![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рациональное использование природно-ресурсного потенциала
Стратегическая цель в области воспроизводства, рационального использования и охраны природного потенциала состоит в достижении эффекта декаплинга, заключающегося в использовании меньшего количества природных ресурсов на единицу экономического результата. Таблица 6.2 – Показатели использования природно-ресурсного потенциала
Для реализации поставленной цели необходимо: – увеличить объемы использования местного возобновляемого и вторичного сырья при производстве продукции с высокой добавленной стоимостью; – снизить объем потерь материально-сырьевых ресурсов на этапах их добычи и обработки; – обеспечить замещение невозобновляемых ресурсов возобновляемыми с учетом динамики истощения их запасов. Акцент государственной политики будет сделан на формировании эффективной системы управления, развитии рыночных отношений в области природопользования, внедрении экологически безопасных инновационных технологий добычи и переработки, оптимизации платежей за добычу (изъятие) природных ресурсов с учетом их экономической оценки. Для устойчивого использования земельных ресурсов потребуется: – разработка концепции государственной политики в области использования и охраны земель до 2030 года и государственной программы повышения эффективности использования и охраны земельных ресурсов; – институциональное реформирование государственных органов, регулирующих земельные отношения, через воссоздание землеустроительной вертикали и почвенной службы Республики Беларусь; – наращивание кадрового потенциала путем оптимизации программ высшего образования, экономического стимулирования обучения специалистов по II ступени высшего образования и I ступени послевузовского образования; – модернизация земельно-информационной системы Республики Беларусь с учетом рекомендаций Богорской и Батерстской деклараций ООН и Федерации национальных организаций землеустроителей (FIG), Положения о кадастре (FIG, 1995), а также международной концепции «Кадастр 2014»; – создание отечественного профиля базовой модели земельного администрирования ISO 19152: 2012 «Географическая информация – модель предметной области для управления недвижимостью» (LADM); – развитие национальной инфраструктуры пространственных данных с учетом опыта по реализации директивы Европарламента и Совета Европы 2007/2/ЕС от 14 марта 2007 г. «О создании инфраструктуры пространственных данных в Европейском сообществе» (INSPIRE); – развитие е-правительства, предоставляющего услуги по административным процедурам, связанным с деятельностью на земле (получение разрешений на строительство, прием объектов в эксплуатацию, предоставление разрешений на раскопки и др.); – развитие электронных административных регламентов и инструментов общественных обсуждений подготовки решений местных исполнительных комитетов по вопросам землепользования и градостроительства; – совершенствование порядка формирования единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним государственного земельного кадастра в части перехода от спорадического подхода к смешанной стратегии формирования земельных участков; – совершенствование государственного кадастрового учета земель в части упрощения классификации земель по видам с учетом международного опыта, включая правовое закрепление органических видов сельскохозяйственных земель; – развитие массовой кадастровой оценки единых объектов недвижимости с завершением кадастровой оценки земельного фонда и формированием эффективного правового и экономического механизма использования земель на основании их кадастровой стоимости, включая введение единого налога на недвижимость; – развитие единой системы социально-экономического и территориального планирования в рамках административно-территориальных единиц различного уровня; – экологизация землепользования, улучшение организации и устройства территорий сельскохозяйственных организаций; – оптимизация площади земель под застройкой, дорогами и иными транспортными коммуникациями; – создание эффективной системы государственного контроля за использованием и охраной земель на основе использования данных дистанционного зондирования земли, географических информационных систем и краудсорсинговых ИT-технологий; – создание действенной системы учета режимов охраны и использования природных территорий (в том числе с использованием ГИС-технологий), подлежащих особой и (или) специальной охране (особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, типичных и редких природных ландшафтов и биотопов, мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь и др.); – совершенствование нормативной правовой базы в области регулирования земельных отношений, включая разработку Законов Республики Беларусь «Об охране земель (почв)», «О едином территориальном планировании», Указа Президента