – стимулирование внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий в контексте предупреждающей экологической политики, совершенствование технологий по восстановлению нарушенных экологических систем. Для решения задачи адаптации социально-экономического развития Беларуси к изменениям климата предусматривается: – организация научного Центра климатологии и полярных исследований, выполняющего работы по изучению и анализу глобальных, региональных и локальных климатических изменений, оценке их влияния на социально-экономическую систему, разработке многовариантных адаптационных мер в климатозависимых видах экономической деятельности; – создание экономически целесообразной адаптивной системы интенсификации сельского хозяйства, характеризующейся использованием обоснованного набора сельскохозяйственных культур и рациональной структуры севооборота, генетически устойчивых сортов, смешанных посевов, соблюдением оптимальных сроков выполнения агротехнических операций и фитоценотических мер борьбы с сорной растительностью; – выравнивание возрастной структуры леса (повышение доли спелых древостоев и молодняков) путем регулирования лесопользования и организации санитарных рубок и лесовосстановительных работ; – широкое внедрение водосберегающих технологий; – планомерная лесомелиоративная деятельность в бассейнах рек; создание надежного гидрометеорологического мониторинга, широкое использование радиолокационной и спутниковой информации для оценки характеристик снежного покрова и планирования водохозяйственных мероприятий. Стратегической целью защиты атмосферного воздуха является улучшение его качества для обеспечения экологически безопасной жизнедеятельности человека посредством минимизации выбросов загрязняющих веществ от стационарных и мобильных источников в воздушный бассейн. Для ее достижения необходимо: – совершенствование нормативной правовой базы и экономических механизмов, стимулирующих снижение выбросов загрязняющих веществ, в том числе за счет создания национального углеродного рынка; – разработка программы действий для каждого основного загрязняющего вещества; – использование наилучших доступных технических методов, передовых технологий, достижений науки и техники при строительстве новых, реконструкции действующих производств, а также выводе из эксплуатации объектов в промышленности, сельском, лесном, жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве и на транспорте; – совершенствование организации дорожного движения, создание оптимальной плотности сети дорог; – поэтапное внедрение для мобильных источников стандартов Европейского союза по выбросам загрязняющих веществ; – организация выпуска и потребления моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, увеличения использования биодизельного топлива и биоэтанола, а также расширение использования транспортными средствами не нефтяных видов топлива, увеличение доли электрических транспортных средств до 6 процентов к 2030 году; – увеличение доли общественного транспорта с улучшенными экологическими характеристиками в населенных пунктах с населением свыше 100 тыс. человек до 50 процентов; – обновление парка подвижного состава и достижение общей доли механических транспортных средств высоких экологических классов (4 и выше) более 50 процентов; – обновление парка воздушных судов; – прекращение к 2025 году производства и импорта лакокрасочных материалов с 50-процентным и более содержанием летучих органических соединений, переход крупных технологических линий окраски на лакокрасочные материалы с содержанием летучих органических соединений менее 20 процентов; – дальнейшее переоснащение и реконструкция пылегазоочистного оборудования на крупных промышленных объектах, обеспечив к 2020 году снижение выбросов веществ, имеющих твердое агрегатного состояние, до концентраций не более 50 мг/м³, для объектов использования и обезвреживания отходов 1-3 классов опасности – не более 30 мг/м³, асфальтобетонных заводов – не более 100 мг/м³; – присоединение и ратификация международных договоров и соглашений в области охраны атмосферного воздуха. Главной целью государственной политики в области ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС является дальнейшее снижение риска неблагоприятных последствий для здоровья граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, обеспечение устойчивого социально-экономического развития загрязненных территорий без ограничения хозяйственной деятельности по радиационному фактору. Достижение поставленной цели предусматривает реализацию следующих мер: – усовершенствование системы дозового и радиоэкологического мониторинга, радиационного контроля путем оптимизации объемов инструментального определения содержания радионуклидов в организме человека, объектах окружающей среды, продуктах питания, продукции сельского и лесного хозяйства, выделения критических территорий и групп населения; – поддерживание на высоком уровне соответствующих научных исследований, направленных на уточнение влияния радиационного фактора на рост онкологической заболеваемости и других долговременных радиационно-эпидемиологических последствий; – продолжение изучения биологических эффектов малых доз облучения, сочетанного действия радиационного и других факторов, воздействия сложившейся радиационной обстановки на окружающую среду и биоту; – постоянное наблюдение за состоянием здоровья населения в целях снижения риска медицинских последствий для нынешнего и последующих поколений; усиление лечебно-оздоровительной, диагностической и реабилитационной помощи детям, проживающим на территории радиоактивного загрязнения; – создание благоприятных условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, стимулирование инновационной деятельности, развития малого и среднего предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности, создания новых рабочих мест в загрязненных регионах; – обеспечение поэтапного возврата в хозяйственное пользование выведенных из оборота земель исходя из требований радиационной безопасности и экономической целесообразности; – актуализация организационных, агрохимических, агротехнических мероприятий и технологий, направленных на производство нормативно чистой сельскохозяйственной продукции в личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйствах и в общественном секторе; – совершенствование системы информирования и просвещения населения по вопросам радиационной обстановки и другим аспектам, связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС, с целью окончательного преодоления населением синдрома «чернобыльской жертвы». Стратегической целью в управлении опасными химическими веществами является снижение рисков и уровня воздействия опасных химических веществ на окружающую среду и здоровье населения. Ее достижение требует решения следующих задач: – снижение поступления опасных химических веществ в окружающую среду; – уменьшение концентрации опасных химических веществ в объектах окружающей среды; – повышение безопасности продуктов питания, питьевой воды и потребительских товаров; – предотвращение ввоза на территорию Республики Беларусь химических веществ, по которым отсутствует информация об их опасных свойствах, воздействии на здоровье человека и окружающую среду. Для реализации поставленных задач необходимо: – создать в Республике Беларусь единый координационный механизм по регулированию и контролю обращения опасных химических веществ; – усовершенствовать законодательство в области управления химическими веществами, которое должно основываться на принципах предосторожности, «загрязнитель платит», «нет данных – нет рынка», «право знать», а также синергетическом подходе, предусматривающем совместную реализацию международных соглашений в области управления опасными химическими веществами; – присоединиться к Роттердамской конвенции о процедуре достижения согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле; – вывести из промышленного и потребительского использования ртуть и ртутьсодержащие товары согласно требованиям Конвенции Минамата по ртути; – осуществить переход на Всемирную гармонизированную систему классификации и маркировки химических веществ и утвердить, как обязательный ее элемент, информацию о потенциальном риске химического вещества, мерах предосторожности и оказания первой медицинской помощи; – уничтожить запасы стойких органических загрязнителей, накопленных в республике, снизить выбросы стойких органических загрязнителей из непреднамеренных источников в соответствии с требованиями Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях; – провести инвентаризацию опасных химических веществ, создать инфраструктуру для ведения баз данных опасных химических веществ; – принять меры по развитию мониторинга воздействия опасных химических веществ на здоровье населения и состояние окружающей среды, в том числевнедрить технологии биомониторинга в районах воздействия опасных объектов; – улучшить информационный обмен между ответственными государственными структурами и заинтересованными организациями, обеспечить прозрачность информации, улучшение доступа широкой общественности к данным по опасным химическим веществам; – укрепить кадровый и технический потенциал таможенных служб по контролю за экспортом (импортом) опасных химических веществ на государственной границе Республики Беларусь.
|