Республики Беларусь «О едином классификаторе экологических требований и ограничений землепользования» и др. Учитывая высокие оценки вероятности и масштаба последствий глобальных рисков, связанных с усугубляющимся дефицитом качественных водных ресурсов в мире, а также высокие показатели водообеспеченности республики, следует детально проработать пути и механизмы реализации данного конкурентного преимущества Беларуси. Стратегическая цель в области сохранения водного потенциала страны состоит в повышении эффективности использования и охраны водных ресурсов, улучшении их качества в соответствии с потребностями общества и возможным изменением климата. Для достижения этой цели необходимы: – минимизация загрязнения поверхностных водных объектов сточными, талыми и дождевыми водами с урбанизированных территорий и загрязняющими веществами с сопредельных территорий, прекращение отведения неочищенных сточных вод в водные объекты; – увеличение мощности очистных сооружений; – внедрение приборного учета забора, использования воды и сброса сточных вод в водные объекты; – гарантированное обеспечение населения страны питьевой водой нормативного качества из подземных источников, создание централизованных санитарно-технических систем; – эффективное экологическое просвещение населения. Приоритетными направлениями деятельности должны стать: – совершенствование ценовой политики на воду в целях исключения необоснованного использования воды питьевого качества на производственные нужды; – внедрение прогрессивных водосберегающих технологий и производственных процессов, обеспечивающих снижение удельного водопотребления, развитие систем оборотного и повторного водоснабжения; – экономическое стимулирование сокращения сбросов в поверхностные водные объекты загрязняющих веществ в составе сточных вод; – сокращение потерь и неучтенных расходов воды, в том числе при ее транспортировке к потребителям; – осуществление переоценки запасов подземных вод с учетом их соответствия стандартам качества; – использование подземных вод для питьевых нужд перед иным их использованием; – совершенствование нормативной правовой базы использования и охраны водных ресурсов в соответствии с международной практикой; – восстановление нарушенных водных экосистем; – оценка влияния возможного изменения климата на водные ресурсы. В период 2016–2020 годов необходимо сконцентрироваться на реализации следующих направлений: – стратегическая оценка водных ресурсов Республики Беларусь и создание государственной системы эффективного управления использования и охраны водных ресурсов; – корректировка гидрологического и гидрогеологического районирования территории республики на бассейновом принципе; – разработка водных балансов средних и малых рек Беларуси; – оценка влияния природных и антропогенных факторов на водные ресурсы, гидрологический режим водных объектов; – создание современной карты стока территории Беларуси и пограничных территорий России, Украины, Литвы и Латвии. В период 2021–2030 годов предстоит: – разработать единую методику сбора, обработки и анализа состояния и развития систем водного хозяйства для всех видов хозяйственной деятельности; – разработать Генеральную схему развития водного хозяйства Республики Беларусь с ее детализацией на областном и районном уровнях, включая комплекс мер по охране водных систем и объектов, преобразованию русел в процессе инженерно-хозяйственной деятельности и др.; – совершенствование институциональной базы в области использования и охраны водных ресурсов; – правовое обеспечение и организация бассейнового управления водными ресурсами на территории республики; – заключение международных соглашений по рациональному использованию и охране вод трансграничных бассейнов рек (Западная Двина, Днепр, Припять); – совершенствование систем очистки загрязненных и сточных вод, паспортизация очистных сооружений; – учреждение экологического статуса озер – резерватов чистой пресной воды; – создание специализированных водосервисных компаний с целью привлечения инвестиций в водное хозяйство, обеспечения населения бутилированной чистой водой; – совершенствование системы территориальной организации использования и мониторинга подземных вод, ликвидация основных источников загрязнения вод; – разработка и реализация единой конструктивной экономической и технической политики водопотребления, водоснабжения, технического перевооружения и сервисного обслуживания систем водного хозяйства; – подготовка и реализация программы экологически безопасного обеспечения питьевой водой населения городов и сельских населенных пунктов, перевод питьевого обеспечения на подземные источники. Основными задачами устойчивого развития минерально-сырьевой базы являются: повышение уровня обеспеченности страны собственными минерально-сырьевыми ресурсами; минимизация негативного воздействия процесса добычи полезных ископаемых на состояние окружающей среды; максимально эффективное использование минерального сырья. Для реализации поставленных задач потребуется: – повышение инвестиционной привлекательности геологоразведочных проектов; – достижение в долгосрочной перспективе оптимального соотношения вкладов государства и бизнеса в геологоразведочные работы и разработку месторождений полезных ископаемых; – проведение крупномасштабной комплексной геологической съемки нового поколения; – увеличение объемов глубокого (более 3, 5 км) и сверхглубокого бурения, вовлечение в сферу геологических исследований кроме верхних горизонтов земной коры всей литосферы; – применение современных технологий высокоточных геолого-геофизических исследований, цифровых измерительных систем, а также средств автоматики и информационно-коммуникационных технологий; – ускорение и расширение объемов геологоразведочных работ на перспективных направлениях (разведка и доразведка топливно-энергетических ресурсов – нефти, сланцевого газа, цементного сырья), повышение их эффективности; – усиление научно-технического, инновационного и кадрового обеспечения геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы; – обеспечение технического перевооружения геологоразведочных работ; – развитие экспорта геологоразведочных услуг; – восстановление состояния природной среды на территориях, нарушенных в процессе деятельности горнодобывающей и перерабатывающей промышленности; – расширение доступа отечественного и зарубежного частного капитала к проведению геологоразведочных работ и добыче полезных ископаемых (особенно на месторождениях со сложными горно-геологическими условиями и небольшими запасами), значительное увеличение внебюджетных инвестиций на геологическое изучение недр и освоение месторождений; – разработка и внедрение новых прогрессивных технологий добычи и использования минерального сырья; – расширение маркетинговых исследований, экономическая оценка состояния запасов полезных ископаемых и эффективности их разработки. Перспективным направлением является поиск месторождений (скоплений) сланцевого газа с проведением ряда мероприятий, в числе которых: – выбор наиболее перспективных участков для поиска мест скоплений сланцевого газа; – проведение геофизических исследований и определение оптимальных мест заложения и бурения поисковых скважин; – разработка технологий оптимального вскрытия продуктивных отложений, освоения скважин и интенсификации добычи сланцевых газов; – проведение опытно-промышленной эксплуатации с оценкой промышленной значимости выявленных скоплений нетрадиционных газов. Актуальной проблемой, непосредственно связанной с повышением эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов и инновационным развитием геологоразведочной и горнодобывающей деятельности, является острый недостаток квалифицированных кадров геологов, горных инженеров и технологов. Для ее решения необходимо: – оптимизация численности персонала на основе технического перевооружения научно-производственных и научных организаций, осуществляющих геолого-поисковые, геологоразведочные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; – расширение международного научно-технического сотрудничества в области изучения геологического строения и освоения ресурсов недр; – увеличение объемов и повышение качества подготовки специалистов геологического профиля в средних специальных и высших учебных заведениях, организация целевой подготовки специалистов за рубежом. 6.3 Сохранение и устойчивое использование биологического и Биологическое и ландшафтное разнообразие имеет решающее значение для устойчивого развития страны благодаря основным товарам, экосистемным функциям и услугам, которые оно поставляет, и является неотъемлемой частью таких отраслей как сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство, туризм и другие, от которых в значительной степени зависит жизнедеятельность населения страны. Целями сохранения и устойчивого использования биологического и ландшафтного разнообразия являются: – предотвращение сокращения численности (площади) и разнообразия видов диких животных, дикорастущих растений, экологических систем, природных ландшафтов и биотопов, восстановление численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, их популяций и генетического разнообразия и поддержание их в объемах, обеспечивающих их устойчивое существование; – пользование биологическим разнообразием таким образом и такими темпами, которые не приведут в долгосрочной перспективе к его истощению и позволят сохранить способность удовлетворять экономические, эстетические и иные потребности нынешнего и будущих поколений; – поддержание воспроизводящих возможностей биосферы, обеспечение регионального и глобального экологического равновесия в условиях возможных климатических изменений. Для достижения указанных целей в области биологического и ландшафтного разнообразия необходимо: на период до 2020 года: – совершенствование законодательства Республики Беларусь, регулирующего вопросы биологического и ландшафтного разнообразия (Законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», «О животном мире», «О растительном мире», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.) в части правового регулирования вопросов формирования рынка экосистемных услуг, доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой равной основе выгод от их применения и др.; – актуализация стратегии по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2011–2020 годы и стратегии адаптации лесного хозяйства к изменению климата до 2050 года, а также разработка новых стратегических и программных документов, касающихся вопросов сохранения и устойчивого использования биологического и ландшафтного разнообразия, в том числе стратегии по сохранению болот и рациональному использованию торфяных месторождений Республики Беларусь на период до 2030 года, национальной стратегии по борьбе с деградацией земель на период до 2020 года; – создание условий для формирования рынка экосистемных услуг; – минимизация негативного влияния инвазивных чужеродных видов диких животных и дикорастущих растений на состояние популяций аборигенных видов и экологические системы, совершенствование механизмов препятствования инвазии новых чужеродных видов диких животных и дикорастущих растений и снижения причиняемого ими вреда окружающей среде; – завершение формирования Схемы национальной экологической сети; – развитие системы особо охраняемых природных территорий в соответствии со Схемой рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения и региональными Схемами рационального размещения особо охраняемых природных территорий местного значения с достижением площади таких территорий не менее 8, 3 процента от территории страны; – восстановление не менее 15 процентов деградировавших или трансформированных экологических систем, в том числе восстановление нарушенных экологических систем пойменных лугов и болот за счет организации рационального использования кустарников и тростников; – создание банка данных генетических ресурсов и создание условий для регулируемого доступа к таким ресурсам; – сохранение популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений путем взятия под охрану их основных биотопов (открытые низинные болота – 30000 гектаров, пойменные луговые земли – 40000 гектаров, верховые и переходные болота – 160000 гектаров); – учет режима природных территорий, подлежащих особой и специальной охране при разработке и реализации концепций, прогнозов, программ, планов действий, схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду, проектов и схем землеустройства, градостроительных проектов, отраслевых схем размещения и развития производства и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, проектов мелиорации земель, планов развития горных работ, проектов обоснования границ горных отводов, проектов водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, республиканской комплексной схемы размещения рыболовных угодий, лесоустроительных проектов, проектов охотоустройства и планировки зон отдыха. Главный целевой ориентир: повышение удельного веса площади особо охраняемых природных территорий до 8, 3 процентов в 2020 году (по сравнению с 7, 8 процентов в 2014 году). На период после 2020 года (в долгосрочной перспективе): – обеспечение формирования и функционирования рынка экосистемных услуг; – функционирование национальной экологической сети; – оптимизация системы особо охраняемых природных территорий и поддержание площади таких территорий на уровне не менее 8, 3 процента от территории страны; – развитие механизма передачи под охрану пользователям земельных участков и (или) водных объектов редких и типичных природных ландшафтов и биотопов, мест обитания и произрастания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений; – обеспечение безопасности генно-инженерной деятельности; – совершенствование системы учета биологического и ландшафтного разнообразия с использованием современных ГИС-технологий; – обеспечение функционирования механизма доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой равной основе выгод от их применения; – реализация комплекса мер по минимизации негативного влияния изменения климата на биологическое разнообразие; – предотвращение дальнейшего снижения численности видов диких животных, находящихся под угрозой глобального исчезновения, восстановление жизнеспособных популяций отдельных видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, или ранее обитавших на территории Республики Беларусь, но исчезнувших с ее территории; – включение вопросов охраны и устойчивого использования биологического и ландшафтного разнообразия в документы территориального планирования, планирования хозяйственной и иной деятельности.
|